Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.
статья на тему

Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А.  по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панорама педагогического опыта учителя русского языка и литературы ГОРЕЛЫШЕВОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

«Развитие креативности школьников на уроках словесности»

На мой взгляд, каждый ребенок - личность, индивидуальная и неповторимая. И какими ценностями он обогатит свою душу, таким и будет. Современное общество кричит обломовскими словами: "Дайте человека! Где человек-то?!" Сознает ли оно, что для создания этого самого Человека нужен совместный труд не только родителей и педагога? Знает ли об ответственности, которую взвалило на плечи учителя: ответственности за будущее страны? И  мы, педагоги, не имеем право на ошибку. Это вопросы, ответы на которые дает только Жизнь. И, пожалуй, наибольшая трудность учительской профессии в том, что не сразу видны результаты труда. Объективную оценку дает только Время.

Проработав 19 лет в школе, я поняла, что в этом мире богатыми нас делает не только то, что мы получаем от детей, а главное то, что отдаем.

В моей жизни встретился такой человек, научивший дарить тепло души детям, – моя учительница литературы и классный руководитель Т.М. Александрова. Именно она научила меня, выпускницу Ульяновского пединститута, воспринимать словесность как искусство, как тяжёлый и ответственный труд. Она воспитывала нас Личностью своей, своим отношением к миру. Наконец, просто была хорошим другом в начале сложной дороги под названием Жизнь.

В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач. В этой связи особую актуальность приобретает категория «креативность» - способность создавать множество новых идей и доводить их до совершенного вида, умение видеть ситуацию под различными углами зрения. Эта категория и легла в основу моего педагогического опыта (каждый ребенок способен созидать и творить), срок реализации которого можно определить как мой педагогический стаж.

Как формировать креативность? 

С чего начать? С главного (как учили всегда мои родители)  – с удивления…ведь это основа творчества. Творить, постоянно находиться в поиске неведомого тебе, открывать  новые горизонты в разных областях знаний (этому учил меня отец – журналист по профессии); быть гибкой, быстрой, стараться оригинально мыслить, креативно (учила мама – медик по образованию). И не зря, ведь еще Л.Н. Толстой говорил: «…если ты не научился сам ничего творить, то и в жизни всегда будешь только подражать…». С этим девизом я иду по жизни, этому учу дочь и своих учеников. А помогает урок литературы. Он как раз и  уникален тем, что сочетает в себе, казалось бы, несочетаемое: мысль и чувство, полет фантазии и холодный расчет, логику и творчество – то есть несет полифункциональное воздействие на ребенка.

Систему работы по формированию креативности строю по формуле развивающего обучения – развитие духовной сферы, мотивации, памяти, мышления – к воспитанию креативной, интеллектуальной, духовно богатой личности. Поэтому наряду с традиционными формами и методами работы применяю исследовательские и проектные методы  обучения, компьютерные технологии, бинарные уроки и педагогические мастерские (от восприятия информации – к ее интерпретации и умению прогнозировать).

Внеклассная  работа  по  предмету   ведется  в  разных  формах: сотрудничество с областной, районной, школьной библиотеками, РДК, ЦДО, Православным храмом, школьным музеем, Советом ветеранов. Это  литературные гостиные, вечера; литературные суды; читательские и научно-практические конференции; конкурсы чтецов; духовные концерты, викторины, выставки  лучших  творческих  работ, экскурсии и многое другое.

Активно использую ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Неоднократно показывала учителям школы и района открытые уроки с применением интерактивной доски и мультимедиа. На уроке побуждаю учеников к размышлению, творчеству, самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому давно  организовала для детей творческую лабораторию «Проба пера», где ребята пробуют себя в роли автора или соавтора оригинальных поэтических и прозаических произведений на актуальные темы современности. Ребята пишут стихи, сказки, пьесы, басни, даже романы, создают разного вида проекты по словесности. Лучшие произведения участвуют в различных  конкурсах районного и областного уровня, печатаются в районной газете, региональных сборниках.  

