Обобщение педагогического опыта по теме:"Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в преподавании химии"
учебно-методический материал по химии на тему

Ткачёва Светлана Васильевна

Работа, представленная на обобщение на муниципальном уровне в октябре2013 года. Описаны преимущества электронных образовательных ресурсов, инновационные возможности их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация ЭОР НП379.5 КБ
Файл Работа на обобщение.263.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация процесса обучения на основе образовательных ресурсов нового поколения Ткачёва Светлана Васильевна, учитель химии высшей категории МБОУ «СОШ №2» г.Корсаков

Слайд 2

Введение В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.

Слайд 3

Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Действительно, школьник имеет в своем распоряжении комплект полиграфических учебников, поэтому их электронная копия вряд ли вызовет интерес. Более того, обычная книга обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобна в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами, поэтому анализ качеств ЭОР заслуживает отдельного внимания.

Слайд 4

Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. Критерии оценки Традиционные Инновационные

Слайд 5

К традиционным относятся: соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.); научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету); соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.); отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.; оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.

Слайд 6

К основным инновационным качествам ЭОР относятся: Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; контроль учебных достижений. Книга обеспечивает только получение информации. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.

Слайд 7

Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения. Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.

Слайд 8

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов: интерактив; мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира); моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта); коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями); производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).

Слайд 9

Формы взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информации образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.

Слайд 10

Формы взаимодействия пользователя с ЭОР Условно-пассивные Активные формы Деятельностные Исследовательские Формы взаимодействия с ЭОР

Слайд 11

Условно-пассивные формы – х арактеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом: 1. Чтение текста , в том числе с управлением его движения в окне представления («листание» страниц или скроллинг). 2. Просмотр деловой графики : графиков и диаграмм; схем и графов; символьных последовательностей и таблиц. 55-PG.oms 3. Прослушивание звука: КОШКИ mmc.english_10_11.teaching_and_learning.L05.01.oms речи; музыки; комбинированного (песня или речь на фоне музыки). 4. Просмотр изображений : статических (реалистических и синтезированных); динамических (реалистических и синтезированных). teleschool.geo.06.20p1.oms 5. Восприятие аудиовизуальной композиции : звук +текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео).

Слайд 12

Активные формы: Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам); MATHEM_4_1_6_1_2_p_c_1.0.0.7.oms Копирование элементов контента в буфер (чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций); GEOGRF_2.4.6.2i3_ogr.oms Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений); Масштабирование изображения для детального изучения; bio_2007_011_i.oms Изменение пространственной ориентации объектов (чаще всего – поворот объемных тел вокруг осей); ЛЕКЦИЯ.Арены.742 i.oms Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах); Управление интерактивной композицией.

Слайд 13

Деятельностные формы Удаление/ведение объекта в активное поле контента; teleschool. РУС ЯЗ.05.137.139 p1.oms Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий; mmc.english_10 ИГРА_11. visiting_places_and_people.L1.05.oms Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; Л.Р. Получение этилена.723 p.oms Составление определенных композиций объектов; Объединение объектов связями с целью организации определенной системы; mmc.english_10 ИГРА_11. visiting_places_and_people.L1.05.oms Изменение параметров/характеристик объектов и процессов; SOCIOL_1.3.1.5.0i1_2.oms Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему. 1_EC_I03_07_04I_avangard.oms

Слайд 14

Исследовательские формы Для реализации исследовательских форм взаимодействия контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой. По существу такая среда близка к виртуальной реальности, максимально использующей новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг. Палаты Боярыни.04. pract026.oms

Слайд 15

ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры.

Слайд 16

Преимущества и перспективы ОМС К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся: отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных; возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету; неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Слайд 17

Преимущества и перспективы ОМС В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельностных форм обучения, открывают перспективы новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения .

Слайд 18

Литература: Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004; издание второе – М.: Ритм, 2005. Осин А.В Создание учебных материалов нового поколения// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. – 2003. – №2. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том 1: Отчет о НИР (заключит.)/ РМЦ; Руководитель А.В.Осин; А.В.Гиглавый, М.Н.Морозов, О.И.Руденко-Моргун, Ю.М.Тараскин и др.; ГР № 16518. – М., 2002. – http :// www . eir . ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

«Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) в преподавании химии»

Обобщение передового педагогического опыта  

 учителя химии и биологии

Ткачёвой Светлана Васильевны.

