Статья на тему: "Оценивание предметных и метапредметных достижений учащихся на уроках химии"
статья (химия) по теме

Руснак Алла Петровна

Статья:" Оценивание предметных и метапредметных достижений учащихся на уроках химии"

Проблема оценивания достижений учеников всегда была в центре внимания.Актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения ,в последние годы ,связана с введением Федерального государственного образовательного стандарта.И подразумевает оценивание не только предметных,но и метапредметных и личностных достижений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Оценивание предметных и метапредметных        достижений учащихся  на уроках химии »

Автор: Руснак А.П.

ГБОУ СОШ №181  Центрального района

Из трех компонентов спирали образования  - преподавание – обучение – оценивание  - последнему до недавнего времени уделялось минимальное значение. Федеральный государственный образовательный стандарт  содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, в том числе и по химии. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять их в практической деятельности, формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность  коммуникативных и информационных умений.

Оценивание (франц. evaluer) – означает выставить отметку, определяя качество работы. Школьное  оценивание – это процесс, с помощью которого определяется, образуется  и передается полезная информация, позволяющая принимать последующие решения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся  к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом  учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных  (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Основные ориентиры  в оценивании  учебных  действий  - учимся не для школы, не для моментальных  эффектов и оценок, а для жизни и эффекты оценивания отражаются преимущественно по трем основным  направлениям: преподавание, обучение и потребности общества. Оценка каждый раз определяет, достигнуты ли запланированные цели и что получено в результате соответствующего действия. Самая значимая  роль оценивания состоит в предоставлении постоянной обратной связи, необходимой как ученикам, так и педагогам. Оценка достижения предметных и метапредметных  результатов ведётся  в ходе первичного (стартового) оценивания, текущего (промежуточного) оценивания и в ходе  итогового оценивания. Главная цель стартового оценивания – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года. Одним из важных моментов оценивания на уроках химии – это оценивание практических работ. Можно выделить несколько основных действий, которые можно оценить:

1.организация и использование оборудования и материалов;

2.наблюдение, измерение и регистрация данных;

3.обработка экспериментальных данных;

4.планирование, выполнение исследования.

Рассмотрим оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов при решении задач по химии.

В стартовую диагностическую работу для учеников 11 класса включаю задачи на нахождение молекулярной формулы: при сжигании 8,4г. органического вещества получено 26,4 г. углекислого газа и 10,8 г. воды. Плотность паров этого вещества по воздуху 2,9.Определите молекулярную формулу вещества. К какому гомологическому ряду оно относится?

Предметные результаты

Предметные умения по химии

Предметные умения по математике

Определение М (в-ва)

Определение m(C),m(H), m(O), количества атомов  в молекуле

Определение

принадлежности к определённому гомологическому ряду

Определение простейшей и истинной формулы

Составление пропорций

Вычислительные навыки

Метапредметные результаты

Универсальные учебные действия

Осознанное чтение

Анализ задачи

Составление алгоритма задачи (разработка плана действий)

Перевод одного вида информации в другой

Умение формировать свои мысли (в письменной форме)

Формулирование

выводов (в письменной форме)

Для оценки личностных достижений  использую и нестандартные задания: кейс - задачи, проблемные ситуации, задачи практического содержания, задания на исправление ошибок, задания на нахождение закономерностей, задания на сравнения, задания на доказательство, логические задания и др. Такие задания позволяют развивать свою индивидуальность, возможность  размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и  аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, собственные наблюдения. Оценивание, ориентированное на успех, придаёт уверенность ученику в своих силах, создаёт положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...

КИМ для оценки предметных и метапредметных достижений учащихся 5 классов по математике

Контрольно-измерительные материалы для оценки предметных и метапредметных достижений учащихся 5 классов по математике...

Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся

В сфере образования складываться система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогически...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии...