Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны
по литературе на тему

Елдина Юлия Николаевна

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литературы в школе. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а также организацией самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь - через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно-творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eldina_yu.n.ped_._opyt.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Описание педагогического опыта

 учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Елдиной Юлии Николаевны

                                                                       

г.о.Саранск

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся в процессе преподавания литературы

1.1. Проблема творчества и творческих способностей

в современной педагогике и психологии

1.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников

1.3. Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе
Глава 2. Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся в процессе преподавания литературы.

2.1. Эффективные формы, методы и средства развития творческих способностей школьников

2.2. Эффективность разработанной методики развития творческих способностей школьников

Заключение

Список использованной литературы

Введение 

Актуальность. Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
         Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время,  для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.

Таким образом, в результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества резко возросло значение творческой созидательной деятельности.

С учетом вышеизложенного нами сформулирована следующая проблема исследования: каковы педагогические условия и пути развития творческих способностей школьников  в процессе преподавания литературы? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
         Предмет исследования - процесс развития творческих способностей школьников в ходе преподавания литературы. Гипотеза исследования - развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе преподавания литературы будет наиболее эффективным, если реализовать комплекс педагогических условий:

- наличие системы научно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей учащихся;

- профессионально-педагогическую готовность учителя литературы к совместной творческой деятельности с учащимися;

- активное включение родителей и учителей-предметников в процесс развития творческих способностей учащихся;

- наличие научно обоснованной системы работы с учащимися, предполагающей широкое использование возможностей внеурочных занятий для развития у школьников творческих способностей;

- создание в школе творческо-поисковой среды.
          В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание творческих способностей учащихся
2. Разработать и апробировать модель системы работы учителя по развитию творческих способностей учащихся в процессе преподавания литературы.
3. Определить основные критерии и охарактеризовать уровни развития творческих способностей учащихся.

4. Теоретически выявить и обосновать педагогические условия совершенствования процесса развития творческих способностей школьников в ходе преподавания литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ собственного педагогического опыта и опыта других учителей; наблюдение; беседа; анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся в процессе преподавания литературы

1.1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

Природу творческих способностей невозможно понять без понимания сущности творчества. Рассмотрим понятия «творчество», «способности», «творческие способности», «педагогические условия» как базовые в нашем исследовании. Четкое осмысление и обоснование сущности указанных категорий необходимо для организации целенаправленного процесса развития творческих способностей учащихся. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

 С понятием «творчество» тесно связаны такие понятия, как «творческое мышление», «творческие способности». Многие ученые-психологи, в том числе В.Н.Дружинин, используют понятие «креативность» в качестве синонима понятию «творческие способности»: «Креативность(от лат. созидание) — общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности» (6, 351).

В дидактике творческая деятельность в области мышления характеризуется следующими особенностями:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;  
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- видение новой функции объекта;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый вид деятельности;
- видение структуры объекта;
- альтернативное мышление;
- построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющихся комбинацией известных способов и т.д.

Способность — одно из наиболее широких психологических понятий. В психологическом словаре под способностями понимаются «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» (9, 381).

Б.М.Теплов выделил три признака, характеризующие способности:
- под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого,
- способностями называют лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности,
- способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения  ( 2, 59).

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов,  выделяет следующие творческие способности (3, 6-36)

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.  

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.  

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.  

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.  

7. Гибкость мышления.  

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.  

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.  

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.  

11. Лёгкость генерирования идей.  

12. Творческое воображение.  

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.  

2. Дивергентное мышление.  

3. Гибкость в мышлении и действиях.  

4. Скорость мышления.  

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.  

6. Богатое воображение.  

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.  

8. Высокие эстетические ценности.  

9. Развитая интуиция.  

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Мы выяснили, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны, способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умениями и знаниями происходит развитие способностей.
Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.


1.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников.

"Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться"(3, 49). Эти слова принадлежат известному российскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности,  Лук А.Н..

 Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что "если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. ...Если же преподаватель сам находится внизу шкалы "творческие способности", успехи менее способных учащихся оказываются более высокими (3, 50). Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности, как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он  сумеет организовать творческую деятельность учеников.

Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития (1, 388). Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что подросток стремится к решению максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие, предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С.  Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой. При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей работе "Литературное творчество ребят" Н.Р. Бершадская, придерживаться "принципа спирали"(4, 12). Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановке тем сочинений.

Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Применение проблемных ситуаций в учебном процессе не только дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение проблемы.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию творческой активности учащихся.
Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

1.3. Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе.

Для реализации путей развития творческих способностей мы должны таким образом организовать процесс изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, а также инсценирование произведения.
Среди видов деятельности учащихся при реализации приёмов творческого чтения Н.И. Кудряшев выделяет выразительное чтение (в идеале художественное), слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям.
Как указывает В.Г. Маранцман, в свете развития творческих способностей перед учителем стоит задача пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества (5, 167). Этому содействует другой ряд приемов, включающий школьников в разнообразную деятельность, так называемые приёмы активизации сотворчества читателя.

Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.) развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.
Для школьников 5-7 классов такой пересказ - занятие увлекательное, если герой близок им, вызывает их симпатии. В этом случае детям хочется говорить от его имени, "переселиться" в него. В.Г. Маранцман указывает, что творческий пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения (5,170).
И выразительное чтение, и рассказывание, как указывает В.Г. Маранцман, требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение. Но есть в методике литературы такие приемы, которые направляются заданиями творческого характера и заставляют ученика в какой-то степени "пересоздавать" текст. Это инсценирование, составление киносценария и устное словесное рисование ( 5, 170).

Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения - трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Повествование при инсценировании часто приходится переводить в диалог, и эта задача для учеников сложна. Трудности инсценирования побуждают использовать его в основном в 7 - 9 классах. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому "претворению" литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту.

Устное словесное рисование входит составной частью в анализ текста, служит развитию воображения, наблюдательности, обогащению словаря школьника образными средствами языка художественного произведения.
В.Г. Маранцман говорил, что устное словесное рисование открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика.

Определяя такой приём, как сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства, В.Г. Маранцман указывал на то, что включение смежных видов искусства в изучение литературы приветствуется учеными, установившими, что зрительная информация во много раз превышает возможности слуховой. В.Г. Маранцман определил основную задачу использования смежных видов искусства - обострить эстетическую восприимчивость, развить ассоциативное и образное мышление, углубить и расширить представление об искусстве, сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников (5, 175). Сопоставление литературного текста с другими видами искусства помогает выявлению читательского восприятия, способствует формированию собственного яркого представления, обучает критериям истинно художественного творчества, развивает стремление к самореализации.

Проведённый нами анализ методической литературы по проблеме творческого обучения и развития учащихся при изучении литературы в школе помог нам приобрести некоторый теоретический опыт по построению системы занятий и вывести некоторое методическое обоснование использованным нами приёмам.

Глава 2. Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся в процессе преподавания литературы.

2.1. Эффективные формы, методы и средства развития творческих способностей старшеклассников.

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития. На уроках создаю условия психологического комфорта, когда каждый ученик, независимо от уровня общеучебной подготовки, превращается из объекта обучения  в полноправный субъект педагогического процесса, связанного с активизацией овладения знаниями, умениями, способами учебной деятельности. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.

Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы,  для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Для развития творческих способностей и воображения учащихся в своей практике я использую следующие типы уроков:

  • Урок – размышление
  • Урок – представление поэта
  • Урок - суд (Суд над чиновниками из комедии «Ревизор»)
  • Урок - путешествие в душу (биография и география)
  • Литературная гостиная (бал литературных героев)
  • Урок - композиция (по лирике разных поэтов)
  • Уроки - проекты (самостоятельность и творчество детей)
  • Урок - инсценировка
  • Творческий практикум

  Игры на уроках литературы.

 «Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М.Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;
  • поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
  • развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);
  • изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;
  • саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление; иногда использую её для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости на уроке.

Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса к происходящим событиям. А.С.Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять». Игра активизирует творческое мышление детей.

Виды игр, используемые мною на уроках литературы для развития творчества и воображения детей: “Бином фантазии”,  игра “Хорошо - плохо”, “А что было бы, если...” (метод гипотез), конструирование загадок, перевирание сказок,  “Помоги литературному герою” и др.

Метод творческого чтения является также одним из способов создания рефлексивно-познавательной среды на уроках литературы (художественное чтение, комментирование, беседа, постановка проблемы и творческого задания по жизненным наблюдениям).

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений.

Взрослые же должны научиться видеть ростки творчества в детском восприятии окружающего. Поэтому задача не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества.

Необходимо дать возможность учащимся проявлять инициативу, показывать свою индивидуальность.

 В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения. Одной из забытых форм является ведение дневника. Выполнение такой творческой работы помогает учащимся “приблизить” к себе героя, почувствовать его переживания, не понятые при поверхностном чтении. При обучении такой форме сочинения следует предупредить о необходимости сохранения колорита речи героя, атмосферы эпохи. Такая работа дает представление не только о знании текста, понимании сложности и противоречивости характера персонажа, но и просто учит вести дневник, помогает преодолеть страх перед белым листом бумаги.

 В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое и жанр письма. Его полезно возвращать, как и дневники. Письмо – полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале можно практиковать письма–обращения к какому-нибудь персонажу, письма–признания таланта какого–то человека, воображаемые письма одного героя другому. Такая работа стимулирует аналитическое чтение, включает в себя элементы литературно–художественного мастерства. Особенность формулировки тем требует от учащихся составления письма по воображению на основе текста произведения. Оно ставит пишущего в позицию героя, позволяет ему глубже осмыслить духовный мир персонажа. Приведем пример сочинения в жанре письма Дотолевой Ксении, ученицы 10Б класса.

«Бунтующее сердце» ( Образ Базарова в романе

 «Отцы и дети» )

 15-ое февраля, 187… год

         Здравствуй, друг мой! Как твоё здоровье? Как жена твоя, достопочтенная Лидия Ивановна? Живы ли, здоровы все? Дай Бог, чтобы было так. Мы с Катериной тоже всё потихоньку. Про дела позже расскажу. Теперь же вот о чём. Я знаю, ты давно интересовался, как же связала меня жизнь с Евгением, да и кто он такой, этот Базаров. Что ж, пожалуй, теперь, когда покинул он бренную землю, самое время рассказать тебе о нём.

            Свела нас судьба в зиму, когда мне двадцать первый год от роду шёл, а он немногим старше был. Привлёк он меня – молодого, не оперившегося ещё цыплёнка – своей решительной, принципиальной, твёрдой натурой. Он нигилистом был тогда, отрицающим всех и вся, не признающим духовной жизни, существовавшим точными науками. «Главный предмет его – естественные науки», - так, кажется, сказал я когда-то батюшке своему. И нельзя отрицать, что доктором он был и вправду хорошим. Мне нравился его каменный, противоречащий всему характер, сильная воля, железные принципы, крутой и гордый нрав. Мне очень хотелось быть тогда похожим на Базарова, стать таким же гордым, самодостаточным, и я во всём подражал ему. Эх, как же молод я был тогда! Но природа взяла своё, так что теперь я таков же, как и мой покойный отец – «барчук проклятый», как сказал когда-то Евгений. Не видел я в то время, что относится он ко мне несерьёзно, с некоторой насмешкой, видимо, ещё тогда поняв, что мне никогда не стать таким, как он. Так вот, почти сразу после нашего знакомства привёз я его домой. Он держался как обычно – непринуждённо, высказывал всем всё, что думал. С моим дядей, Петром Петровичем Кирсановым, у них дело дошло даже до дуэли. Базаров называл его «жалким аристократишкой», сам же будучи сыном бедного уездного лекаря. Спорили они постоянно, на любые темы, по любому поводу, кажется, обо всём на свете – и ни разу не пришли хоть к маломальскому согласию. Вообще, как сейчас я заключаю, он презирал всю нашу семью. Да только что теперь об этом толковать? Мне казалось, что Базаров никем не дорожит, никого не любит, никого не щадит. Эти мои мысли частично развеялись по приезду нашему  к родителям Евгения. Если и было что-то или кто-то, кого на тот момент любил он, – это были его родители. Никого он так не оберегал и не ценил. Я видел его тёплые отношения с родителями. «Таких родителей, как мои, в высшем свете днём с огнём не сыщешь». Это его слова. Их Евгений никогда не стеснял, лишнего ничего никогда не брал. В студенческие годы, весьма трудные для него, он сам зарабатывал себе на хлеб, крутился, как мог. Но никогда ни копейки не взял у отца и матери. В этом отношении я очень восхищаюсь им.