Корсаков

2013 год

Содержание:                                                                                                              стр.

Введение.........................................................................................................................3

1. Теоретическая база опыта.........................................................................................5

     1.1 Роль ЭОР НП в образовательном процессе …………………………………..5

     1.2 Виды и функции ЭОР НП  ................................................................................5

1.3 Чему нужно было научиться…………………………………………………...7

2. Технология опыта (из опыта работы по использованию педагогических

технологий, приёмов, методов, подходов с использованием ЭОР НП)……………...8

2.1 Педагогические технологии………………………………. …………………..8

2.2 Модели уроков на основе использования ЭОР НП…………………………...9

2.3 Организация процесса обучения на основе электронных

образовательных ресурсов нового поколения……………..…....................11

2.4 Как можно построить авторский учебный курс и индивидуальную

 образовательную траекторию…………………………………………………......15

3. Результаты педагогической деятельности ..............................................................17

Выводы............................................................................................................................19

Список используемой литературы................................................................................20

.

.

Введение.

Самое главное – научить человека мыслить.

Б. Брехт

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.

В.Г.Белинский

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.

Для повышения эффективности обучения в МБОУ СОШ № 2 г. Корсакова широко используются персональные компьютеры, интерактивные доски на уроках информатики, математики, английского языка, истории, географии, химии и во внеклассной работе, многие кабинеты подключены к сети Интернет.

Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению? Еще Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

На современном этапе главным требованием к уроку химии  является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.

  1. Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних пяти лет  

 «Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) в преподавании химии»

       В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий. На своих уроках химии  электронные образовательные ресурсы (ЭОР) я использую в течении 5-ти лет и могу оценить положительные и отрицательные стороны применения ЭОР. В современных образовательных стандартах и нормативах указывается возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе (или вместо) печатных.

  1.  Таким образом, актуальность  моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
  2. Инновационная основа данного опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения, в стремлении реализовать   модель обучения, влияющую на изменение форм  организации деятельности учителя и учащихся.
  3. Объект моей работы – электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР  НП).
  4. Предмет работы – организация целесообразной познавательной деятельности учащихся,   конструирование и использование средств, с помощью которых можно осуществлять руководство этой деятельностью.
  5.  Целью   моего педагогического опыта является :
  • конструирование моделей  использования ЭОР НП в учебном процессе ;
  • изучение роли ЭОР НП в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии и др.
  • Реализация различных типов уроков с использованием ЭОР НП
  1. В соответствие с целью я решаю определенные задачи:
  • изучение   типов ЭОР, степень их интерактивности, изучение методики применения ЭОР на различных этапах уроков;
  • изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы;
  • внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся;
  • ориентация образовательного процесса на создание индивидуальных  траекторий изучения образовательных программ,  развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальных, творческих  и   учебно-исследовательских  умений  для  адаптации к дальнейшему профессиональному образованию;
  • повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету;
  • подготовка участников образовательного процесса к жизни  в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.
  1. Методологической основой опыта являются:
  • идеи гуманистической направленности, которые исследуется в работах Бим-Бад Б.М.,  Бондаревской Е.В., Петровского А.В., Серикова В. В., Якиманской И. С. и других.
  • идеи  А. Адлера, А. Маслоу, Г. Олпорта, Э. Фромма, Г. Юнга и других психологов, считающих человека активным творцом собственной жизни, способным                               самосовершенствоваться;
  • труды известных отечественных и зарубежных ученых - Ваграменко Я. А., Довгяло А. М., Лапчик М. П., Матюшкин А. Н., Махмутов М. И., Мерредит Дж., Михеев В. И., Монахов В. М., Роберт И. В., Савельев А.Я., Скиннер Б. Ф., Шолохович В. Ф., Хеннер Е. К. и других, в которых уделено внимание проблемам обучения с использованием средств современных информационных технологий;
  1. Содержательно-целевая направленность опыта: содержание  образования,  

педагогические технологии, методическая работа.

  1.  Длительность функционирования опыта: с 2008 год.

1. Теоретическая база опыта.

