Индивидуальная программа развития по химии учащегося 7 класса
материал по химии (7 класс) по теме

Марина Вячеславовна Харитонова

Данная индивидуальная программа предназначена для более глубокого изучения химии учеником 7 класса Комковым Никитой. Программа рассчитана на 102 часа  (34часа -7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа- 9 класс) и составлена в соответствии с современными требованиями к преподаванию химии в школе 2-ойступени.        Ученик обладает высоким уровнем развития и обученности, имеет широкий кругозор, показывает отличные знания  и проявляет большой интерес к предметам естественнонаучного цикла.

      Предмет «Химия» относится к естественнонаучному циклу, так как базируется на явлениях, знакомым учащимся из повседневной жизни. Сложность изучения химии учащимися и небольшое количество времени, отведенного на прохождение этой учебной дисциплины, подтверждает целесообразность раннего изучения предмета.  Данная программа  позволит в 7 классе сформировать  у ученика устойчивый познавательный интерес  к предмету и подготовит учащегося к более серьезному изучению учебной дисциплины. В 8 и 9 классах  программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету, особенно решению расчетных задач, формированию навыков исследовательской деятельности и профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ПО  ХИМИИ

УЧАЩЕГОСЯ 7 КЛАССА

КОМКОВА НИКИТЫ

2013– 2016 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ.

Учитель химии Харитонова М.В.

 округ  Муром

  1. Пояснительная записка.

          Данная индивидуальная программа предназначена для более глубокого изучения химии учеником 7 класса Комковым Никитой. Программа рассчитана на 102 часа  (34часа -7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа- 9 класс) и составлена в соответствии с современными требованиями к преподаванию химии в школе 2-ойступени.

        Ученик обладает высоким уровнем развития и обученности, имеет широкий кругозор, показывает отличные знания  и проявляет большой интерес к предметам естественнонаучного цикла. В 3 классе Никита занял I место в очном туре областной олимпиады по окружающему миру. В 6 классе ученик стал призером 1-го (заочного) и участником 2-го очного тура Межрегиональной биологической олимпиады 2012-2013 учебного года, принял участие в учебной программе Всероссийской весенней биологической школы.

      Предмет «Химия» относится к естественнонаучному циклу, так как базируется на явлениях, знакомым учащимся из повседневной жизни. Сложность изучения химии учащимися и небольшое количество времени, отведенного на прохождение этой учебной дисциплины, подтверждает целесообразность раннего изучения предмета.  Данная программа  позволит в 7 классе сформировать  у ученика устойчивый познавательный интерес  к предмету и подготовит учащегося к более серьезному изучению учебной дисциплины. В 8 и 9 классах  программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету, особенно решению расчетных задач, формированию навыков исследовательской деятельности и профориентации.

Цель программы:

          Создание условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств ученика.

Задачи программы:

  1. Сформировать устойчивый познавательный интерес  к предмету.
  2. Интегрировать химию в систему естественнонаучных дисциплин для формирования целостной научной картины мира.
  3. Формировать экспериментальные умения и навыки проведения химического эксперимента и   исследовательской деятельности.
  4. Развивать творческие способности ученика, его познавательную активность.
  5. Углублять  и расширять  теоретические  знания   и практические навыки по химии.
  6. Способствовать профессиональному самоопределению ученика.

Планируемые результаты обучения

  • Успешное участие в окружной олимпиаде по химии.
  •  Результативное участие в школьной и окружной научно-практических конференциях по экологии.
  • Продолжение обучения по естественнонаучному профилю.

Формы организации индивидуального образования

  1. Работа ученика с педагогом
  2. Работа ученика с источником знаний
  3. Самостоятельная работа ученика с научно-популярной литературой.

Психолого - педагогическая характеристика  ученика 7 «Б» класса

Комкова Никиты

Комков Никита родился 16.05.2000 г. В 2007 году мальчик поступил в 1 класс средней общеобразовательной школы №5. С первых дней обучения у него сформировалось положительное отношение к школе и процессу обучения в целом. Психолого-педагогическая диагностика способностей ребенка показали опережающее развитие его познания и высокие интеллектуальные способности.

          Никиту отличает высокая любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Он обладает хорошей зрительной  и образной памятью, базирующейся на раннем речевом развитии и абстрактном мышлении. Мальчик быстро запоминает различные знаки, символы, факты. У ученика развита способность к синтезу, к классификации явлений, событий, процессов; умение спокойно излагать свои мысли.

