"Развитие познавательногоинтереса на уроках химии( из опыта работы)
статья (химия) на тему

Якименко Светлана Ивановна

Проблема совершенствования урока является важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Наибольшее внимание при этом уделяется, прежде всего, поиску путей использования новых методов и форм  организации учащихся на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие позновательного интереса на Современом  уроке ( из опыта работы)

На школьную педагогику ложатся сложные, ответственные и разнообразные задачи. Каким же образом учитель может с ними справиться? Что нужно знать, как строить процесс обучения? Безусловно, современному учителю необходимо связать воедино три компоненты:

  1. глубокое знание предмета, умение увлечь им учеников, заинтересовать, показать «изюминки» именно своей дисциплины;
  2. понимание психологических особенностей учеников, как отдельно каждого ребенка, так и коллектива, с его общей коллективной психологией, нравами, традициями, идеалами и ценностями.
  3. обладать специальными педагогическими знаниями, т. е. знать не только чему учить, но и как учить, владеть педагогическими технологиями, методиками и приемами. Постоянно совершенствовать эти методики и приемы

                  а) Особенности и требования к современному уроку химии

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Особенности современного урока:

  1. Основная форма взаимодействия учителя и ученика - сотрудничество. Учитель не излагает на уроке готовое решение, а ставит проблему. Урок становится инструментом совместного поиска решения этой проблемы, причем разными видами технологий.
  2.  Современный урок отражает реальную жизнь.
  3.  Использование интегрированного урока. Объединение естественно научных дисциплин (физики, химии, биологии, географии) для исследования единого объекта.
  4.  Групповая форма обучения, взаимообучение в группах, в целом отражает практику реальных научных исследований.
  5. Современный урок насыщен разнообразными  материалами на печатной основе (инструкции, алгоритмы, сборники задач, таблицы).
  6.  Несмотря на разнообразие технологий, стержнем урока остается личность учителя!!!

Общие требования к современному уроку химии:

  1. Направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся.

2.Использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей.

3.Использование новейших достижений науки, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

4.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

5.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

6.Связь с ранее изученными знаниями и умениями.

7.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9.Привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого  требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требования.

К развивающим требованиям относят: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

Проблема совершенствования урока является важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Наибольшее внимание при этом уделяется, прежде всего, поиску путей использования новых методов и форм  организации учащихся на уроке

             б) Многообразие форм  и технологий современных уроков

        Используя принципы личностно - ориентированного обучения и деятельностный подход к обучению современная дидактика предлагает разновидности форм уроков, такие как:

  1. Мастерская
  2. Игровое обучение;
  3. Модульное обучение;
  4. Обучение в сотрудничестве
  5. Групповое обучение;
  6. Технология развития критического мышления
  7. Метод проектов;
  8. Портфолио
  9. Педагогическая мастерская.

      в)   Из опыта работы :

Цель , которую перед собой ставлю практически на каждом уроке повысить интерес к предмету , вовлечь ребят в активную деятельность .

( Слайд № 1-3 ) Ученики приходят к нам на урок  с переключенным вниманием , поэтому основной задачей для  является переключить мозговую дорожку на восприятие химического материала  . Мощным «детонатором» , который помогает им проникнуть  внутрь , а там «взорваться» , является интерес . ( Слайд №4). Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых , более эффективных технологий .

      В  своей  практической работе учителя химии ,  активно на уроках приме    

      няю элементы инновационных технологий :

( интеграционной  , проблемного обучения  ,элементы   технологий  укрупнения дидактических единиц  ,  элементы  технологии разноуровнего обучения ,  здоровьесберегающей технологии  , элементы АСО , исследовательской  работы , составление опорных конспектов , технологию составления  сенквейна .)

I .  Использование элементов интеграционной  образовательной технологии.

        Наряду с дифференцированным подходом к обучению учащихся все большее распространение в школах получает интеграция  учебных дисциплин .( Слайд № 5)   .