      Постоянно принимаю участие в научно-методической и опытно-экспериментальной работе района, области, России.  Опыт работы обобщается, распространяется на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях: ежегодно участвую в творческом отчете школы для учителей района, защищала опыт работы методического объединения словесников Вешкаймской СОШ № 2 на областном Фестивале методических идей и педагогических инноваций, обменивалась опытом работы на  Межрегиональной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов, семинарах и конференциях в Ульяновске, Белгороде, Казани, Москве, Сибири. Являюсь наставником молодых педагогов.

Имею свои презентации по русскому языку и литературе, в воспитательной работе, вместе с воспитанниками работаем над социальными, творческими, исследовательскими и интегрированными проектами и представляем их на межрегиональной выставке-ярмарке в Ульяновске. Ученики старших классов входят в научное общество «Эврика», на базе которого проводится ежегодная конференция «Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности».

Творческая группа школьников с исследовательским проектом «Есть ли будущее у русского языка?» приняла участие в городской студенческой конференции НИРС.

18 учеников работали над реализацией школьного проекта «Электронная газета», руководителем которого я являюсь с  2006 года.                                                                                      Члены кружка «Юный журналист» входят в ассоциацию начинающих журналистов Ульяновской области «Inформат» и являются активными участниками фестивалей, проводимых молодежной общественной организацией «Молодежный инициативный центр» г. Ульяновска. В 2008 году редколлегия кружка стала участницей первого Российского фестиваля школьных СМИ.

Стараюсь использовать инновационные образовательные технологии и в методической работе, выступая на фестивалях и конференциях, на страницах Всероссийских электронных изданий.

В последние годы работаю в классах с углублённым изучением русского языка и литературы, предпрофильных и профильных. Ученики - участники, призёры и победители предметных олимпиад, активные участники различных районных, региональных, Всероссийских творческих и исследовательских конкурсов, фестивалей, акций, конференций, выставок-ярмарок, многие из них ныне студенты вузов гуманитарных факультетов  Ульяновска, Самары, Мордовии.

С целью повышения профессионального мастерства приняла участие в различных профессиональных конкурсах: «Учитель года», Фестиваль методических идей и педагогических инноваций, «За гранью педагогического мастерства», Областной конкурс исследовательских и творческих работ, VI Всероссийский конкурс-фестиваль детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги», Всероссийский  Фестиваль  педагогических  идей «Открытый урок».

В 2011 году окончила аспирантуру Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, заканчиваю работу над диссертационным исследованием, издано восемнадцать научных публикаций.

Итоговым контролем знаний учеников стал Единый Государственный Экзамен, на котором ребята при 100% успеваемости  показали  высокий процент качества знаний.

К критериям оценки деятельности отношу следующие:

Умение видеть как собственные достижения, так и затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;  уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, владение методами педагогического исследования; умение профессионально и грамотно анализировать свой опыт и опыт коллег; владение профессионально-речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога.

Результаты реализации опыта:

1. Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения составляет:  

2. Рост мотивации к изучению предмета

3. Качественные показатели предметных олимпиад

4. Повышение качества творческих работ учащихся по русскому языку и литературе.

С помощью психологической диагностики, анкетирования мне удалось проследить сформированность креативного мышления обучающихся и выпускников (от 40 до 100%).

Перспективы развития опыта: 

  1. Подготовка вдумчивого читателя, умеющего отличить высокохудожественную литературу от суррогата;
  2. Формирование духовно-нравственной и социально-адаптированной личности;
  3. Выбор учащимися гуманитарного профиля обучения;
  4. Успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-ом классе и единого государственного экзамена в 11-ом классе;
  5. Методика, соответствующая возрастным возможностям учащихся, с успехом может быть использована в процессе преподавания литературы практически по любой из существующих программ;
  6. Кроме того, содержание пед. опыта может быть применено при выполнении исследований по ряду проблем теории и методики преподавания литературы в профильной школе на разных этапах литературного образования и при обучении студентов для решения комплексных задач подготовки будущих педагогов-словесников в условиях современных педагогических вузов.

                                                           

Работать приходится  много, творчески, а ради чего – попробую объяснить строчками из своего стихотворения:

Судьбу нам всем даруют небеса.
Пройти жизнь с честью – вот проблема века.
Хранить огонь любви в душе и верить в чудеса.
Чтобы сердца наши дарили миру Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...