В 21 веке безграмотным считается уже не тот,

кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет

учиться, доучиваться и переучиваться

Элвин Тоффлер

1.1 Роль ЭОР НП в образовательном процессе.

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

  1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
  • получение информации;
  • практические занятия;
  • контроль учебных достижений.
  1. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

 Книга обеспечивает только получение информации. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.

  1. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.

  1. ЭОР НП обладают большими возможностями как для обновления учебного процесса в условиях классно-урочной системы, при проведении уроков в традиционной форме, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся.
  2. ЭОР позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся.

1.2 Виды и функции ЭОР НП.

  Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:

  • Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление.
  • Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
  • Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;
  • Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;
  • Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;
  • Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;
  • Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.

При организации учебного процесса преимущественно используются:

  • информационные ЭОР, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности.
  • практические ЭОР, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
  • контролирующие ЭОР, направленные на повторение и закрепление пройденного

С одной стороны мы можем отметить только положительные качества применения ЭОР, ведь для учителей использование наглядных моделей, интерактивных анимации  помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов. Но  хотелось бы отметить и другую сторону этого вопроса. На уроках химии виртуальный опыт может и произведет впечатление на учащихся, но, как показывает практика, запоминание и понимание сути химического процесса приходит через практические занятия.

Еще одна проблема, с которой мне приходиться сталкиваться, подготавливаясь к уроку, с использованием ЭОР. Это плохое качество, а порой неграмотный, с ошибками подобранный материал, который распространяется не только в сети интернет, но и через торговую сеть.

Работая с ЭОР можно порекомендовать сайты, где коллекция ЦОРов вызывает доверие и отвечает хорошему качеству:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  2. "Школьный портал - Единая стартовая страница",  http://portalschool.ru/
  3. Федеральный портал "Российское образование" - http://edu.ru
  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

 На сайте  http://fcior.edu.ru/  электронный модули воспроизводятся с помощью ОМС плеера.

  Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:

  • коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия);
  • исследовательскими (ведущие метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций);
  • игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).

1.3 Чему нужно было научиться.

Для начала — совсем немногому. Дело в том, что чем сложнее программное обеспечение, тем легче с ним работать. По большому счёту, научиться включать компьютер и управляться с «мышкой» можно за несколько минут. И это очень многие педагоги давно уже умеют. Для них не составит труда выйти в Интернет или скачать ЭУМ ОМС с диска. Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача   состоит  в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге — для каждого ученика.  

На первом этапе  я в основном знакомилась с ЭОР нового поколения, проводила опытную эксплуатацию отдельных ЭУМ.

На втором этапе    я    разрабатываю  такие уроки, которые позволяют применять ЭОР на частично-поисковом уровне. А именно эти требования предъявляются сейчас при переходе на новые ФГОСы.

На третьем этапе, проявляется  интерес к построению авторских учебных курсов с использованием ЭОР НП.

2. Технология опыта (из опыта работы по использованию педагогических

технологий, приёмов, методов, подходов с использованием ЭОР НП)

Я не могу управлять направлением ветра.

Но я всегда могу поставить паруса так,

чтобы достичь своей цели

О.Уайльд

2.1 Педагогические технологии.

ЭОР нового поколения – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

ОМС позволяют решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема: в ЭОР нового поколения могут использоваться все пять новых педагогических технологий.

Вторая проблема: решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства.

Третья проблема: решена проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.

Применение ЭОР НП  хорошо вписываются в известные педагогические технологии,

проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка,

формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного

опыта и социализации.

Таблица 1. Педагогические технологии

Название

технологии

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное

обучение

Развитие

познавательной

активности, творческой

самостоятельности

обучающихся

Последовательное и

целенаправленное

выдвижение перед

обучающимися

познавательных

задач, позволяющих

активно усваивать

знания

Поисковые методы,

постановка

познавательных

задач

Модульное

обучение

Обеспечение гибкости

обучения,

приспособление его к

индивидуальным

потребностям личности,

уровню его базовой

подготовки.