            Никита способен правильно и быстро выполнять умственные операции; у него преобладает словесно-логическое мышление, хорошо развито  воображение. Его отличает  повышенный интерес к заданиям нестандартного типа.

              Интересы Никиты разнообразны, но любимым занятием является чтение книг.

По результатам социометрии класса он входит в группу предпочитаемых. На роль лидера в классе не претендует, хотя мог бы им стать, приложив немного усилий.

Педагогическое  исследование опиралось на следующие методики диагностики способностей детей:

  1.  «Карта интересов» автор Е.А. Климов, «Интеллектуальный портрет» автор А.И. Савенков.
  2. Диагностика точности и скорости восприятия подростка; Диагностика степени развития наблюдательности; Диагностика скорости запоминания, точности, организованности и прочности (автор Л.Ф. Тихомирова)

Заключение

по результатам психодиагностического обследования

Ф.И.О. ребенка: Комкова Никиты

Класс: 7 «Б»

Дата рождения: 16.05.2000

Цель обследования: определить уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Методики:

1. Методика Мюнстенберга, методика Пьерона - Рузера «Исследование концентрации внимания»;

2. Корректурная проба Бурдона;

3. Методика изучения развития логических операций у подростка.

Полученные результат:

Уровень избирательности внимания — высокий;

уровень концентрации внимания - высокий;

Точность выполнения - 0,96 единиц;

Продуктивность работы — 766, 08 единиц;

Уровень развития логических операций - высокий

Заключение:

        По результатам проведенного диагностического обследования следует отметить, что уровень избирательности внимания у Никиты высокий.

        Уровень концентрации внимания - высокий. Показатель точности выполнения задания не изменился в сравнении с данными обследования в мае 2012 года, однако показатель продуктивности выполнения увеличился на 43 %.

        У Никиты отмечается низкий уровень утомляемости.

        Уровень логического мышления — высокий. Задания, требующие установления логических связей, поиска аналогии он выполняет самостоятельно, не прибегая к помощи педагога.

Рекомендации:

Продолжать занятия, способствующие развитию познавательных процессов;

Педагог-психолог МБОУ ООШ №12                                       Карпова А.А.

  1. Структура программы

1 год обучения  (7 класс)

Планируемые результаты обучения:

        У ученика  должен сформироваться устойчивый познавательный интерес к химии, заложены основы знаний, подготовившие его к глубокому изучению учебной дисциплины

В результате изучения вопросов программы ученик  должен:

Знать: 

- место химии среди естественнонаучных дисциплин, роль химии в НТП и жизни человека;

- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент

- отличительные признаки веществ и  физических тел; физических и химических явлений

- признаки химических реакций и условия их протекания

- вещества,  наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.  

Уметь:

- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента

- проводить простейшие исследования свойств веществ

- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий

- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы

Тема 1. Химия – часть естествознания (13часов)

Естествознание – комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

 Предмет химии. Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естественных наук. Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.

Моделирование.  Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в химии (материальные и знаковые). Знаковые модели в химии: химические символы, химические формулы и уравнения.

Химические символы элементов и химические формулы. Обозначение химических элементов, их названия. Написание, произношение и информация, которую несут в себе химические формулы.

Химия в космосе. Химия звезд   и планет. Атмосфера планет.  Экологическое состояние атмосферы Земли:  озоновые «дыры», «парниковый эффект», «смог».

Химия и геология. Распространенность химических элементов в земной коре.

Элементный состав в земной коре. Минералы и горные породы. Минералы  и драгоценные камни.

Химия и биология.  Химические элементы в организме человека и продуктах питания. Химические элементы в организме человека, их биологическая активность.

Химия и физика. Атомно-молекулярные учения - законы и открытия.  Великие имена  химиков: Р. Бойль, А.Лавуазье,  М.В.Ломоносов. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ.  Диффузия. Броуновское движение.

Демонстрации и эксперимент.

  1. Коллекции разных изделий из одного вещества — тел из алюминия или стекла.    
  2. Учебное оборудование, используемое при изучении естественных наук.  
  3. Домашняя лаборатория: химическая посуда для домашних экспериментов.
  4. Шаростержневые модели молекул воды, метана, углекислого сернистого газа.  
  5. Образцы минералов и горных пород.
  6. Образцы твердых веществ кристаллического  строения.
  7. Модели кристаллических решеток.
  8. Процесс диффузии при распространении запахов.

