Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
презентация к уроку по химии (11 класс) по теме
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности" разработана для учащихся 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_printsip_le_shatele_lf.ppt | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Состояние химического равновесия обратимой реакции сохраняется при неизменных условиях (концентрация, температура и давление), но стоит только хотя изменить хотя бы одно из условий протекания реакции, как равновесие быстро перейдет в другое состояние, соответствующее новым условиям.
Переход реакции из одного равновесного состояния в другое равновесное состояние, отвечающее изменившимся условиям, называют смещением равновесия
Принцип Ле Шателье Если изменить одно из условий, при которых реакция находится в состоянии равновесия (концентрация, температура или давление), то равновесие сместится в направлении той реакции, которая сместится в направлении той реакции, которая противодействует этому изменению
Ле Шателье Анри Луи Французский физикохимик и металловед. Сформулировал (1884) общий закон смещения термодинамического равновесия (принцип Ле Шателье). Исследовал процессы, происходящие при высоких температурах, металлические сплавы, сконструировал металлографический микроскоп (1850 - 1936)
Изменение концентрации При увеличении концентрации одного из веществ (исходное или продукт) равновесие смещается в сторону его расходования увеличении концентрации одного из веществ I 2 или H 2 I 2 ( пары ) + H 2 2 H I увеличении концентрации H I
Изменение концентрации При уменьшении концентрации вещества равновесие смещается в сторону его образования уменьшение концентрации IH I 2 ( пары ) + H 2 2 IH уменьшение концентрации I 2 или H 2
В обратимых гетерогенных реакциях введение дополнительной массы твердого вещества не влияет на состояние равновесия t CaCO3( тв. ) С aO( тв. ) + CO 2 (г)
Изменение температуры Повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции (так как она протекает с поглощением теплоты), а понижение – в направлении экзотермической реакции (так как она протекает с выделением теплоты) понижение температуры Экзотерм. N 2 + 3H 2 2 NH 3 + Q Эндотерм. повышение температуры
Изменение давления Сжимаемы только газообразные вещества , поэтому изменением давления можно смещать равновесие в реакциях, где хотя бы одно вещество находится в газообразном состоянии и изменяется число молекул газообразных веществ
Изменение давления Повышение давления смещает равновесие в сторону реакции, протекающей с образованием меньшего числа молекул газообразных веществ, а понижение давления – в сторону реакции, протекающей с образованием большего числа молекул газообразных веществ повышение давления N 2 + 3H 2 2 NH 3 1 молекула +3 молекулы > 2 молекулы 4 молекулы > 2 молекул понижение давления
Изменение давления Если реакция протекает без изменения числа молекул газообразных веществ , то изменение давления не влияет на состояние равновесия этой системы , так как давление в системе не изменяется I 2 ( пары ) + H 2 2 IH 1 молекула +1 молекулы = 2 молекулы 2 молекулы = 2 молекул
Введение катализатора Введение в реакцию катализатора не влияет на состояние химического равновесия, так как катализатор снижает энергию активации прямой и обратной реакций на одну и туже величину, следовательно он в одинаковой степени изменяет скорость как прямой, так и обратной реакции. Катализатор только ускоряет достижение химического равновесия
Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Применение принципа Ле Шателье к обратимым химическим реакциям позволяет управлять химическими процессами
Производство серной кислоты контактным способом Химизм производства серной кислоты состоит из трех стадий: Получение оксида серы ( IV ); Каталитического окисления оксида серы ( IV ) до оксида серы ( VI ); Образование серной кислоты из оксида серы ( VI )
Рассмотрим вторую стадию получения серной кислоты : Каталитическое окисление оксида серы ( IV ) до оксида серы ( VI ) Реакция между оксида серы ( IV ) и кислородом экзотермическая и равновесная. 2SO 2 + O 2 2SO 3 + Q Задание: В соответствии с принципом Ле Шателье смещению равновесия в сторону образования SO 3 способствует: а) повышение температуры; б) понижение температуры; в) понижение давления; г) повышение давления Правильные ответы: б) понижение температуры; г) повышение давления
Рассмотрим Производство аммиака Реакция синтеза NH 3 экзотермическая, обратимая и протекает с уменьшение объема N 2 + 3H 2 2 NH 3 + Q Задание: В соответствии с принципом Ле Шателье смещению равновесия в сторону образования NH 3 способствует: а) повышение температуры; б) понижение температуры; в) понижение давления; г) повышение давления Правильные ответы: б) понижение температуры; г) повышение давления
Л. О. №1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ Влияние изменения концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие исследуем на примере реакции между хлоридом железа ( III ) и роданитом калия: FeCL 3 + 3KSCN Fe(SCN) 3 + 3 KCL 3+ - Fe + 3SCN Fe(SCN) 3
Л. О. №1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ Красное окрашивание роданида железа ( III ) позволяет следить за сдвигом химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Описание опыта №1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ 1. Смешайте приблизительно по 3 см 0,5 - 1 % ный раствор хлорида железа( III ) и радонида калия 2. Разлейте полученный раствор по четырем пробиркам 3. В первую пробирку добавьте 2-3 капли концентрированного раствора хлорида железа( III ); во вторую - 2-3 капли концентрированного радонида калия; в третью насыпьте немного твердого хлорида калия и встряхните пробирку несколько раз, чтобы ускорить растворение соли 4. Сравните окраску растворов в этих трех пробирках с окраской исходного раствора в четвертой пробирке
Л. О. №1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ Напишите выражение для константы химического равновесия данной реакции. Укажите, как изменилась концентрация роданида железа ( III ) в каждой из трех пробирок, и объясните происходящие изменения, исходя из принципа Ле Шателье. Укажите направление смещения равновесия, а также оформите результаты согласно предложенной таблице:
Л. О. №1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ № пробирки Что добавлено Изменение интенсивности окраски Направление смещения равновесия (вправо, влево) 1 FeCL 3 конц. раствор 2 KSCN конц. раствор 3 твердый KCL 4 Исходный раствор
Дом. Задание : параграф 17, задание 2 стр. 101
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Разработка урока по теме «Смещение химического равновесия»
Урок по теме "Смещение химического равновесия " для 11 класса профильного уровня....
Технологическая карта урока по теме "Смещение химического равновесия. Принцип Ле - Шателье".
Технологическая карта урока по теме "Смещение химического равновесия. Принцип Ле - Шателье". Цель урока: углубить и обобщить знания учащихся о состоянии химического равновесия, условиях его смещения. ...
Презентация к уроку "Смещение химического равновесия"
Презентация к уроку "Смещение химического равновесия"...
открытый урок "Влияние различных факторов на смещение химического равновесия"
Тип урока: открытие нового знанияМетодическая цель урока: формирование системы оценивания учебных достижений обучающихся на уроках химии в соответствии с ФГОС ООО.Предметно-дидактическая цель урока:...