   (Слайд №6) )  Пропедевтическая химическая подготовка  учащихся осуществляется на уроках природоведения  в 5 классах . Химические знания вводимые на  этих этапах  обучения служат  формированию у учащихся  первоначального  представления  о мире . В процессе пропедевтической подготовки учащиеся получают представления о составе и своиствах некоторых веществ , о первоначальных сведениях о химических элементах , символах химических элементов , химических формулах , простых и сложных веществах, химических явлениях , реакциях соединения и разложения . Знакомство учащихся с этими вопросами в начальной и основной быстрее перейти к рассмотрению химических явлений на основе учения о строении вещества. (Слайд № 6  А, Б,В, ).

Элементы интеграционной технологии используются при изучении  химии в старших классах  Это активные формы обучения : уроки , лекции, семинары. Теоритический материал излагается «блоком». Используется  двукратное обьяснение :сначала в форме лекций с демонстрацией опытов и применением средств наглядности , затем кратко , с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном . Основные направления работы на семинаре  определяются девизом . Например: «Опыт –основа жизни , «Все познается в сравнении», «Практика –есть критерий истины» . Лекции проводятся вводные, текущие , заключительные .  

II. Использование на уроках элементов технологии проблемного обучения . ( Слайд № 7 )

Проблемное обучение -развивающее обучение. Главное при осуществлении проблемного обучения – проанализировать содержание , чтобы обнаружить в нем проблемы, а затем их выстроить в порядке подчинения друг другу . Элементы проблемного обучения пронизывают весь курс химии , особенно органической . Например , на уроке по теме : «Электролиты и неэлектролиты» после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема : (Слайд №7 А )  исходя из строения соединений солей и оснований , определить , что у них общего и сделать вывод об электропроводности их  растворов )  . На этом же уроке другой проблемный вопрос :  (Слайд №7  Б )   будет ли электропроводной система , образованная утем смешивания с водой сульфата бария , гидроксида железа(III) ) . При формировании у учащихся понятия «неэлектролиты»  им предлагается проблемный вопрос: (Слайд №7 В) можно ли на основании строения молекулы сахара и спирта , установить почему их растворы не проводят электрический ток.) На уроках по другим темам аналогичным образом создаются проблемные ситуации , ставятся проблемные вопросы и идет поиск путей разрешении проблем.

III.  Использование на уроках элементов технологии укрупнения дидактических единиц .

(Слайд № 8) Элементы технологии укрупнения дидактических единиц  использую  при изучении разделов  «Металлы» и «Неметаллы» . Три программные темы  «Подгруппа углерода» , «Подгруппа азота» и «Подгруппа кислорода»  объединяются на основе идей параллельного структурирования и объединения дидактических единиц обучения. Это возможно потому , что , изучая подгруппы химических элементов , прорабатываются одни и те же  структурно-родственные понятия , обладающие  информационной общностью.  Такой подход при изучении темы дает  возможность устанавливать зависимость  между составом и своиствами веществ. Появляется возможность многократного повторения с учащимися основного материала . Создаются условия для организации самостоятельной работы  учащихся с опорой на раннее изученный материал, есть возможность для взаимообучения  ребят в группах , парах, для организации индивидуального  и дифференцированного обучения . Это позволяет освободить время для проведения семинаров – практикумов. При изучении материала составляются опорные конспекты. Они необходимы для обобщающих выводов.

IV. Применение на уроках элементов разноуровнего обучения .

( Слайд № 9) Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, в соответствии с их наклонностями , интересами и возможностями . Это  обусловлено спецификой предмета . У одних учащихся  усвоение химии связано со значительными трудностями , у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета . Проблему прочности знаний по химии можно решить через технологию уровневой дифференциации. (Пример проверочной работы по теме: «Соединения химических элементов»

      Вариант  А ( продвинутый)

(нестандартные задания творческого характера)

1.Используя периодическую систему хим.эл-тов Д.И.Менделеева, определите формулы 5 бинарных соединений, определите степень окисления, назовите эти вещества .