Практические  работы.

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с веществами.  2. Правила работы с нагревательными приборами. Устройство спиртовки. Изучение строения пламени.

Домашний эксперимент. 

  1. Создание домашней химической лаборатории
  2. Изготовление моделей молекул воды и метана из пластилина или других материалов.
  3. Изучение процессов  диффузии сахара и перманганата калия в воде.

Тема 2. Путешествие в загадочный мир химии (6 часов)

Химические истории из глубины веков.  «Черная» сестра химии. «Кирпичики» мира. Первые «имена» веществ. В поисках «философского камня» и «эликсира молодости». Великие имена первооткрывателей. Легенды, мифы, объяснение волшебства.

В гостях у алхимика.  Виртуальное  и реальное путешествие в лабораторию к алхимику. Занимательные опыты: «химия «чудес», опыты с газами,  удивительные растворы,  химия взрывов и вспышек.

Периодическая система и ее элементы.  «Жильцы» таблицы Менделеева. Металлы и неметаллы. Этимология  названия  химических элементов. Происхождение названий химических элементов, связанных с мифами, легендами, странами, континентами и др. Истории открытия химических элементов: удивительные и случайные.     

Путешествие в мир элементов. Химия в стихах: о химических элементах и веществах. Химические загадки, головоломки и ребусы. Загадочные опыты и рисунки в химии.

Развитие химии в современном мире.  Роль химии в нашей жизни. Достижения химии и их правильное использование. Биотехнологии: искусственные продукты питания и лекарственные препараты.

Демонстрации и эксперимент.

  1. Презентация «В поисках философского камня».
  2. Занимательные  опыты с газами: дым без огня, стреляющая бутылка, гремучий газ.
  3. Химия взрывов и вспышек: звездный дождь, горение металлов.
  4. Химия «чудес»: исцеление раны, рисование утюгом, таинственная надпись, горение без пламени.
  5. Химические опыты-загадки: «поджигатель» воды, несгораемый платок,  волшебная палочка.
  6. Коллекции пластмасс и  современных строительных материалов.

Домашний эксперимент. 

  1. Занимательные опыты: разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании, «стреляющая» бутылка со смесью пищевой соды и уксусной кислоты.

Тема 3.  Вещества (10 часов)

Вещества и их свойства. Классификация веществ. Органические и неорганические вещества. Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние  вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Химические формулы веществ и их названия: оксиды, кислоты, основания, соли. Формулы веществ, встречающихся в быту. Химические и природные индикаторы. Обнаружение веществ с помощью индикаторов.  Удивительные свойства некоторых веществ.

Смеси веществ. Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в быту и на производстве. Фильтрат.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и военном деле.

Дистилляция, кристаллизация, выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области её применения. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе.

Вода в природе и жизни человека. Значение воды для жизни организмов. Загрязнения воды.  Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность,  запах). Заболевания, возникающие при токсическом воздействии химических элементов и субстанций, находящихся в питьевой воде. Методы очистки воды в быту. Водные ресурсы и  человек. Экологические проблемы гидросферы.

Химия и биосфера. Фауна и флора – «копилки» химических веществ.  Химия для нас и жизнедеятельность человека.

Демонстрации и эксперимент.

  1. Коллекции образцов металлов и неметаллов.
  2. Демонстрация образцов оксидов, кислот, оснований, солей.
  3. Обнаружение растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.
  4. Реакция нейтрализации в присутствии индикатора.
  5. Разделение смеси порошков серы и железа.  
  6. Разделение смеси порошков серы и песка.
  7. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
  8. Адсорбционные свойства активированного угля.

Практические работы.

  1. Распознавание растворов веществ с помощью индикаторов.
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.
  3. Исследование качества питьевой воды органолептическими методами.

Домашний эксперимент.

  1. Разделение смеси древесных и железных стружек.
  2. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.
  3. Адсорбция активированным углем красящих веществ  пепси-колы.
  4. Выращивание кристаллов соли.

Тема 4. Химические реакции, происходящие с веществами (5часов)

Физические и химические явления.   Превращения веществ. Химические явления, их отличие от физических явлений. Химические явления в природе и повседневной жизни человека.

Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции: исходные вещества и продукты реакции.  Условия протекания  и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Изменение  цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа. Занимательные опыты: удивительные растворы.

Химические реакции вокруг нас.  Химические реакции в быту и жизни человека. Достижения современной химии. Необычные химические реакции и курьезы с веществами.

Демонстрации и эксперимент.

  1. Изменение агрегатного состояния веществ: плавление алюминия и испарение воды.
  2. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании.
  3. Получение углекислого газа при взаимодействии мрамора  с кислотой.
  4. Получение осадков  гидроксидов  металлов  реакцией обмена.
  5. Занимательные опыты с растворами.

Домашний эксперимент.

  1. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом.
  2. Взаимодействие молока и лимонного сока.
  3. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Основные понятия

Демонстрация, эксперимент, практикум

Тема 1. Химия – часть естествознания (13часов)

1

Естествознание – комплекс наук о природе.

Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

2

Предмет химии

Тела и вещества. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения.

Демонстрация. Коллекции разных изделий из одного вещества — тел из алюминия или стекла.  

3

Правила ТБ при работе в кабинете химии. Знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с веществами.  

Учебное оборудование, используемое при изучении естественных наук.  

Практикум

Учебное оборудование, используемое при изучении естественных наук.  

4

Методы изучения естественных наук

Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения.

Создание домашней лаборатории.

5

Эксперимент

Гипотеза. Эксперимент. Способы фиксирования результатов

6

Моделирование

Модели в химии (материальные и знаковые).

Практикум

Шаростержневые модели молекул воды, метана, углекислого сернистого газа.  

7

Химические символы элементов и химические формулы. 

Знаки  химических элементов, их названия. Написание, произношение и информация, которую несут в себе химические формулы.

Дом. эксперимент

Изготовление моделей молекул воды и метана из пластилина или других материалов.

8

Химия в космосе

Химия звезд   и планет. Атмосфера планет. Экологическое состояние атмосферы Земли:  озоновые «дыры», «парниковый эффект», «смог».

9

Химия и экология

Распространенность химических элементов в земной коре.  Минералы и горные породы.

Демонстрация

 Образцы минералов и горных пород

10-11

Химия и биология

Химические элементы в организме человека и продуктах питания.

Решение  задач  

Расчет массы химических элементов в своем организме

12-13

Химия и физика

Атомно-молекулярные  учения - законы и открытия.  Великие имена: Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В.Ломоносов.  Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ.  Диффузия. Броуновское движение

Демонстрации:

 Образцы твердых веществ кристаллического  строения.

 Модели кристаллических решеток.

 Процесс диффузии при распространении запахов.

Дом. эксперимент

Изучение процессов  диффузии сахара и перманганата калия в воде.

Тема 2. Путешествие в загадочный мир химии (6часов)

14

 Химические истории из глубины веков

«Черная» сестра химии. «Кирпичики» мира. Первые «имена» веществ. Великие имена первооткрывателей.

15

 Виртуальное   путешествие в лабораторию к алхимику. 

Занимательные опыты: «химия чудес»

Демонстрация

 Занимательные  опыты с газами: дым без огня, гремучий газ и др.

Дом. эксперимент: разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании, «стреляющая» бутылка со смесью пищевой соды и уксусной кислоты.

16

Периодическая система и ее элементы.  

Жильцы» таблицы Менделеева. Металлы и неметаллы. Этимология  названия  химических элементов.

17

Путешествие в мир элементов

Химия в стихах. Химические загадки, головоломки и ребусы. Загадочные опыты  в химии. 

18

Развитие химии в современном мире

Роль химии в нашей жизни.

Достижения химии и их правильное использование.

19

Химия в повседневной жизни

Домашняя аптечка. Чистящие и моющие средства. Средства гигиены.

Демонстрации:

медикаменты, стиральные порошки и мыла, зубные пасты, дезодоранты.

Тема 3.  Вещества (10 часов)

20

Вещества и их свойства.

Классификация веществ. Органические и неорганические вещества. Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние  вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества.

Демонстрация. Коллекции образцов металлов и неметаллов.

21

Химические формулы веществ

Химические формулы веществ и их названия: оксиды, кислоты, основания, соли. Формулы веществ, встречающихся в быту.

Демонстрация образцов оксидов, кислот, оснований, солей.

22

Обнаружение веществ

Химические и природные индикаторы.

