Заключительный урок "СПП" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Савельева Елена Олеговна

Презентация к уроку +текст

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 класс Обобщающий урок по теме : « Сложноподчиненное предложение».

Слайд 2

Что нужно знать и уметь, рассматривая нашу тему? - Какова цель и задачи нашего урока?

Слайд 3

«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» . Н.М.Шанский

Слайд 4

Теоретическое обоснование - Выделите ключевые слова в цитате Н.М.Шанского. -Какие предложения называются сложноподчиненными?

Слайд 6

. Найдите в тексте и запишите номера сложноподчиненных предложений, определите их вид.

Слайд 8

№ 12. Готовимся к ОГЭ В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Слайд 9

Она стояла (1), держа в руках сложенный зонтик (2), не обращая внимания на дождь (3), который стекал с плаща (4), и медленно водила глазами по окнам школы: мама(5), наверно(6), хотела угадать(7), в каком классе сидит ее Толя.

Слайд 10

Среди предложений 3-7 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соподчинением придаточных Готовимся к ОГЭ № 13

Слайд 11

Среди предложений 2-6 найдите сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью. Готовимся к ОГЭ № 14

Слайд 12

Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте

Слайд 13

С какой целью автор употребляет СПП в речи? СПП помогает сделать текст эмоциональным, законченным, полным, а значит, более выразительным. СПП помогает точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста. Использование СПП дает возможность выразить более сложные мысли. Использование СПП позволяет выразить мысли более полно. С помощью СПП можно легко связать происходящее вокруг с эмоциями, которые ты получаешь от этого. В главной части СПП заложен смысл фразы, а в придаточном точка зрения автора слов на происходящее вокруг.

Слайд 14

«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» . Н.М.Шанский

Слайд 15

Готовимся к ОГЭ Сочинение на лингвистическую тему (15.1) Что представляет собой сочинение? Что предполагает сочинение на лингвистическую тему? Что отличает тип речи – рассуждение? Какова структура сочинения рассуждения?

Слайд 16

Алгоритм создания сочинения на лингвистическую тему. Сформулировать тезис Привести рассуждение на теоретическом уровне (пояснить цитату) Привести пример-аргумент №1 из прочитанного текста Привести пример-аргумент №2 из прочитанного текста Сделать вывод-заключение

Слайд 17

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста . Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Домашнее задание:

Слайд 18

. Самооценка учебной деятельности «Знаю», «умею» – 1 балл «Нет», «не уверен» – 0 баллов



Предварительный просмотр:

Текст

http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (8)Тебя провожу.

– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф. (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

 (16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: (28)«Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!»

(41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок в 3-м классе по теме "Числительное"

Коллективные формы деятельности - один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Особенно полно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизиров...

"Деревенские посиделки"(фрагмент заключительного урока, раздел "Рукоделие" 7 класс)"

(фрагмент заключительного урока, раздел «Рукоделие» 7 класс) Цели:Расширить кругозор детей об истории края, приобщать учащихся к культурному наследию нашего народа.Воспитывать чувство любви...

Спасибо, Андерсен! Заключительный урок по сказкам писателя в 5 классе

Конспект заключительного урока по сказкам  Андерсена  включает работу по развитию речи  и творческих способностей учащихся ,игровой материал. Урок прошел недавно, некоторые ответы успел...

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

Мероприятие "Путешествие группы 6-х классов и малышей 1-3-х классов со службой -01" (заключительное занятие реализованного детского проекта социальной направленности дружины юных пожарных "Лидер")

Данное мероприятие подготовили воспитанники дружины юных пожарных "Лидер", Мои воспитанники проводят профилактическую работу по соблюдению правил пожарнойбезопасности среди воспитаннико...

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...

методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс

Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие  в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...