Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.
статья по химии по теме

Любовь Викторовна Орлова

На современном  этапе  перед  школой  ставится  задача  обновления образования  на  компетентностной  основе.  Компетентность  и  деятельность  неразрывно связаны между собой.  Деятельностный  подход  в  образовании – это процесс  учения  и деятельности  ученика,  направленный  на  становление  его  сознания и его  личности  в целом. Компетенции  формируются  в  процессе  деятельности  и  ради  будущей  профессиональной деятельности.Основным результатом  учебной  деятельности  неслышащих  школьниковпо химии  должен  стать  набор  основных  компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kompetentsiyam.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Любовь Викторовна

учитель химии

МКС(К)ОУС(К)ОШ№37I II вида

Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.

На современном  этапе  перед  школой  ставится  задача  обновления

образования  на  компетентностной  основе.  Компетентность  и  деятельность  неразрывно связаны между собой.  Деятельностный  подход  в  образовании – это процесс  учения  и деятельности  ученика,  направленный  на  становление  его  сознания и его  личности  в целом. Компетенции  формируются  в  процессе  деятельности  и  ради  будущей  профессиональной деятельности.

Основным результатом  учебной  деятельности  неслышащих  школьников

по химии  должен  стать  набор  основных  компетенций.  В  ходе  учебно-воспитательного  процесса у  учащихся  формируются  ключевые,  общепредметные  и предметные  компетенции.  К ключевым  относятся  интеллектуальные,  гражданско-правовые  коммуникационные, информационные.  Формирование  этих компетенций  у  неслышащих  учащихся   способствует приобретению  ими  социального опыта.  К  общепредметным  компетенциям  относятся  речевые, мыслительные,  практические,  компетенции  внимания  и  памяти,  владение  логическими операциями.  Эти  компетенции  формируются  в  процессе  изучения  любой  учебной  дисциплины,  в  том  числе   и химии.

Предметные  компетенции  формируются  в  рамках  определенного  предмета.

В процессе преподавания  химии  формирую  такие  предметные  компетенции как:

  1. Понятие  о  химии,  как  о неотъемлемой  составляющей  естественно-научной картины мира.
  2. Представление  о том,  что  окружающий  мир  состоит  из  веществ,  которые характеризуются  определенной  структурой  и  способны  к  взаимным  превращениям.
  3. Химическое  мышление,  умение  анализировать  явления  окружающего  мира  в  химических  терминах,  способность  говорить  и  думать  на  химическом  языке.
  4. Понимание  роли  химии  в  повседневной  жизни  общества, а  также  в решении глобальных  проблем  человечества  (экологической, энергетической, продовольственной).
  5. Химически  осознанное, критическое  отношение  к  веществам  в  быту;  умение  управлять   химическими  процессами.

Деятельностно-компетентностный  подход  к  обучению  химии  осуществляю

через  технологии развивающего,  личностно-деятельностного  и  личностно-ориентированного  обучения.  Для  того  чтобы  урок  сделать  развивающим:

  • заменяю  вопросно-ответную   систему  урока  и  типы  заданий на  более  сложные, выполнение  которых  задействует  разнообразные  психические  качества  (память, внимание, мышление,  речь  и  др.).  Это  проблемные  вопросы,  поисковые задания,  задания  на  наблюдение  решение  практических  задач,  выполнение исследовательских  заданий;
  • привлекаю  учащихся  к  постановке  задач урока,  разработке  плана  урока,  его проведения,  контролю  и  самоконтролю,  к  оцениванию  и  взаимооцениванию результатов  деятельности;
  •  учу  на  уроках  химии   учащихся  анализировать  учебный  материал,  сравнивать, обобщать,  находить   причинно-следственные  связи.

В связи  с  этим   основными  интеллектуальными  компетентностями,

формируемыми в  технологиях  развивающего  обучения    считаю  развитие  внимания,  памяти,  воображения, мышления,  речи.  Для  формирования  воображения – использую  прием  образного представления  отсутствующего  химического  объекта.   Обучаю  изображать   химические объекты  или  информацию  о  них  в виде  символов,  схем,  условных  обозначений,  моделей.

Развитие  памяти  требует  реализации   приемов  запоминания,  сохранения,  воспроизводства  и переработки  учащимися  химической  информации.  Это  приемы – запоминание  без записей, запоминание  путем  повторения  информации,  установление  связей  между  запоминаемым химическим  объектом  и  конкретными  символами,  графическими  изображениями,  осмысленное  запоминание,  эмоциональное  запоминание.  Одной  из  важнейших  задач стоящих  перед  образованием,  является   овладение  информационными  технологиями   для формирования  общеучебных  и  общекультурных  навыков  работы  с  информацией.  Реализация этой  задачи  не возможна  без  включения  информационной  компетенции  в  систему химического  образования.  Применяю  компьютерные  технологии  для  моделирования химических  процессов  и  явлений,  компьютерной  поддержки  процесса  изложения  учебного материала  и  контроля  его  усвоения.

Важной,  для  неслышащих   школьников,  в  плане  выбора  будущей

профессии является  предпрофильная  подготовка.  Ее  можно  осуществлять  через   организацию элективных  курсов.  Это  один  из  путей  расширения  возможностей   неслышащего  школьника  выстраивать  индивидуальную  образовательную  траекторию.   В связи  с  этим мною  разработана  программа  элективного  курса  «Химия в быту».  Программа (34ч.) предназначена  для  учащихся  10-11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"

Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...

Современные образовательные технологии на уроках математики в специальной (коррекционной) школе-интернате I вида

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем д...

Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.

Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида.

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида. ...

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...