Главные вкладки

    Практическая работа № 1 "Правила техники безопасности в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием "
    презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

    Практическая работа по химии для учащихся 8 классов по программе О.С. Габриеляна.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prakticheskaya_rabota_no1.pptx294.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБОУ средняя школа №450 Курортный район г. Санкт-Петербург Ахрамович Н.М . Практическая работа №1 Правила техники безопасности в кабинете химии . Приёмы обращения с лабораторным оборудованием 8 класс

    Слайд 2

    Цель: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.

    Слайд 3

    Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность – хорошо, А халатность – плохо Правила техники безопасности в кабинете химии . Работа по инструкции (карточки)

    Слайд 4

    Знакомство с лабораторным оборудованием

    Слайд 5

    Заполните таблицу: Название опыта Рисунки. Наблюдения Уравнения реакций Объяс нение наблюдений Выводы 1 . Устройство лабораторно го штатива Зарисуй штатив и укреплён ные на нём лапку, кольца, муфты. Подпиши их названия. 1. Для чего нужны муф ты? 2. Как правильно закре пить пробирку в лап ке? 3. Способы проведения нагревания с использованием штатива (на открытом пламени в чашке для выпаривания и с помощью сетки) Для чего служит штатив? 2. Приемы работы со спир товкой Зарисуй спиртовку и под пиши названия ее составных частей. 1. Для чего нужен резер вуар ? 2. Для чего служит фи тиль и металлическая трубка с диском? 3. Как можно зажечь спиртовку? 4. Как можно погасить пламя спиртовки? Правила техники безопасности при работе со спиртов кой. 3. Строение пламени . Зарисуй строение пламени и отметь его составные части. 1. Какая часть пламени самая холодная? 2. Как с помощью лу чинки доказать, где находится самая горя чая часть пламени? Как нужно использовать пламя для быстрейшего на гревания вещества? 4 . Знакомство с лаборатор ной посудой . Зарисуй образцы лаборатор ной посуды (пробирку, химический стакан, воронку, колбу, чашку для выпарива ния ). 1. Какие правила нужно соблюдать при перемеши­ вании вещества в про­ бирке, колбе, стакане? 2. Как изготавливается бумажный фильтр? 3. Какие правила долж ны соблюдаться при выпаривании вещест ва ? Для чего нужны пробирка, колбы, химические стаканы, фильтры, воронки?

    Слайд 6

    а) Устройство лабораторного штатива Штатив служит для крепления деталей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапки и кольца

    Слайд 7

    П очему подставка штатива изготавливается массивной? K аково назначение муфты, лапки и кольца? Муфты с укрепленными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении, для чего необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, подняв ее на необходимую высоту, закрепить

    Слайд 8

    П очему стержни лапок и колец располагают сверху муфты? П очему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться?

    Слайд 9

    Пробирку обычно зажимают около отверстия. В инт лапки сверху. На кольце устанавливают фарфоровую чашку

    Слайд 10

    б) Приёмы работы со спиртовкой. Строение спиртовки.

    Слайд 11

    Правила работы со спиртовкой: Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой. Тушить только колпачком – не дуть!

    Слайд 12

    П очему нельзя зажигать одну спиртовку от другой? K каким последствиям это может привести? С помощью чего гасят спиртовку ?

    Слайд 13

    в) Строение пламени

    Слайд 14

    В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки? В какую зону пламени необходимо помещать нагреваемый предмет для быстрейшего его нагревания?

    Слайд 15

    Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

    Слайд 16

    Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником

    Слайд 17

    Инструкция по технике безопасности: Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

    Слайд 18

    Первая помощь при порезах: а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда); б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом; г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

    Слайд 19

    Посуда П очему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло? П очему запрещается встряхивать пробирку с веществом, закрывая отверстие пальцем? K каким последствиям это может привести?

    Слайд 20

    Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опытов и как деталь собираемых приборов. Химический стакан с носиком служит для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения простейших химических операций (растворение, нагревание). Колба коническая используется для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения различных химических операций. Колба плоскодонная служит для проведения химических операций, а также для хранения жидких и твердых веществ.

    Слайд 21

    Мерная посуда : цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей. Колба круглодонная служит для проведения разнообразных химических операций при нагревании.

    Слайд 22

    Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования. Стеклянная палочка предназначена для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при размешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки Ложка фарфоровая (1), шпатель ( 2) служат для взятия твердых и сыпучих веществ. Ложка-дозатор (3) предназначена для взятия определенной порции вещества.

    Слайд 23

    Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей. Тигель фарфоровый предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре. Треугольник фарфоровый используется для размещения в нем тигля. Треугольник помещают на кольцо штатива.

    Слайд 24

    Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ. Штатив для пробирок , служит для размещения в нем пробирок. Зажим пробирочный служит для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени.

    Слайд 25

    Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различных приборов. Промывалка служит для промывания осадков дистиллированной водой, для смывания осадков с фильтров и стенок сосудов. Ее используют также для хранения небольших количеств дистиллированной воды. Воронка делительная предназначена для разделения несмешивающихся жидкостей, имеющих разную плотность.

    Слайд 26

    Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малыми количествами веществ. Пластина для капельного анализа (керамическая или стеклянная) используется при выполнении опытов с очень малыми количествами веществ в объеме 1-2 капель. Прокладка керамическая огнезащитная используется при нагревании веществ в стеклянной посуде. Прокладку размещают на кольце металлического штатива.

    Слайд 27

    Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

    Слайд 28

    Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. Затем по палочке налить фильтруемую жидкость. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое. Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра? Почему нельзя просто вылить жидкость на центр фильтра?

    Слайд 29

    При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случае, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор – не более 1/3 ее объема. Устанавливают чашу на кольце штатива и греют на открытом пламени при постоянном помешивании

    Слайд 30

    Заполните таблицу: Название опыта Рисунки. Наблюдения Уравнения реакций Объяс нение наблюдений Выводы 1 . Устройство лабораторно го штатива 1. Для чего нужны муф ты? 2. Как правильно закре пить пробирку в лап ке? 3. Способы проведения нагревания с использованием штатива (на открытом пламени в чашке для выпаривания и с помощью сетки) Для чего служит штатив? 2. Приемы работы со спир товкой 1. Для чего нужен резер вуар ? 2. Для чего служит фи тиль и металлическая трубка с диском? 3. Как можно зажечь спиртовку? 4. Как можно погасить пламя спиртовки? Правила техники безопасности при работе со спиртов кой. 3. Строение пламени . 1. Какая часть пламени самая холодная? 2. Как с помощью лу чинки доказать, где находится самая горя чая часть пламени? Как нужно использовать пламя для быстрейшего на гревания вещества? 4 . Знакомство с лаборатор ной посудой . 1. Какие правила нужно соблюдать при перемеши вании вещества в про бирке , колбе, стакане? 2. Как изготавливается бумажный фильтр? 3. Какие правила долж ны соблюдаться при выпаривании вещест ва ? Для чего нужны пробирка, колбы, химические стаканы, фильтры, воронки?

    Слайд 31

    Лмтература и интернетресурсы : О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд . «Дрофа», Москва, 2010 год. А.А. Журин , Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. «Аквариум», Москва, 1997 год. WWW . lib . ru всемирная сеть интернет. О.С. Габриелян, А.В.Яшукова ..Химия 8-9 классы. Методическое пособие – М.Дрофа.2004г. Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание, МарГТУ , 2004 О.С. Габриелян Химический эксперимент в школе. 8 класс. . Методическое пособие – М.Дрофа.2005г. http://forum.izcity.com/index.php?topic=788.0 http://www.sev-chem.narod.ru/foto/chemposuda.htm http://altaoptica.ru/cgi-bin/show.pl?price=him&id=27209 http://newstyle-y.ru/school/ucheb/himija/ wiki.pippkro.ru

    Слайд 32

    Спасибо за активную работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПР № 1 "Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами"

    Презентация к уроку-практикуму "Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами" в 8 классе...

    Инструктивная карта к ПР № 1 "Правила ТБ в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами"

    Инструктивная карта к ПР № 1 "Правила ТБ в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами" распечатывается и выдаётся каждому ученику...

    Отчёт о проделанной работе, ПР № 1 "Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами"

    Отчёт ученика о проделанной работе, ПР № 1 "Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами"...

    Практическая работа №1."Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

    Конспект урока: Практическая работа №1."Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (по программе О.С. Габриеляна)...

    Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".

    Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...

    Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

    Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»...