Образовательные технологии, используемые на уроках химии для повышения мотивации обучения
статья по химии на тему

Кильченко Елена Станиславовна

Материал подготовлен для выступления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_1.rar2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии, используемые на уроках

учителем химии

 МАОУ СОШ «Финист »№30 г. Ростова-на-Дону

Е.С.Кильченко  

для повышения мотивации обучения

        

        Школьный предмет «Химия» появляется в учебном плане одним из самых последним – 8 класс. Это объясняется:

  • сложностью курса;  
  • необходимостью получения обучающимися теоретических знаний и практических умений и навыков из смежных естественнонаучных дисциплин: физики и биологии, а также географии и математики.

Я получаю для обучения детей, уже  «запрограммированных» либо на учёбу - трудяг, либо просто на  «посещение» уроков - посетителей. Учитывая эти особенности современных детей, моей задачей является развитие желания изучать предмет у 1 группы и  воспитание желания изучать новый предмет у 2 группы. Современная жизнь подразумевает наличие у человека определенного багажа химических познаний и навыков обращения с некоторыми химическими веществами. Школьный круговорот привлечет внимание учеников к предмету, если он его заинтересует, и будет давать ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Современному школьнику не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому на современном уроке одной из основополагающих целей должен быть ответ на вопрос: «Где в повседневной жизни мы можем применить  полученные знания и навыки?»  Для этого я в своей педагогической деятельности использую как традиционные образовательные технологии, так и современные инновационные. Начав работу по этому направлению, я  поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить наиболее распространенные образовательные технологии;
  • проанализировать целесообразность их применения на отдельных этапах урока;
  • предложить ученикам различные подходы к овладению химической информацией и  развитие их рефлексивного сознания;
  • приобрести опыт и навыки работы с используемыми образовательными технологиями;
  • реализовать практическую целесообразность химических знаний и экспериментальных навыков;
  • подтвердить значимость предмета химия для экологического образования и воспитания современного человека;
  • осуществить интеграцию химии с другими образовательными предметами;
  • способствовать формированию на уроках химии здоровьесберегающей среды.

Приведу примеры некоторых образовательных технологий, используемых мною на уроках:

  1. Технология «Проблемного обучения». Позволяет учителю удерживать внимание ученика. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учеников, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. Данная технология повышает самостоятельность ученика, способствует возникновению осознанной потребности в знаниях и учит их приобретать.

Например, урок химии №76 в 9 классе (19.03.13г.) «Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы». Задача по производству серной кислоты. «Представьте, что вы работаете  технологами химического предприятия по производству серной кислоты. На склад доставлено 2 вида загрязнённого сырья в виде пирита и серы. Необходимо подсчитать, какая масса серной кислоты будет получена из них? По результатам решения этих задач мы сделаем вывод об экономической целесообразности использования того или иного сырья».

1 вариант

2 вариант

Какую массу серной кислоты мы можем получить из 16 т пирита, содержащего 10 % примесей?

Какова масса серной кислоты, полученной из 16 т серы, содержащей 10 % примесей?

  1. Технология «развития критического мышления». Cовременному обществу необходима свободная, творческая личность, обладающая определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность. Поэтому на современном уроке не обойтись без умения формирования и развития критического мышления.  На помощь придет технология критического мышления посредством чтения и письма. Высокоэффективной эта технология является при работе с текстом и в проектно-исследовательской деятельности. Она позволяет ученикам овладеть умениями интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения.

Технология развития критического мышления включает в себя 3 стадии: вызов, осмысление, размышление. Например, урок химии №67 в 8 классе (22.02.13г.) по теме «Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах».

Вызов:

  • Что вы знаете о растворах?
  • Какие растворители вам известны?
  • Каково значение воды для живых организмов? Приведите примеры.
  • Что такое ионы?

Начинают заполнять таблицу:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что узнали?

Осмысление:

Даю краткое представление о развитии теории  растворов (физическая и химическая). Далее реализую принцип взаимообучения. Класс разбивается на группы (4-5 человек). Группы получают одинаковый текст с материалом  по современной физико-химической теории растворов. Текст разбит на абзацы по количеству детей. В течение нескольких минут каждый ребёнок знакомится с ним. А затем выполняет роль учителя: задает одногруппникам вопросы, просит высказать, что поняли из прочитанного.

        Размышление (рефлексия):

                Завершают заполнять таблицу:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что узнали?

