Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы (2021)
статья

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Описание  педагогического  опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Жителевой Елены Ивановны

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Тема опыта: «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Введение.

Хотя чужое знание может нас кое-чему  научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием, бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

Древние говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении пещеры учитель и ученики постигали истину.

В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.

Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно -  деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной  деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения  личностно - и  социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем. Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Актуальность опыта.

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.

    Цель проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы: формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

     Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники

  • учатся самостоятельно приобретать знания,
  • получают опыт познавательной и учебной деятельности,            
  • получают  исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,
  • учатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.

            В силу более высокого образовательного уровня  школьникам легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, в правильном выборе  будущей  профессии.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами  дает учащимся  возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. По русскому языку ребята с удовольствием приняли участие в создании проекта «В мире фразеологии». Чаще использую проекты на уроках литературы: например, «Устное народное творчество», «По страницам сказок А.С.Пушкина», «Поэзия С.Е.Есенина» и другие.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

 Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.                                        

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

 Применяя  метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний.

       Оптимальность и эффективность средств.

    Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

    В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.  Выделяется несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы:

  • информационный
  • ролевой  
  • практико-ориентированный  
  • творческий  
  • исследовательский

     Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.     Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Отмечается большое разнообразие учебных проектов:

  • от проекта на несколько уроков в рамках учебной темы до проекта на весь учебный год;
  • индивидуальные и групповые проекты;
  • общешкольные по составу участников;
  • проекты, предназначенные для изучения разных тем одного предмета, а также монопредметные, межпредметные и надпредметные.

   Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут получать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыков решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, особенно подготовительный этап. Требуется хорошо продумать структуру, обозначить цели, обосновать актуальность предмета исследования для всех участников, обозначить источники информации, продумать методы, результаты.

   В начале работы над любым проектом всегда стоит проблема мотивации – какими должны быть задания, чтобы школьники с интересом участвовали в процессе. Нужно четко сформулировать основополагающий вопрос. Например: Для чего нужны фразеологизмы? Чем отличаются сказки А.С.Пушкина от других авторских сказок?

После постановки проблемы идет поиск фактов для лучшего его понимания и возможностей ее решения. Учащиеся используют разнообразные издания и информационные ресурсы сети Интернет, а учитель при этом выполняет функцию координатора и партнера, старается увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.

На следующем этапе происходит формулирование учащимися гипотез, которые возникают как возможные варианты решения обозначенных проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

   Основная часть работы над проектом представляет собой самостоятельную работу учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе: результатом обсуждения до консультирует, внимательно следит за ходом обсуждения.

Отчеты о проделанной работе представляются учащимися в виде мультимедийных презентаций, буклетов или сайтов. Основная цель этой работы систематизировать полученные данные и представить их в наглядной и доступной форме с учетом логики проведенного исследования.  

    Представление результатов исследования проводится на последнем учебном занятии при изучении темы.

    Официальное представление и защита полученных результатов проводится на конференциях муниципального и Республиканского уровня. Например, в 2018/2019 учебном году Плазинская Виктория, ученица 7 класса, приняла участие в II Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий» в номинации «Сила слова беспредельна» с проектом «Фразеологизмы в произведениях В.Высоцкого» и стала победителем. А в  2018/2019 учебном году Вика приняла участие в III Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий» в номинации «Сила слова беспредельна» с проектом «Хронотоп улицы в творчестве Н.В.Гоголя. На примере повести «Невский проспект» и стала призёром.

Результативность опыта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • повышение мотивации учащихся;
  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

При оформлении результатов исследования от учителя требуется умение не попасть под влияние техники, а представляя себе ее возможности, подчинить ее своему влиянию.         

Возможность тиражирования.

    Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на заседаниях кафедры гуманитарного образования, педагогического совета, на семинарах различного уровня.

   Так, в октябре 2019 года в сборнике научных трудов по материалам Международной научной конференции «Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства» была опубликована моя статья «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы».

  Также мои разработки, презентации, конкурсные работы учащихся размещены  на моём сайте и в личных кабинетах.

Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели.

                                    Если ученик не учится творить, то и в жизни он

                                 всегда будет только подражать, копировать.

                                                                                               Л.Н.Толстой.

Список использованных источников.

  1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

  2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  – Москва, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.

Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А.  по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горячевой Ирины Викторовны

В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания.Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективно...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...