Вариант В ( общий)  

   (стандартные задания, содержащие эл-ты усложнения)

   1.Составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степени  

      окисления +1, +2, +3, +4 ,+5.

2.Распределить вещества по классам, напишите их формулы: серная кислота, оксид магния, нитрат цинка, хлорид алюминия, гидроксид натрия, азотная кислота .                    

Вариант С

(включает репродуктивные задания)

1.ПО формулам распределите вещества по классам: K2O, KCl, KOH, HCl, MgSO4 , Ca(OH)2 .    

V. Использование элементов  технологии игрового обучения .    

 ( Слайд №10  )  Элементы  этой технологии способствуют повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и позновательной активности   . Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку .  Нередко проводим деловые игры , в которых учащиеся выступают в роли лаборантов , технологов предприятий , экологов и др. Чаще это уроки связанные с экологическими темами . Пример обобщающего урока  «Королевство химических формул» провела в виде  урока-путешествия . В игровой форме провожу чаще уроки в 8-9 классах : уроки-сказки , брейн-ринги, общественный смотр знаний и др. Элементы игрового обучения  повышают интерес к предмету и помогают достичь прочного усвоения знаний по предмету.

    Важным акцентом на каждом уроке должен быть  элемент здоровьесберегающей технологии . Релаксации и снятию психологической нагрузки способствуют физкультминутки.

     VI. Применение  элементов  информационно – коммуникативной технологии .

     Слайд № 11)

     Возможности  предоставления информации на компьютере настолько богаты , что  

 позволяют изменять и бесконечно обогащать  содержание образования . Компьютер  может выступать , и как источник  учебной  информации , и как наглядное  пособие, и как средство контроля, а также как тренажер.  Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными , развивают познавательные способности  учащихся и их творческие силы . Эти задачи решаются  через технологию мультимедийных уроков  . Применение на уроках интерактивных презентаций , созданных учителем , поволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа . Интернет –ресурсы , образовательные сайты как информационное поле , позволяющее получить дополнительную информацию по темам урока. Используя учебное электронное пособие  «Химия 8-11»  «Виртуальная лаборатория» с помощью компьютерного сопровождения  я провожу демонстрацию химического эксперимента , который в силу опасности  для здоровья детей или трудности выполнения в условиях школьной лаборатории , не может быть проделан на уроке. ( Слайд №11  - опыт)  Наблюдать за опытом интересно не только ученикам , но  учителю( плюс в качестве эксперимента и в экономии времени). Таким образом , использование компьютерных технологий дает увеличение плотности урока  без ущерба  качеству усвоения и вызывает интерес учащихся к предмету.

VII. Элементы технологии проектного обучения занимают важное место  при проведении  уроков химии  ( Слайд №12)

          VIII. Элементы Адаптивной системы обучения ( АСО). Это новая модель организации обучения . Она основана  на самостоятельной работе учащихся . На каждом уроке учитель чему-то обучает всех ( сообщает новое, обьясняет , демонстрирует, показывает, тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме( управляет самостоятельной работой , осуществляет контроль и работает индивидуально, отключая по очереди ребят от самостоятельной работы). Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально , и самостоятельно под руководством учителя. Основным признаком работы этой системы является  увеличении времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление , активизировать мыслительные процессы за счет проблемности и обобщенности   изложения , высокой эмоциональной речи.

  В каждом ученике  живет страсть к открытиям и исследованиям .

(Слайд №14) В моей педагогической деятельности имеют место уроки-исследования , где предметом ученического исследования является  «переоткрытие» уже открытого в науке , вместе с тем для ученика выполнение исследовательского  задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию.( исследовательские работы ребята защищают на уроке или выносим обсуждение и защиту на м/о естественных наук.

