Виды контроля знаний учащихся на уроках химии
статья по химии по теме

Данный материал представляет обобщение по теме контроль знаний. В статье указаны виды контроля, на каких этапах урока лучше проводить тот или иной вид контроля. Преимущества тестового контроля для быстрой проверки знаний, графические виды и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды контроля знаний18.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Слово «контроль» (от фран. Cоntrole) образовалось в результате соединения слов «соntre» (противоположный) и «role» (свиток). Раньше финансисты обозначали второй экземпляр документа и сличали его с оригиналом. Значит контроль – это понятие проверки и сличения. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому можно выделить следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения.

Главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, а сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Таким образом, к целям учителя мы должны добавить цель ученика. Эта цель контроля, по-моему, является основной. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и выставление оценок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, развиваются самокритичность и ответственность. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования… Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего). Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта. В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, которые используются учителями нашей школы в своей работе: диктант, тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, контрольная лабораторная и практическая работа. Особое место занимает тестовый контроль как наиболее объективная форма оценки полученных знаний. Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Тесты дают мне возможность выявить уровень знаний учащихся, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Для подведения итогов, результаты тестирования по классу фиксирую в специальной тетради, где просчитывается процент качества и успеваемости по каждому классу и учитываются результаты освоения тем каждым учеником. Результаты тестирования помогают правильно организовать итоговое повторение, с учетом особенностей работы с данным классом. До сведения каждого учащегося доводится инструкция по проведению теста.

Также удобно проводить проверку выполнения домашней работы в виде тестов, содержащих задания, аналогичные домашним. Такие работы кратковременные и обычно состоят из пяти заданий в двух вариантах, что позволяет быстро их проверить и оценить сразу после завершения тестирования. Очень часто используется графический диктант и диктант отработки понятий, например, при изучении темы «Периодический закон» очень целесообразно провести проверить знания учащихся, физический смысл номера периода, группы и подгруппы, как найти протоны, электроны, нейтроны.

Для успешной реализации всех компонентов системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся я использую в едином комплексе и традиционную систему, и элементы новых, развивающих систем: зачетной, «поурочный балл», а также элементы тестовых технологий.

Зачетная система позволяет не только осуществить контроль, но и обобщить и систематизировать знания, умения учащихся, организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Зачетные занятия являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся, по определенному разделу программы. Зачетное занятие (рассчитано на 40 мин) проходит в форме теста. Использую пятибалльную систему оценивания знаний и умений учащихся: за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание учащийся получает один балл. Каждый тест, а их будет проведено за урок - два: теоретический и практический, оценивается отдельно. Затем выводится общая оценка, в случае спорной оценки, преимущество остается за оценкой по практике. Теоретическую часть зачетного занятия составляю, основываясь на вопросах теории лекций, практическую часть - с учетом проверки как базовой так и повышенной части.

Одна из организационных форм учета знаний - «поурочный балл». Проводится наблюдение за работой учащихся на протяжении всего урока от его первой минуты до последней. Учитываю активность школьника на уроке: как он работает при изучении нового материала, задавал ли он учителю или классу вопросы, отвечал ли, правильно ли комментировал, исправлял ли ошибки свои и товарищей, приводил ли примеры, верно ли анализировал задачи, как выполнял задания, участвовал ли в обобщении материала. Все, что делал ученик на уроке, я не выпускаю из поля зрения и учитываю. Результатом наблюдений и учета становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в поурочном балле. Иногда выставляю их 10-12 учащимся по окончании урока, комментирует перед классом. Так же объективную оценку учебных достижений осуществляю с помощью тестирования.

Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учителя в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии

Проверка знаний и умений важное звено в обучении биологии. Изучение состояния биологической подготовки непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка в...

Контроль знаний учащихся на уроках физики

В статье описывается  использование на уроках физики разных видов контроля: вводного, текущего, коррекции, итогового....

Тема выступления "Тестовые технологии на уроках истории как один из видов контроля знаний учащихся"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8580564","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"330"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8580577","at...

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...

В методическую копилку учителя химии.Химические диктанты как метод текущего контроля знаний учащихся на уроке.

Программа по химии является достаточно насыщенной, поэтому встает вопрос о рациональном распределении времени на уроке. Проверка знаний является важнейшим этапом урока,при этом учитель использует разн...

Формы и виды контроля знаний учащихся на уроке

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время сущ...