Демонстрация

Обнаружение растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.  

23

Распознавание растворов веществ с помощью индикаторов.

Практикум

24

Смеси веществ. Разделение смесей.

Смеси веществ. Способы разделения смесей.

Демонстрации

 Разделение смеси порошков серы и железа, серы и песка, воды и растительного масла.

Дом эксперимент

Разделение смеси древесных  и железных стружек.  

25

Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция, кристаллизация, выпаривание.

Фильтрат, адсорбция, адсорбент. Дистилляция, дистиллированная вода.

Кристаллизация и выпаривание.

Демонстрации.

Адсорбционные свойства активированного угля.  

Дом. эксперимент

Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.  Адсорбция активированным углем красящих веществ  пепси-колы.

 Выращивание кристаллов соли.

26

Очистка загрязненной поваренной соли

Фильтрование, выпаривание

Практикум

27

Вода в природе и жизни человека

Значение воды для жизни организмов. Водные ресурсы и  человек. Экологические проблемы гидросферы. Загрязнения воды.  Методы очистки воды в быту.

28

Исследование качества питьевой воды органолептическими методами.

Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность,  запах).

Практикум

29

Химия и биосфера

Фауна и флора – «копилки» химических веществ.  Ядерная энергетика и биосфера

Тема 4. Химические реакции, происходящие с веществами (5 часов)

30

Физические и химические явления

Превращения веществ. Явления физические и химические.

Демонстрации

Изменение агрегатного состояния веществ: плавление алюминия и испарение воды.  Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании.  

31

Химические реакции

Химическая реакция и условия их протекания

Демонстрации

Занимательные опыты с растворами

32-33

Признаки химических реакций

Изменение  цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла или света

Демонстрации

Занимательные опыты с растворами

Дом. эксперимент

Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом.

Взаимодействие молока и лимонного сока.

Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

34

Химические реакции вокруг нас

Химические реакции в быту и жизни человека. Достижения современной химии.

2-ой год обучения (8  класс)

Планируемые результаты обучения:

- умение ориентироваться в понятиях и законах химии;

- умение характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;

- умение решать задачи повышенной сложности;

- умение объяснять сущность химических реакций и анализировать их с различных точек зрения;

- владение простейшими навыками исследования

В результате изучения вопросов программы ученик  должен

Знать: 

   -  химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  - важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификацию веществ, химические реакции и их классификации, электролитическая диссоциация;

  - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон

Уметь:

   - называть: знаки химических элементов, соединения веществ изученных классов, типы химических реакций;

 -  объяснять:  строение атома,  закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ;

     причины многообразия веществ; сущность химических реакций;

  - определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к

     определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов;

 - составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов

      неорганической химии, определять тип реакций  и разбирать их в ионном виде;

  - решать задачи на вывод формулы вещества

  - решать задачи на количественные отношения

  - производить расчеты по химическим уравнениям

 - проводить химический эксперимент

Содержание программы

Тема 1.  Язык химии. (8ч)

Химическая символика. Химический элемент. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Структура периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома. Электронная формула химического элемента.

Строение вещества. Виды химической связи: ионная ковалентная (неполярная и полярная), металлическая.

Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов. Валентность. Степень окисления. Определение валентности  и степени окисления элементов по формулам бинарных соединений. Составление бинарных соединений.

Расчетные задачи.

 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Нахождение формулы вещества по известной массовой доле химического элемента.

           3. Расчёты, связанные с выводом простейших и молекулярных формул веществ.

Тема 2. Количественные отношения в химии. (5 ч)

             Физические величины. Единицы измерения. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

           Расчетные задачи.

         1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

          2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро».  Комбинированные задачи

Тема 3. Растворы  (8 ч)

             Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Истинные растворы и взвеси. Выражение состава растворов. Массовая доля вещества в растворе.. Водородный показатель. Методы его определения. Кристаллогидраты.

Демонстрации. Приготовление истинного раствора и взвеси.

Расчетные задачи.

1.  Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

4. Решение задач на смешение и разбавление растворов.

Практическая работа

     1. Приготовление растворов солей различной концентрации.

     2. Определение кислотности  различных веществ.

     3. Определение  кислотности  и  жесткости водопроводной и природной воды.

          Домашний эксперимент.

      1. Определение кислотности почвы в комнатных цветах.

      2. Определение  кислотности мыльного раствора

Тема 4. Химические превращения. (8 ч)

Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена: экзотермические и эндотермические.

Практическая работа

1. Признаки химических реакций

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2.  Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

             3.  Вычисление массы продукта реакции, если дно из исходных веществ взято в избытке.

             4. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.

Тема 5. Свойства растворов электролитов (5ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

            Свойства кислот, оснований, оксидов и солей с позиции теории Электролитической диссоциации.

         

           Практическая работа.

          1.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

          2. Качественные реакции в неорганической химии

          3. Решение экспериментальных задач.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Основные понятия

Эксперимент, практикум

Тема 1. Язык химии  (8часов)

1

Химическая символика.

Химический элемент. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Закон постоянства состава.

2

Относительные атомная и молекулярная массы.

Тела и вещества. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения.

Решение задач

3

Массовая доля химического элемента.

Массовая доля химического элемента.

Решение задач

4

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

ПСХЭ. Порядковый номер, период, группа

Упражнения

5

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома

Атом. Молекула Протон. Нейтрон. Электрон. Электронная формула химического элемента.

Упражнения

6

Строение вещества

Химическая связь. Виды химической связи.

Упражнения

Номенклатура бинарных соединений. Валентность. Степень окисления

Номенклатура.  Оксиды, хлориды, сульфиды

Валентность. Степень окисления.

Упражнения

Тема 2. Количественные отношения в химии. (5 ч)

Количество вещества

 Физические величины. Единицы измерения. Постоянная Авогадро Количество вещества. Моль.

Решение задач

Молярная масса

Молярная масса

Решение задач

Молярный объем

Молярный объем

Решение задач

Относительная плотность газов

Относительная плотность газов

Решение задач

Комбинированные задачи

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем. Относительная плотность газов.

Решение задач

Тема 3. Растворы  (8 ч)

Растворы

Раствор. Типы растворов. Растворимость.

Демонстрация. Приготовление истинного раствора и взвеси.

Массовая доля вещества в растворе

Массовая доля вещества в растворе

Решение задач

Приготовление растворов солей различной концентрации

Практикум

Водородный показатель. Методы его определения.

Водородный показатель. Методы  его определения.

Дом.эксперимент:

Определение кислотности почвы в комнатных цветах и мыльного раствора.

Объемная доля компонентов смеси

Объемная доля компонентов смеси

Решение задач

Кристаллогидраты

Кристаллогидраты

Решение задач

Комбинированные задачи

Решение задач

Тема 4. Химические превращения. (8 ч)

Уравнения химических реакций

Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ

Упражнения

Типы химических реакций

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.

Упражнения

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций.

Практикум

Расчеты по химическим уравнениям

Решение задач

Тема 5. Свойства растворов электролитов (5ч)

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Упражнения

Ионные уравнения

Условия протекания реакции обмена

Практикум

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Практикум

Качественные реакции в неорганической химии

Качественные реакции на катионы и анионы.

Практикум

Экспериментальные задачи.

Практикум

        

3-ий год обучения  

Планируемые результаты обучения

- умение ориентироваться в химии и смежных предметах;

- умение характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;

- умение решать задачи повышенной сложности;

- умение объяснять сущность химических реакций и анализировать их с различных точек зрения;

- владение простейшими навыками исследования.

В результате изучения вопросов программы ученик  должен

Знать:

  • основные теоретические положения химии, формулировки законов и определение изученных понятий;
  • современные представления о строении атомов и строение вещества;
  • закономерности протекания химических реакций;
  • свойства неорганических веществ и их соединений;
  • качественные реакции на ионы металлов, неметаллов и их соединений.

Уметь:

  • применять знание законов и теорий для объяснения особенностей свойств веществ, условий протекания и возможных результатов химических реакций;
  • составлять электронные и электронно-графические схемы строения атомов;
  • прогнозировать результат химического эксперимента;
  • обращаться с химическими веществами, оборудованием;
  • решать типовые и комбинированные задачи по основным разделам химии;
  • составлять уравнения ОВР.

Содержание программы

Тема 1. Основные понятия и законы химии  (7 часов)

Атом – сложная частица.  Состав атомных ядер. Изотопы. Энергетические уровни и подуровни. Распределение электронов в атоме. S,  p и   d- электроны и их распределение в атоме.

              Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева.  Периодическое изменение свойств оксидов, гидроксидов, водородных соединений химических элементов.
Предсказательная функция периодического закона и периодической системы. Личность Д.И.Менделеева и его творческое наследие.

                 Амфотерность. Амфотерные  оксиды и гидроксиды.      

                 Эквивалент. Закон эквивалентов.

                 Закон Авогадро. Закон объемных отношений.

Лабораторная работа

    1.   Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей

Расчетные задачи.

 1.   Задачи на расчет эквивалента
 2. Вычисление объёмных отношений газов по уравнениям химических реакций.

Тема 2. Растворы  (6   часов)

  Растворитель и растворенное вещество. Молярная концентрация вещества и молярная концентрация химического эквивалента вещества.

Растворимость. Коэффициент растворимости. Зависимость растворимости от природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.

Реакции обмена в растворах электролитах. Гидролиз солей.
Практическая работа

             1.  Реакции обмена в растворах электролитах

             2. Испытание растворов солей индикаторами

Расчетные задачи.

1.Вычисление молярной концентрации  растворов

2.Решение задач на коэффициент растворимости

3. Решение задач на смешение и разбавление растворов.

Тема 3.  Закономерности протекания химических реакций  (6 часов)

Внутренняя энергия-энтальпия. Тепловой эффект химической  реакции Термохимические реакции.

              Скорость химических реакций. Константа скорости. Факторы,  влияющие на скорость химической  реакции.
               Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

               Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель.
              Электродный потенциал. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Практические работы

1. Изучение зависимости скорости от различных факторов    2. Опыты по катализу.

Расчетные задачи:

1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

2. Вычисление скорости химической реакции.

Тема 4.   Металлы ( часов)

Особенности строения металлов и их соединений. Свойства металлов и их соединений.

Металлы - биогены. Источники металлов в окружающей среде.          

Железо. Особенности строения атома. Характерные ионы и степени окисления железа. Особые свойства железа. Ферриты, ферраты.

Сплавы. Коррозия металлов и ее виды.

Практические работы

           1. Исследование реакционной способности металлов

           2.Качественные реакции на ионы металлов

           3.Определение ионов металлов в водопроводной воде

           4. Влияние коррозии на рост и развитие растений

Расчетные задачи:

               1. Решение задач с понятием сплавы.

2 Определение массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

              3. Вычисление массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.

              4. Комбинированные задачи.

Тема 5. Неметаллы ( часов)

      Аллотропия неметаллов. Обзор свойств неметаллов. Биогенные неметаллы

                    Галогены. Особенности строения. Окислительные свойства галогенов. Качественные реакции на ионы  хлора, брома и иода.

                   Сера и ее свойства. Сероводород. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты Сульфаты и гидросульфаты. Окислительные свойства серной кислоты.

                   Азот и его свойства. Аммиак. Оксиды азота. Окислительные свойства азотной кислоты.

                   Углерод и его свойства. Метан. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты. Жесткость воды.

Практическое занятие 

Определение в растворе  ионов  Cl- , NO3 -  , SO4 2- , CO3 2- .

Решение задач

Задачи разных типов. Комбинированные задачи

Итоговое занятие

Тематическое планирование.

Тема занятия

Основные понятия

Эксперимент, практикум

Тема 1. Основные понятия и законы химии   (5часов)

1

Атом – сложная частица

Атом. Электроны. Изотопы. S,  p и   d- электроны и их распределение в атоме.

Упражнения

2

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева

ПСХЭ. Период. Группа. Д.И.Менделеев и его творческое наследие

Упражнения Сообщение, презентация

3

Амфотерность

Амфотерность. Амфотерные  оксиды и гидроксиды.      

Практикум

4

 Эквивалент.

Закон эквивалентов.

Эквивалент. Закон эквивалентов.

Решение задач

5

  Закон Авогадро. Закон объемных отношений

Закон Авогадро. Закон объемных отношений.

Решение задач

Тема 2.  Растворы (6 часов)

6-7

  Растворитель и растворенное вещество. Молярная концентрация вещества.

Молярная концентрация вещества.

Решение задач

8

Растворимость. Коэффициент растворимости

Растворимость. Коэффициент растворимости

Решение задач

9

Реакции обмена в растворах электролитах

Реакции обмена в растворах электролитах

Практикум

10

Гидролиз солей

Гидролиз солей

Практикум

11

Комбинированные задачи

Решение задач

Тема 3.  Закономерности протекания химических реакций  (6часов)

12

Тепловой эффект химической  реакции

Тепловой эффект химической  реакции Термохимические реакции.