  При объяснении нового материала и закреплении привлекаю ребят к работе с художественной литературой (Слайд№15) . В кабинете пополняется папка «Стихи о химии» . Для соотношения новой информации с системой прежних знаний  провожу на уроках работу с обобщающими таблицами. Важным моментом в работе  связано с решением задач . Учу решать задачи не только по алгоритму . но и самим  составлять задачи . Одним из путей развития познавательного интереса на уроках химии я  вижу в использовании на обобщающем уроке закрепления знаний типа: кроссвордов, ребусов , чайнвордов. (Слайд №16 +,  папочка «Кроссворды» , «Ребусы» ) такие задания способствуют усвоению определенных химических величин , понятий , законов, запоминаний фамилий ученых ,  приборов и тд.

 Для того чтобы у ученика было достаточно опорных знаний , без которых он не может продвинуться в учении , использую работу с опорными конспектами.

( Слайд №17) Опорные конспекты  позволяют ученику составить  план изучения химического явления или закона . а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный мтериав следующих классах . Например , конспект по теме «Скорость химических реакций»  можно использовать и в 9 и в 10 классах (  демонстрация папки с  опорными конспектами ).

      Для того,  чтобы  проверить и скорректировать знания учащихся по какой либо теме , работаю с карточками- тестами . ( демонстрация)  Они позволяют учителю выявить степень обученности учащихся , их уровневую подготовку.

   Работая в старших классах , не обхожу  вниманием творчески зачетную систему . Научить школьника всему , что понадобится в жизни , нельзя ; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания , работая с книгой и другими источниками информации .

Известно ,что знания должны постоянно пополняться , что на уроке важно не только и не столько  «передать» их, сколько учиться черпать их из разнообразной литературы , а не только из учебника . Поэтому я читаю лекции и оставляю в них «Белые пятна» , которые ученики должны дома заполнить. ( демонстрация творческих работ учащихся)

Способность резюмировать информацию в нескольких словах- это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии , основанном на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма  рефлексии- синквейн. (Слайд №    ) .  Слово синквейн происходит из французского , которое означает «пять». Синквейн – это стихотворение , состоящее из 5 строк. Написание синквейна является формой свободного творчества., требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные  элементы, делать выводы и кратко их формулировать. ( демонстрация папки с синквейнами) .  Ключивыми понятиями моей работы являются понятия «Интерес» и «Технологии» .

 Синквейн  слова  « интерес»

                           1. «Интерес»

                  2. химический , лабораторный,

3.слушает, наблюдает ,познает.

4. и к снежным вершинам и к тайным глубинам,

5.нас приведет.

Подводя итог представленного опыта работы с элементами инновационных технологий в обучении химии  предлагаю рефлексию- синквейн  слова  «Технология»

  1. «Технология»( тема)
  2. инновационные, интерактивные (описание темы)
  3. развивают, активизируют , способствуют( описание действий)
  4. развивают творческую мышлительную деятельность( отношение к теме))
  5. компетентность ( синоним , повторяющий суть темы)

Таким образом , применяя инновационные технологии мы повышаем компетентность учащихся , развиваем творческую мыслительную деятельность , активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету. И сами , как учителя, совершенствуемся и развиваемся.

.        Использование технических средств, использование методик и рекомендаций  

        способствует проведению качественного урока, однако никакая техника, никакие    

         методики не дадут результата, если учитель не найдет общего языка, общего интереса с  

         учениками, не станет для них другом, примером для подражания. Для этого у него есть 45  

         минут учебного времени на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Основные пути по преодолению неуспеваемости ученика на уроках биологии и химии (из опыта работы)

  В настоящее время в образовании решаются сложные задачи  повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Пре...

Доклад по теме «Формирование метапредметных результатов на уроках химии» ( из опыта работы)

Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов на уроках химии" (из опыта работы)...

Статья "Инновационные технологии на уроках биологии и химии" (из опыта работы)

В статье идет речь о таких современных инновационных технологиях, как проектная деятельность, мультимедийные и ИКТ-технологии, о цифровых образовательных ресурсах....

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...