Самостоятельная

работа

обучающихся с

индивидуальной

учебной

программой

Проблемный

подход,

индивидуальный

темп обучения

Развивающее

обучение

Развитие личности и ее

способностей

Ориентация

учебного процесса

на потенциальные

возможности

человека и их

реализацию

Вовлечение

обучаемых в

различные виды

деятельности

Дифференцирова

нное обучение

Создание оптимальных

условий для выявления

задатков, развития

интересов и

способностей

Усвоение

программного

материала на

различных

планируемых

уровнях, но не ниже

обязательного

(стандарт)

Методы

индивидуального

обучения

Игровое обучение

Обеспечение

личностно-деятельного

характера усвоения

знаний, навыков,

умений

Самостоятельная

познавательная

деятельность,

направленная на

поиск, обработку,

усвоение учебной

информации

Игровые методы

вовлечения

обучаемых в

творческую

деятельность

Обучение

развитию

критического

мышления

Обеспечить развитие

критического мышления

посредством

интерактивного

включения учащихся в

образовательный

процесс

Способность ставить новые вопросы,

вырабатывать

разнообразные

аргументы, принимать

независимые

продуманные решения

Интерактивные

методы обучения;

вовлечение

учащихся в

различные виды

деятельности;

соблюдение трех

этапов реализации

технологии: вызов

(актуализация

субъектного опыта),

осмысление,

рефлексия

2.2 Модели уроков на основе использования ЭОР НП.

  1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.
  2. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.
  3. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.
  4. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП.
  5. Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП.
  6. Практикум, носящий репродуктивный и не индивидуализированный характер.
  7. Индивидуализированный практикум.
  8. Творческий практикум.
  9. Урок — решение задач.
  10. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП.
  11. Урок — групповая дискуссия.
  12. Урок — обсуждение (выдвижение) идей.
  13. Урок — проблемный семинар.
  14. Проектная деятельность учащихся.

Структура урока – лекции по теме «Алканы»

Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя .

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Введение нового материала

ЭУМ    И-типа

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации

2

Формулирование вопросов учащимися

Вопросы учеников

Задают вопросы учителю

Отвечает на вопросы учащихся

3

Ответы учащихся на вопросы учителя

Вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы учащимся

4

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Задания учителя или ЭУМ П-типа

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию

Определяет ЭУМ П-типа, при наличии вариативных ЭУМ П-типа определяет их индивидуально для каждого учащегося

5

Выполнение заданий учащимися

Задания учителя или ЭУМ   П-типа

Выполняют задание и размещают результаты его

выполнения па форуме

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

6

Формулирование контрольного вопроса или задания

Контрольное задание

(ЭУМ К-типа)

Знакомятся с заданием

Определяет ЭУМ К-типа, при наличии вариативных ЭУМ К-типа определяет их индивидуально для каждого учащегося

7

Выполнение учащимися контрольного задания

Контрольное задание

(ЭУМ К-типа)

Выполняют задание, разметают результаты его

выполнения на форуме

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

8

Формулирование выводов урока

Выводы по уроку

Фиксируют выводы

Формулирует выводы

2.3.Организация процесса обучения на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения.

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР НП в учебном процессе могут быть положены:

  1. характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе;
  2. характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе.

Первое основание.  В соответствии с одним из подходов к классификации методов обучения (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) по характеру деятельности учащегося в учебном процессе можно выделить следующие группы методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковые;
  • исследовательские.

Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР НП в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные. Я использую содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности..

Такие электронные учебные модули применяются мною в курсе «Органической химии -10 класса», каждая крупная тема «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические вещества», «Азотсодержащие органические вещества» начинается обзорной лекцией с применением ЭОР НП информационного характера. Такие ЭОРы содержат достаточно большое число слайдов, туда могут быть включены видео файлы, интерактивные задания, типа – перетащи картинку, распредели по классам и т.д, интерактивные схемы, мультипликация, позволяющая учащимся увидеть механизмы процессов. Учащиеся   взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д

   В кабинете химии имеется проектор и экран, интерактивная доска имеется в кабинетах информатики и математики , при объяснении нового материала  можно использовать всю палитру ресурсов – от иллюстраций и анимированных моделей до видеофрагментов и текстовых страниц, последние должны быть проработаны (путем создания пофрагментно анимированных презентаций). 
Например: На уроке «Производство аммиака»(9 класс), демонстрирую анимированную схему синтеза аммиака в промышленных условиях («
Схема установки для производства аммиака), и провожу объяснение влияния кинетических факторов (относительно высокая температура позволяет ускорить время достижения равновесия).  Также указываю необходимость подбора оптимального состава катализатора и температуры. При объяснении включаю  сведения о составе исходной азото-водородной смеси и правилах смещения химического равновесия (принцип Ле Шателье), позволяющих добиться максимально возможного выхода продукта – аммиака. Для этого следует использовать повышенное давление (отсюда необходимость трехступенчатого сжатия реакционной смеси в компрессорах, которые демонстрируются на схеме) и понижение температуры (реакция экзотермическая). Далее рассматривается реальная температура процесса (3000-5000) и ставится проблемный вопрос: как разрешатся противоречие между правилом Ле-шателье и реальной температурой проведения реакции? Учащиеся находят ответ, изучая устройство производственных аппаратов на анимированной схеме.
    На уроках в 10 классе для организации фронтальной работы   с использованием проектора или интерактивной доски   также успешно используется подборка ресурсов «Органическая химия. Видео опыты». Коллекция содержит более 50 опытов, многие из которых сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента (т.к. не всегда получаются успешно).

   Просмотр видеофрагментов оставляет ощущение присутствия при проведении эксперимента и дает полную картину происходящего. К каждому видео опыту прилагаются также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые воспроизводит и дикторский текст. 
В каталоге опытов легко найти те, которые меня интересуют. Например, по теме «Углеводороды» в каталоге обнаруживаются 8 видео опытов по свойствам алканов, 13 – по свойствам непредельных и 6 - ароматических углеводородов.

Репродуктивные. Применяя эту группу методов, я использую ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. При организации учебного процесса преимущественно используются:

  • практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
  • контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного.

  ЭОР НП используются мною для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала.

С использованием этих групп методов мною разработаны и успешно применяются уроки

в 8-9 классах:

  • Составление бинарных соединений (тренажер);
  • Периодическая система химических элементов. Символы химических элементов.
  • Чистые вещества и смеси.
  • Практическая работа №1.
  • Производство аммиака.
  • Галогены.

  в 10-11 классах:

  • Введение в органическую химию.
  • Алканы. Алкены. Алкины.
  • Полимеры.
  • Биологические активные вещества.
  • Периодический закон и строение атома.
  • Единая природа химической связи и др.

На этих уроках учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

Проблемное изложение изучаемого материала. Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет мне использовать ЭОР НП как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.

  В ходе урока, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), я активизирую деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогаю им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Можно  использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.

Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение домашнего задания), я  предлагаю учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.

9 класс. Тема: «Азот». Переходя от одного пункта плана изучения нового материала к другому, ставим проблемные вопросы. Почему газ был назван азотом? Почему азот назвали «безжизненным» газом? Почему азот - довольно инертный газ? С какими веществами реагирует азот? Как осуществляется круговорот азота в природе.

9 класс. Тема: «Общая характеристика элементов 4 группы» Почему углерод и кремний – элементы одной группы – образуют высшие оксиды, резко отличающиеся по своим физическим свойствам? Учащиеся выясняют, что это частный случай одной из основных причинно-следственных закономерностей в химии: зависимости свойств вещества от особенностей его состава и строения. Выдвижение предположения:  различие физических свойств  высших оксидов углерода и кремния определяется особенностями их кристаллического строения. Чтобы учащиеся пришли к правильному ответу, проводим актуализацию знаний: виды химических связей, типы кристаллических решёток, их влияние на свойства вещества (дедуктивный способ решения проблемы).

Изучив ЭОР, учащиеся находят и формулируют ответы на эти вопросы.

 Частично-поисковые. Эта группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:

  • информационных, содержание которых носит проблемный характер;
  • практических, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;
  • контролирующих, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирования много аспектного осмысления явлений.

 Используя содержание разных типов ЭУМ, можно организовать самостоятельную работу обучающихся поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.

 Однако содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций. 

  В случае урока-объяснения нового материала отобранные ресурсы можно использовать для создания компьютерной презентации, а при организации урока-дискуссии полезными являются вопросы к демонстрируемым ресурсам. Например, видеофрагменты (химические опыты) целесообразно обсудить не только с точки зрения содержания опыта, но и с позиций полноты соблюдения правил техники безопасности обоснованности применения выбранного оборудования, вариативности взятых реактивов и т.п.