Решение задач

13

Скорость химических реакций

 Скорость химических реакций. Факторы,  влияющие на скорость химической  реакции.

Практикум

14

Изучение зависимости скорости от различных факторов

Практикум

15

Химическое равновесие.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Упражнения

16

Окислительно-восстановительные реакции

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель.

Упражнения

17

Электрохимический ряд напряжений металлов

Электродный потенциал. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Упражнения

Решение задач

Тема 4.   Металлы (8 часов)

18

Особенности строения металлов и их соединений.

Особенности строения металлов и их соединений.

Упражнения

19-20

Свойства металлов и их соединений.

Свойства металлов и их соединений

Практикум

Решение задач

21

Металлы – биогены.

Металлы - биогены. Источники металлов в окружающей среде.          

Сообщение

22

Железо

Железо. Особенности строения атома. Характерные ионы и степени окисления железа. Особые свойства железа

Упражнения

23

Определение ионов металлов в водопроводной воде

Практикум

24

Сплавы

Бронза. Латунь. Мельхиор. Дюралюминий.

Решение задач

25

Коррозия металлов

Коррозия металлов и ее виды

Практикум

26

Комбинированные задачи

Решение задач

Тема.5 Неметаллы (7часов)

27

Обзор свойств неметаллов.

Аллотропия неметаллов. Обзор свойств неметаллов. Биогенные неметаллы

Решение задач

28

Галогены

Особенности строения. Окислительные свойства галогенов. Качественные реакции на ионы  хлора, брома и иода.

Упражнения

Решение задач

29

Сера и ее соединения

Сера и ее свойства. Сероводород. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты Сульфаты и гидросульфаты. Окислительные свойства серной кислоты.

Упражнения Решение задач

30

Азот и его соединения

Азот и его свойства. Аммиак. Оксиды азота. Окислительные свойства азотной кислоты.

Упражнения Решение задач

31

Углерод и его соединения

Углерод и его свойства. Метан. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты. Жесткость воды.

Упражнения

Решение задач

32

Определение в растворе  ионов  Cl- , NO3 -  , SO4 2- , CO3 2- .

Качественные реакции на ионы.

Практикум

33

Комбинированные задачи

Решение задач

34

Итоговое занятие

Проверочный тест и задачи

        Необходимое оборудование для проведения практических занятий

1. Лабораторный штатив

2. Спиртовка

3. Химическая посуда: пробирки, штативы, колбы, цилиндры, воронки, бюретки.

4. Держатели

5. Весы, разновесы.

6. Растворы кислот, оснований, солей.

7. Тест комплекты на катионы и анионы.

Список используемой литературы

  1. О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина « Химия. Вводный курс . 7 класс » (М: «Дрофа», 2007 г.)
  2. О.С.Габриелян .Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. "Химия. Вводный курс. 7 класс", 2010 г.
  3.  О.С.Габриелян ,Н.П. Воскобойникова . Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9

              кл. – М.; Дрофа.2009.

  1.  О.С.Габриелян,  П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. «Задачи по химии и способы их решения 8-9кл.»- М.:Дрофа,2004. 
  2. Н.Н.Гара, Н.И Габрусева Сборник задач за курс основной школы – М.:Дрофа , 1999
  3. Н.Е. Кузьменко «Учись решать задачи по химии»
  4. В.И. Малышкина, Занимательная химия. – С.-Петербург:Тригон,2001
  5. Н.Н.  Хомченко  Сборник задач и упражнений по химии.
  6. Решение типовых задач  Филологическое  общество «Слово» 1996
  7. Химия. Региональные олимпиады. 8-11 классы./авт.-сост. О.С. Габриелян, А.Н.Прошлецов. – М.:Дрофа, 2008.
  8. И.Н.Чертков, П.Н.Жуков «Химический эксперимент»
  9. Удивительный мир химии
  10. Энциклопедический словарь юного химика.
  11. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.-М.:Химия,1994
  12. nsportal.ruШколаХимия…-kurs-po-himii-7-klass

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (вариант 2) 7 класс

Рабочая адаптированная программа на учащегося индивидуального обучения...

Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...