          Как я уже говорил, Евгений отрицал всё духовное, нематериальное. Чувства, эмоции… Но сам впоследствии не смог пройти испытание любовью. Он влюбился в нашу общую знакомую, родную сестру моей любимой жены – Анну Сергеевну Одинцову, вдову, которая после смерти мужа получила всё состояние в своё распоряжение. В первый наш приезд к ней в поместье Евгением и овладело это столь прекрасное и знакомое нам с тобой чувство. Тогда в нём произошли перемены, причём довольно явные. Мы стали отдаляться. Я всё более становился таким, каков я есть сейчас, глупое подражание Базарову постепенно покидало меня. Евгений же всё более задумчив стал, всё время проводил либо с Анной Сергеевной, либо в одиночестве. Она же только поигралась с ним, ранив его, как водится, в самое сердце. Любовь все его принципы и устои пошатнула, поломала его жизнь. Да что он поделать мог? Думаю, это и свело его в могилу. Тогда меня уже не было рядом, но Анна рассказала всё нам с Катей. Она была с ним в предсмертный час, видимо, облегчив ему уход. Он получил заражение крови, якобы по неосторожности. Я знаю, что он был мастером своего дела, и явно не случайностью это было. Он и сам, мне думается, уйти хотел. Ему нечего было делать здесь, когда вся жизнь его рухнула, как карточный домик… Что ж, это его выбор. Да и к чему теперь толковать? Евгений всегда держался достойно, до самого конца. И хоть он презирал меня при жизни, а я, быть может, не до конца сумел понять его, я уважаю этого человека.

       Ну вот, пожалуй, и всё. Надеюсь, хоть чуток удовлетворил твоё любопытство. Ждём вас в гости, повидать всегда рады. Как-нибудь и мы к вам будем, ближе к маю. За сим спешу откланяться.

Ваш преданный друг,

А. Кирсанов.

Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Вот пример такого стихотворения:                           

Под знойным небом Аргентины

Нашел приют себе мордвин,

Ее деревья были дивны,

И он без устали творил.

А по ночам душа кричала

О берегах родной Суры,

И он искал свое начало

В причудливой игре коры.

Он не хватал за хвост удачу,

Он видел дерево насквозь.

И, покоряясь ему, кебрачо

Запело сотней голосов.

Вот голова простой «Эрзянки»,

Вот «Плач», «Отчаянье», «Тоска»,

Его рука не знала рамки,

А дух стремился в небеса.

Он был отцом своих творений,

И в каждом снова проживал

Всю «Радость», «Горечь» и «Сомненье»,

Пока в руках резец держал.

Он свой народ трудом прославил,

Он имя взял из недр его.

И мы горды, что Эрьзя с нами,

И в каждом есть душа его.

Марьянова Даша,10 А

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи, и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию  действительно трудно, но возможно. Вот примеры творческих работ учащихся.

Буриме-монорим – это стихотворение с одной рифмой

Королек

На заре меня привлек

Звонкий голос славной птицы –

Это трели королек

Распевает для синицы.

На лугу, что недалек,

С ветром весело играя,

Слышит песни василек,

Дождик теплый вспоминая.