   Проблемный эксперимент – ставит проблему в процессе обучения (путём создания противоречий, неожиданностей, несоответствий)

 Так, в 9 классе. Тема: «Щелочные металлы». Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей. Взаимодействие лития с раствором сульфата меди (II). Результат вызывает недоумение, возникает конфликтная ситуация: новые факты вступают в противоречие с известными фактами.

В 11 классе. Тема: «Гидролиз солей». Почему в растворах различных солей лакмус ведёт себя по разному?

Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся с 8 по 11 классы, о которых говорится в школьных учебниках.

   Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:

  • Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
  • Демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях.
  • Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторых химических реактивов для школы. Отсутствие реактивов решается путем проведения виртуальных опытов. Например, 10 класс. Демонстрация видео опыта «Непрочность ацетиленидов металлов».

В тоже время основные обязательные школьные эксперименты учащиеся выполняют сами, так сказать в «живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом». 

 Кроме того, мною подбираются ресурсы для проведения контрольных, проверочных работ (интерактивные задания), рекомендуются  ссылки для выполнения учебно-проектных работ, подготовки к ЕГЭ и ГИА, олимпиадам и школьным конференциям.

Исследовательские. ЭОР НП используются мною при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр.

 Особо место занимают в этом наборе ЭОР ресурсы, которые подходят для организации самостоятельной работы учащихся, в том числе дома (удаленный доступ, включающий элементы дистанционного обучения) и проектно-исследовательской деятельности. Так, в 2011-2012 учебном году было организовано дистанционное обучение ребенка-инвалида Юдиной Евгении, а в 2012-2013 году Лукьянчикова Александра. В этом случае     для учащихся были подобраны индивидуальные наборы ресурсов, играющих роль иллюстративного материала (например «Кислоты в свете протолитической теории», 11 класс) и интерактивных заданий-тренажеров (таких как «Общие химические свойства кислот»). 
 Кроме того, учащимся могут быть поручены самостоятельные химические эксперименты с доступными веществами и материалами. Примеры ЭОР: «
Гидролиз ацетата натрия», «Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия» 

  Для организации индивидуальной проектной деятельности при  изучении элективного учебного предмета химии мною используется  ресурс Лента времени «Химия жизни», где представлены 200 событий (открытий, изобретений, появления новых теорий) в органической химии, биохимии, молекулярной биологии с конца XVIII до начала XXI века. Научные события даны на историческом фоне. Приводятся краткие биографии авторов открытий, современные сведения о веществах, реакциях, биохимических процессах, теоретических представлениях химии и молекулярной биологии, иллюстрации, модели процессов, описания опытов и теоретические задания для самостоятельной работы. 
  Хорошие результаты применения ЭОР НП достигаются при организации групповой работы учеников. Так, при изучении типов гибридизации атомных орбиталей (10 класс, тема «Строение молекул и химическая связь») в работе трех групп учеников используются анимированные изображения sp-гибридизация атомных орбиталей углерода, sp2-гибридизация атомных орбиталей и sp3-гибридизация атомных орбиталей
 

(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3c96a8a6-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c11&interface=pupil&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=31,

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3c96a8a4-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c11&interface=pupil&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=31,

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3c96a8a1-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c11&interface=pupil&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=31), с последующей дискуссией по изученному материалу.

  В результате дискуссии формулируется алгоритм предсказания геометрической конфигурации частиц по типу гибридизации атомных орбиталей центрального атома.
 Второе основание.  Характер взаимодействия учителя и ученика на основе использования ЭОР НП в учебном процессе.

  1. Использование ЭОР НП в учебном процессе позволяет реализовывать различные варианты взаимодействия учителя и учащегося.
  2. Использование ЭОР НП на уроке учителем при отсутствии самостоятельного взаимодействия учащегося с содержанием ЭУМ различных типов.
  3. Использование ЭОР НП на уроке учителем и взаимодействие учащегося с содержанием ЭУМ различных типов под руководством учителя.
  4. Использование ЭОР НП на уроке учителем и учащимся и учащимся в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя.
  5. Использование ЭОР НП учащимся на уроке и во внеурочной деятельности в соответствии с его индивидуальным выбором и рекомендациями учителя.
  6. Использование ЭОР НП во внеурочной деятельности при ведущей роли учащегося.

