Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
статья на тему

    Доклад на городскую конференцию по здоровьесберегающим технологиям. Доклад сопровождается презентацией. Здоровье ребёнка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для наших гимназистов этой средой является интернат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся

учитель химии  ГБОУ «Сибайская гимназия-интернат» Кускарбекова Л.С. 

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для наших  гимназистов этой средой является интернат.

      Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в гимназиях составляет– 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет –13 – 15 часов. Существенное увеличение учебной нагрузки  не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений,  ожирение, нарушение осанки и зрения, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушениям.

Физическое здоровье ученика во многом зависит от психологического климата в интернате. Наши дети особенно нуждаются во внимании, понимании, любви, ласке, доброжелательном отношении. Потому что они находятся вдали от своих родных. Многие из них редко ездят домой. Возраст наших воспитанников варьирует от 12 до 18 лет. Особенно ученики 6-8 класса нуждаются в любви своих близких. В нашу гимназию набор начинается в 6 класс. Шестиклассники очень тяжело переносят смену обстановки: новая школа, одноклассники, комната в общежитии, вместо мамы классный руководитель и воспитатель. Это проявляется тем, что многие из них начинают скучать и плакать по родителям, часто болеют. Акцент в развитии ребенка в это время смещается в сферу общения и взаимодействия с другими людьми, а интерес к учебной деятельности падает еще и потому, что у ребенка не сформировалось до конца «умение учится». Именно учителя учат школьников избегать перегрузок, рационально планировать свою деятельность, знакомят их с методами эмоциональной саморегуляции.

На учителях и воспитателях лежит большая ответственность, т.к именно они должны сформировать у гимназистов доброжелательное отношение к людям, определённые социальные навыки, мотив здорового образа жизни (личная гигиена, режим дня, профилактика вредных привычек), научить контролировать себя, повысить  уверенность в себе, навыков групповой сплоченности, бесконфликтного общения.

     Также я как классный руководитель,  веду работу с родителями .На родительских собраниях провожу тематические лекции. Примерная тематика занятий с родителями: 1. Рабочее место школьника дома.2. Что нужно знать о режиме дня. 3. Взаимоотношения в семье - основа здорового образа жизни. 4. Как правильно закалять ребенка. 5. Свободное время наших детей - как правильно организовать отдых. 6. Гигиена зрения. 7. Что нужно знать родителю о правильном питании детей. 8. Компьютер и здоровье. 9. Здоровая осанка - основа здоровья. 10. Как сберечь зубы. 11. Что нужно знать о вакцинации детей. 12. Профилактика инфекционных заболеваний. 13. Гепатит Б. 14. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. 15. Наши дети и наркотики. 16. Все хотят быть красивыми (о внешнем виде). 17. Половое взросление наших детей.

Круглосуточное пребывание воспитанников в условиях интерната в какой-то степени ограничивает их в активном образе жизни, смены среды обитания и прогулки на свежем воздухе, общения со сверстниками за пределами интерната. Поэтому я как учитель предметник считаю, что мой урок должен быть насыщен разнообразными элементами смены деятельности, чтобы сохранить подвижность детей, формировать все стороны физического развития, так как вслед за этим следует умственная активность и повышенный интерес к предмету.  

       От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.


Критерии здоровьесбережения 

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

  Ориентировочная норма: 7-10 минут

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

  Норма - не менее трех за урок.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик

(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

   Желательно, чтобы завершение урока было спокойным , учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

 5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

 Например, сейчас я Вам продемонстрирую отрывок из одного моего урока, посвященного влиянию металлов на организм человека.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

 Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Надежды на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, надо признать нереальными на сегодняшний день.

Я предлагаю вашему вниманию правила здорового учителя.

•   Спокойствие, только спокойствие!

•   Относитесь с юмором к себе и ситуации.

•   Отправляйся домой только с дамской сумочкой!

•   Всю работу делай только на работе!

•   Помни, принцип здорового эгоизма:

   «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».

•   Будь оптимистом!

•   Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

•   Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и                                           благополучия    в семье и на работе.

•  Имидж все: встретили по одежке!

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, ...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания

В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

СОЗДАНИЕ  МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения мотивации к уроку у девушек, учащихся в старших классах

Проблемы, которые мешают девушкам активно заниматься спортом:Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков ...