Заключительный урок по комедии "Недоросль" 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс)

Абакумова Наталья Святославовна

Данная методическая разработка постороена с использованием метода "6 шляп" технология ТРКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Смешон или жалок Митрофан? Заключительный урок по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Тип урока: урок  с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа художественного произведения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осознаёт трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в тексте художественного произведения.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Суть метода «шести шляп мышления».

Для метода характерна значимость всех компонентов работы: эмоций, фактов, критики, новых идей.

Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников обсуждения появляется возможность высказать свои чувства, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа: логический позитив.  Желтая шляпа помогает раскрыть положительные стороны; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Что здесь положительного? Каковы преимущества? Почему это можно сделать?

Черная шляпа: критикаЧерная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.  Правильно ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа: креативность.  Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, исследуем возможности, ищем новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа предназначена для управления самим процессом работы. Используется для постановки целей работы и подведения итогов. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Ход урока

  1. Театральная постановка. Эпизоды из комедии. «Урок Митрофана», «Экзамен Митрофана»
  2. Работа в группах «6 шляп».

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

- историческая эпоха, когда была создана пьеса

- кто такой недоросль

- историческая эпоха, показанная в комедии

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

- положительные черты Митрофана

  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

- отрицательные черты Митрофана

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

- эмоциональное восприятие поступков Митрофана

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

- положительный выход из сложившейся ситуации для Митрофана

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

  1. Подведение итогов. Ответ на вопрос: смешон или жалок Митрофан?
  2. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для заключительного урока в 8 классе

Представлен набор заданий для проведения соревнования между 3 командами....

Заключительный урок в 5 классе

Урок-игра. Материал данной презентации поможет провести последний урок в занимательной форме....

Заключительный урок "СПП" 9 класс

Презентация к уроку +текст...

Как повысить мотивацию. Заключительный урок- игра. 8 класс

Заключительный урок года  в 8 классе проводится в форме игры  "Knowledge is Power"....

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...