Очевидно, что в первых трех вариантах ведущая роль в определении типов и видов используемых ЭУМ, характера деятельности учащихся с содержанием ЭУМ принадлежит учителю. Ученики в основном действуют под его руководством.

Четвертый и пятый варианты инициируют изменение позиции учителя: он становится консультантом, модератором, тьютором.

Взаимодействие учителя и ученика выглядит так:

                                                                                                             

 Таким образом, ЭОР НП обладают большими возможностями как для обновления учебного процесса в условиях классно-урочной системы, при проведении уроков в традиционной форме, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся.

2.4 Как можно построить авторский учебный курс и индивидуальную  образовательную траекторию.

Для этого и имеются вариативы электронных учебных модулей.

Изучая совокупный контент открытой образовательной модульной мультимедиа системы, учитель для каждой темы учебного предмета или элективного курса может выбрать наиболее подходящие, с его точки зрения, модули изучения информации (И), практических занятий (П) и контроля (К).

Например, И - модуль может быть выбран по глубине изложения материала, в группе

П - модулей можно выбрать лабораторную работу или решение задач по теме, среди

К-модулей можно выбрать либо простой тест, либо практическое задание, выполняемое на виртуальном тренажёре.

   При этом важно понимать, что совокупный контент ЭОР нового поколения непрерывно расширяется, и если нет комфортного для учителя или ученика  варианта ЭУМ сегодня, то будет завтра. А если нет возможности или желания ждать? Тогда, вспомнив, что все ЭУМ открыты для пользователя, можно изменить существующий или собрать новый электронный учебный модуль самостоятельно! Мною выполнены такие модули для работы с интерактивной доской по темам: «Общая характеристика металлов», «Галогены» (9класс). Модули выполнены мною в программе Interwrite workspace.

   Таким образом, шаг за шагом (по тематическим элементам) учитель может выстроить авторский вариант учебного курса по предмету. «Обкатав» свой вариант курса,   можно перейти к его расширению, добавляя вариативы И-, П-, К-модулей для каждого тематического элемента. Понятно, что это делается с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников; задания для них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся, выбирая ЭОРы по сложности и глубине изложения, и трудности заданий, может создать свою траекторию изучения темы.

 Для того, чтобы реализовать такую возможность, учащимся 10-11классов  в 2011-2012 и 2012-2013 учебном году   было предложено установить на свой домашний персональный компьютер программное обеспечение OMS-плеер, набор основных учебных модулей по курсу химии и биологии 10-11 класса и учебный диск издательства «Дрофа».  Такой возможностью воспользовались 90% учащихся 10-11 классов, все они  отмечают, что модули интересны, помогают понять тему, однако, лишь не многие выполняют задания самостоятельно, по прежнему ведущая роль принадлежит учителю.

  1. Результаты педагогической деятельности .

  • Средний балл ЕГЭ по химии и биологии.

  • Качество знаний за последние 5 лет

  • Победители и призеры предметных олимпиад

Уровень

Фамилия, имя учащихся

Год участия

Предмет

Призовое место

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Любимов Алексей,

9 класс

2009 год

 химия

II место

Зизюкин Михаил,

11 класс

2010 год

химия

I место

Буглакова Елена,

9 класс

2011 год

химия

II место

Заболотов Дмитрий, 11 класс

2011 год

биология

I место

Лешунов Илья,

10 класс

2012 год

биология

I место

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Заболотов Дмитрий, 11 класс

2012

Биология

II место

  • Участие в научно-исследовательской деятельности

2011/2012

учебный год

2012/2013

учебный год

Школьный  этап конкурса проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Победители : Заболотов Д., Сидоренко С.(11 класс)

Тема: «Вирусы»

Призер: Абжемилева А. (10 класс) Тема: «Четырехлистный клевер- счастливая примета или мутация?»