  1. Технология алгоритмического обучения предполагает наличие перед обучающимся на бумажном или электронном      носителе определённой последовательности действий по какому-либо заданию.  Алгоритмы в обучении химии – это:
  • правила составления химических формул и уравнений;
  • последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекания химических реакций;
  • рациональный способ решения расчётных, экспериментальных и расчётно-экспериментальных задач;
  • оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ.

Мною на уроках систематически используются алгоритмические предписания, которые позволяют оптимизировать обучение и при многократном применении  доводят действия обучающихся до автоматизма. Например,  урок №73  в 8 классе  (11.03.13г) по теме «Ионные уравнения реакций».

Алгоритм составления ионных уравнений

Последовательность действий

Примеры

1. Напишите уравнение реакции в молекулярном виде. При необходимости укажите стрелками выпадение осадка или выделение газа.

1.Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4

2. Запишите диссоциацию веществ на ионы с указанием их числа и зарядов.

2. 2Al3+ + 3SO42- + 3Ba2+ + 6Cl- = 2Al3+ + 6Cl- + 3BaSO4

3.Подчеркните ионы, встречающиеся в левой и правой части уравнения (они в реакции участия не приняли). Эти ионы сокращаются.

3. 2Al3+ + 3SO42- + 3Ba2+ + 6Cl- = 2Al3+ + 6Cl- + 3BaSO4

4.Запишите сокращённое ионное уравнение, т.е. все формулы и знаки, оставшиеся в шаге №3 после сокращения.

4. 3Ba2+ + 3SO42- = 3BaSO4

     Ba2+ + SO42- = BaSO4

5.Сформулируйте вывод о протекании реакции на основе сокращённого ионного уравнения.

5. В реакции приняли участие катион бария и сульфат-анион  с образованием осадка сульфата бария.

  1. Технологии «информационного обучения». Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера.  По сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, более правильно,  под информационной технологией понимают совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Целесообразность использования компьютера в учебном процессе должна быть подтверждена педагогическими целями, достижение которых возможно только с применением компьютера, благодаря его возможностям. Компьютер может поддерживать и тем вносить разнообразие в процесс изложения нового материала, не исключается возможность моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений и, конечно же,  в процессе контроля качества образования. При упоминании моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений, я ни в коем случае не призываю заменить живой демонстрационный эксперимент компьютерной версией. Я говорю о тех случаях, когда нет возможности в демонстрации из-за отсутствия необходимых реактивов, условий для проведения, высокой токсичности веществ. Компьютер также позволяет изучить процессы, скрытые от непосредственного наблюдения и потому плохо воспринимаемые детьми. Причем эти процессы можно неоднократно повторить с индивидуальной скоростью усвоения.  Компьютер задействует наглядно-образное мышление, способствующее более эффективному усвоению учебного материала. Я использую  компьютер и проектор для компьютерного тестирования, демонстрации презентаций, flash - анимаций и видеоопытов. Мною разработан большой банк  данных презентаций по биологии (6, 7 классы) и химии (8-11 классы). В программе Microsoft PowerPoint можно встраивать  аудио-, видеофрагменты, делать гиперссылки на интернет-страницы с ЦОР. Я активно использую эти возможности.

  1. Технология «Учебного портфолио» позволяет обучающемуся сформировать модель индивидуального образовательного маршрута. Например, при изучении в 10 классе на уроке химии №40 (05.02.13г.) темы «Жиры» ученица заинтересовалась производством мыла. Ей было предложено развить эту тему и оформить результаты своей деятельности в виде тематического портфолио. Она собрала в коллектор информацию об истории происхождении мыла, эволюции развития мыловарения, сырье, добавках, технологии производства. На занятиях элективного курса по органической химии нами было получено мыло. Данная работа была представлена на научно-практической школьной конференции в апреле.

Подводя итог выше сказанному, хочу сказать, что, как правило, на уроках применяется не одна  моно-технология, а используются элементы нескольких образовательных траекторий. Зачастую, этот симбиоз возникает уже по ходу урока, когда  видишь ответную реакцию детей. И быть может, кто-нибудь из нас в ближайшем будущем станет автором новой образовательной технологии.

Желаю всем коллегам терпения и профессионализма в этом нелёгком творческом процессе. Закончить своё выступление хочу словами Коко Шанель  «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока

Материал для выступления на педагогическом совете или на заседании МО....

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Творческая деятельность школьников на уроках химии – способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся

Творческая деятельность школьников на уроках химии –способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся Главной задачей современного учебного процесса является обучения учащихся ...

Педсовет на тему: "Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока".

Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Наша школа одной из задач поставила  задачу повышение мотивации  обучающихся. Недавно я прошла ...