       Чигирева Юля, 6 «Б».

Акростих – это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово 

Ясный солнечный луч

Тронул нежные цветы.

Если небо без туч,

Будешь счастлива ты.

Я тебе принесу

Легкий свист ветерка,

Южной ночи красу,

Белых стай облака.

Легко с другом идти,

Юность веет в груди.

                 Кулянова Катя 

В словесности иногда используются размер стиха и интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация и не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму иное содержание, и от неожиданного сближения возникает юмор. Может быть, так?

Сказала мама ведь не даром:

- Учить не будешь – схватишь пару!

Я не смотрел свое кино –

Учил всю ночь «Бородино».

Усилье не пропало даром:

«Пять» получил я, а не «пару»!

                           Чеканин Максим, 5 «В».

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Все это позволяет мне не только познакомить обучающихся с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в его творческую лабораторию, совершить заочные литературные экскурсии (например, экскурсия по Петербургу при изучении творчества Достоевского). Можно познакомиться с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке.

Часто предлагаю обучающимся ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждаю их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу, оценке собственных работ. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности обучающихся: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность. 

Работа по развитию творческих способностей учащихся не ограничивается только рамками уроков русского языка и литературы. Она продолжается и во внеклассной работе: в работе  элективного курса «Журналист»,   литературного общества «Родник» и издания литературно-художественного журнала «Родник»

2.2. Эффективность разработанной методики развития творческих способностей учащихся.

Основная педагогическая идея, лежащая в основе деятельности учителя – каждый ребенок способен созидать и творить. Для реализации этой идеи мной были выработаны целевые ориентации:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;
  • предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
  • воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.

Концептуальные позиции педагога:

  • творческий подход к решению любых проблем;
  • творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;
  • только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;
  • не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем;
  • учитель и ученик – партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого школьника.

            Результатом работы является повышение качества знаний по русскому языку и литературе, участие детей в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в работе литературно- художественного журнала «Родник», объединившего учащихся и учителей школы, занимающихся творчеством. У учащихся сформирована положительная мотивация к предмету, появился интерес к проблемам литературного образования, повысилась успеваемость, возникло желание решать творческие задания, установилась атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки.

                                                                             

Заключение

Анализ методической литературы по проблеме творческих способностей, рассмотрение подходов к проблеме  их развития позволил выделить важные для нашего исследования положения. Способности определяют деятельность и развиваются в деятельности.
Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей. Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Уровень развития творческих способностей необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления.

Проведённый нами анализ научной литературы позволил выявить некоторые условия развития творческих способностей.
Первое условие - творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Второе условие заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения – условие, обеспечивающее постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.
Одно из необходимых условий развития творческих способностей учащихся - это практическое решение творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и в то же время способствует его приобретению. Но приобретение истинного творческого опыта невозможно без пробы самостоятельного творчества. Поэтому необходимо организовать самостоятельную творческую работу  ребят.  Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием. При изучении литературы в школе это содержание обеспечивают произведения художественной литературы. Именно опора на художественно-литературное искусство обеспечивает развитие собственно творческих способностей художественного характера.

Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволяет нам выделит пути реализации их развития в процессе изучения литературы в школе. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а также организацией самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь - через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно-творческой деятельности.

Список использованной литературы                                                                                                                                                                          

  1. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. - М.: Просвещение, 2001, кн. 3.
  2. Теплов Б.М. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Просвещение, 1997, т. 1
  3. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1997
  4. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986.
  5. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1995.
  6. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2000.
  7. С. М. Брызгалова, С. Р. Романова. «Из опыта обучению написанию сочинений», Методическое пособие. -  Якутск, 2003
  8. Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова. «Развивайте дар слова», Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» -  М.: Просвещение, 1990 
  9. Психологический словарь. - М.: Наука, 1987




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горячевой Ирины Викторовны

В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания.Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективно...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя русского языка и литературыБеловой Тамары Николаевны...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы (2021)

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организац...