Муниципальный этап конкурса проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Победители : Заболотов Д., Сидоренко С. (11 класс)  

Тема: «Вирусы»

  • Последователи – педагогические работники школы, педагоги района, учителя   биологии, географии , физики, английского языка
  • Когда изучался, кем –
  • Районный научно-практический семинар по самообразованию (3 ноября 2010 года)
  • Областной научно-практический семинар «Развитие профессиональной компетенции педагогов в области информационно-коммуникационных технологий»,2012 год
  • 2012/2013 учебный год, отчет на научно-методическом совете школы.
  • Приказ об обобщении передового педагогического опыта № _____ года. Решение НМС протокол  _______г.

  • Мои планы:
  1. Предложить администрации начать обучении химии с 7го класса, так как это даст

  возможность освоить предмет на более высоком уровне, по мнению психологов    именно в этом возрасте у учеников самый высокий интерес ко всему новому.

  1. Для сохранения высокой мотивации к предмету на уроках создавать ситуацию

      успеха, используя инновационные технологии.

  1. Продолжать реализацию программы «Одарённые дети».

Выводы.

По словам В. Сухомлинского, успех в учении – «единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Помочь детям в достижении этого столь важного успеха – задача всех учителей.

    Применение ЭОР на своих уроках значительно облегчает и сокращает мое время подготовки к уроку и увеличивает время общения с учениками. Кроме того, сами уроки стали более интересными, информационно-насыщенными и результативными.

   Использование наглядных моделей, интерактивной анимации помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов. Но хотелось бы отметить и другую сторону этого вопроса. На уроках химии виртуальный опыт может и произведет впечатление на учащихся, но, как показывает практика, запоминание и понимание сути химического процесса приходит через практические занятия.

    При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума. Применение слайд- и видеофильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами.

    Информационно-коммуникационные технологии и электронно-образовательные ресурсы являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений в современной педагогике; они имеют целью создания продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. В отличие от видео-, теле-, и стандартной аудиоаппаратуры в компьютерах вся информация хранится в цифровой форме.

Применение ЭОР НП позволяет создать гибкую и эффективную структуру образовательной среды.

В результате применения я считаю, что ЭОР НП:

  • повышают интерес учащихся к предмету;
  • способствуют усвоению учебного материала;
  • дают возможность учащимся получить дополнительные знания по учебному предмету;
  • способствуют повышению качества обученности;
  • сокращают время на подготовку к предмету;
  • позволяют индивидуализировать образовательный процесс.

Литература:

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. – Москва: Центрхимпресс»,  2004. 
  2. DVD-диски. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (2 диска.)

1 диск – предметы: биология, естествознание, математика, физика, химия. 2 диск – предметы: английский язык, география, история, мировая художественная культура и искусство, русский язык.

  1. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. – 2006. – № 12. – С. 103-105.
  2. Журнал Завуч школы № 2, М.: «Просвещение», 2007.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. Научно – методические материалы. Санкт-Петербург.- Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 год.
  4. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет (для основного общего и среднего (полного) общего образования, выпуск 2006 г., выпуски №3 и №4 за 2007, М.: Федеральное агентство по образованию.
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, М., 2011
  6. Мальцева Е.М. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении химии//Интернет и образование. Декабрь 2011. Том 2011. № 38
  7. Мультимедийный обучающий комплекс «Общая и неорганическая химия» (10-11 классы). Лицензионная компания «1С» и Лаборатория систем мультимедия МарГТУ, 2003.
  8. Мультимедийный обучающий комплекс «Органическая химия» (10-11 классы). Лицензионная компания «1С» и Лаборатория систем мультимедия МарГТУ, 2003.
  9. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии//Химия в школе. – 2005. - № 4 – стр. 13
  10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.
  11. Ресурсы сети интернет: http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ruwww.school-collection.edu.ru
  12. ФГОС среднего (полного) общего образования, 2012
  13. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций//Химия в школе. – 2006 - № 1 – стр. 36.
  14. Шалашова М.М Компетентностный подход: проблемы и перспективы. Журнал «Химия в школе» №3 2012г, №10 2012, №7 2010г, №6 2007, №8 2011г
  15. Шалашова М.М. «ФГОС как инструмент модернизации системы образования. Химия в школе. №6 2012г»
  16. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образ...

Презентация на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы

В презентации говоритмя о точ, что такое ИКТ, каковы его преимущества. Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕНА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВНОВОГО ПОКОЛЕНИЯАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мам...

Электронные образовательные ресурсы нового поколения

Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения, ...