Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
рабочая программа (8 класс)

Озерова Ольга Валерьевна

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  в соответствии   Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx80.31 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНА

протокол ППК № _____

от «____» _______ 2020г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _____

от «____» _______ 2020г.

СОГЛАСОВАНА

родители

(законные представители)

____________________      


       

Специальная индивидуальная программа развития

по предметам учебного плана

обучающегося индивидуально на дому

8 класса

Пастухова Анатолия

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,

тяжелыми и множественными нарушениями развития)

(2 вариант, редакция 2020 года)

                                                                                            Объем: 476 ч.

                                                                                            Речь и альтернативная коммуникация: 68 ч.

                                                                                            Математические представления: 68 ч.

                                                                                            Окружающий природный мир:34 ч.

                                                                                            Окружающий социальный мир: 68 ч.

                                                                                            Человек: 34 ч.

                                                                                            Музыка и движение: 68 ч.

                                                                                            Домоводство: 68 ч. ч.

                                                                                            Коррекционно-развивающие занятия: 68 ч.

                                                                                            Учитель: Озерова О.В.

г. Нефтеюганск 2020

Оглавление

1

Индивидуальные сведения о ребенке

2

Психолого-педагогическая характеристика

3

Индивидуальный учебный план

4

Содержание образования

4.1.

Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана

4.2.

Планируемые образовательные результаты обучающегося

4.3.

Содержание учебного предмета, курса

4.4.

Нравственное воспитание

4.5.

Формирование экологической культуры, здорового образа жизни

4.6.

Внеурочная деятельность

5

Программа сотрудничества с семьей

6

Специалисты, участвующие в реализации программы

7

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

8

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

9

Календарно-тематическое планирование

9.1.

«Речь и альтернативная коммуникация»

9.2.

«Математические представления»

9.3.

«Окружающий природный мир»

9.4.

«Окружающий социальный мир»

9.5.

«Человек»

9.6.

«Музыка и движение»

9.7.

«Домоводство»

9.8.

«Коррекционно-развивающие занятия»

10

Приложение

1. Индивидуальные сведения о ребенке

  1. Индивидуальные сведения о ребенке

ФИО ребенка: Анатолий П.

Дата рождения: 31.05.2005 г.

Адрес проживания: г. Нефтеюганск, 10 мкр., 22 дом, 72 кв.

  1. Психолого педагогическая характеристика

Общие сведения. Пастухов Анатолий Александрович, 31.05.2005 года рождения, проживает по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 10, дом 22, кв. 72. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 23.10.2019 года, протокол ПМПК  от 16.09.2019  года  № 9. Обучается по состоянию здоровья индивидуально на дому с 03 10.2018. До поступления в образовательную организацию был на семейном обучении.

Сведения о семье. Мальчик воспитывается в неполной благополучной семье, состоящей из трех человек (мамы, сестры, бабушки). Мама, Пастухова Лидия Николаевна, ответственно относится к обучению и воспитанию ребенка.  Анатолий обеспечен всем необходимым для обучения и жизнедеятельности. Родитель обеспечивает условия для систематического проведения занятий и приобретают все необходимые учебные и дидактические пособия по рекомендации учителя.

Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: Анатолий находится на индивидуальном обучении. Временные рамки урока выдерживает. За время обучения выработался определённый порядок занятий. Он знает своё учебное место и способен непродолжительное время занятий находиться в учебной позе. Обучающийся устанавливает элементарные родственные связи, определяет свой возраст, показывает дату рождения, домашний адрес. Определяет времена года и части суток. Дни недели показывает  не всегда  последовательно.  Различает и соотносит цвета спектра. Воспринимает величины, различает и называет в понятиях: большой- маленький, высокий-низкий, толстый–тонкий, узкий-широкий, глубокий –мелкий. Ориентируется в схеме лица и тела. Знает названия предметов ближайшего окружения, узнает и показывает их среди других предметов на картинках. Понимание пространственного значения предлогов и понятий: лево-право, не сформировано. Навыки самообслуживания сформированы на среднем уровне. Правила личной гигиены соблюдает. Самостоятельно пользоваться услугами социально – бытовых учреждений: магазином, поликлиникой, городским общественным транспортом не умеет. Нуждается в контроле и помощи со стороны взрослых.

Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.

Характеристика обучаемости. Обучающийся занимается по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

К учебной деятельности относится избирательно. Мальчику нравятся предметы «Музыка и движение»; «Окружающий природный мир» (интересуется жизнью животных, состоянием природы, в связи с сезонными изменениями); «Человек» (знает строение тела человека, роль органов чувств); «Речь и альтернативная коммуникация» (поддерживает беседу по изучаемой теме). На коррекционно-развивающих занятиях любит выполнять задания по образцу, работать с мягким пластилином и карандашами.  

К другим учебным предметам относится индифферентно. Темп работы на уроке медленный, внимание неустойчивое. Инструкцию учителя понимает, но к письменным учебным заданиям без помощи учителя не приступает, самостоятельно выполняет устные задания и работы, связанные с предметной деятельностью, например: выложи из данных букв слово по образцу, соотнеси количество изображенных на карточке предметов с числом, найди лишнее. Ошибки в выполненном задании находит только с учителем, объективную самооценку результатам своего труда дать не может. Снижение работоспособности наблюдается после первого урока. На замечания учителя реагирует адекватно.

Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Развитие устной речи. Речевая деятельность не носит коммуникативный характер и присутствует в непроизвольном воспроизведении отдельных звуков. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Словарный запас ограничен бытовой лексикой Испытывает большой интерес к просмотру учебного видеоматериала.

Чтение. Буквы знает, может определять по картинке. Смысл задаваемых учителем вопросов понимает. Отвечает с помощью картинок. Проявляет интерес к прослушиванию коротких аудио текстов.

Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Захват ручки, карандаша сформирован неправильно. Темп написания медленный. При написании соотносит звук с графическим изображением букв.  Задания графического содержания выполняет с индивидуальной направляющей помощью педагога, не понимая учебной задачи (обводит написанный текст). При раскрашивании работает самостоятельно, границы закрашиваемого предмета удерживает. Может рисовать самостоятельно изображая людей, животных. Навыки письма в стадии формирования. Силу нажима ручки регулирует, удерживается направленность движения руки.

Сформированность учебных навыков по математике. Анатолий складывает цифры от 1 до 10. Количественные представления сформированы. Понимает значения арифметических действий.  Усвоил алгоритм решения простых примеров на сложение и вычитание в пределах 10.  Задачи решать не может, не удерживает алгоритм. Может делать вычисление устно.

Трудовая подготовка. К видам труда проявляет интерес. Самостоятельно может использовать в работе учебные принадлежности: ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, пластилин. Обучающийся умеет наносить клей на бумагу, раскатывать на доске пластилин, хорошо работает с трафаретами. Испытывая к этому интерес и желание.

Сформированность школьно - значимых умений. Темп работы медленный, не равномерный. На фоне усталости характерна расторможенность поведения, снижение волевой регуляции. При смене мотивации на игровую, работоспособность увеличивается, появляется позитивный настрой. Наблюдаются проявления негативизма, как результат переутомления.

Не всегда доводит работу до конца, отходит от намеченного плана. Отвлекается, но положительно реагирует на организующую помощь.

Усвоение учебной программы. Специальную индивидуальную программу развития обучающегося индивидуально на дому усваивает по мере своих психофизических возможностей.

Поведение и общение в учебной ситуации. Во взаимоотношениях со взрослыми соблюдает осторожность. Идёт на контакт с трудом. Поручения учителя выполняет.

Эмоционально-волевое состояние в учебной ситуации. Настроение нестабильное (часто смеется без причины, может выбегать из помещения, потом возвращаться и продолжать занятия). Во время выполнения заданий, требующих усилий, может проявлять настойчивость и упорство.

Общие впечатления о ребёнке. Школьная мотивация  обучающегося Пастухова Анатолия имеет избирательную познавательную активность. Мальчику следует продолжать обучение в условиях щадящего охранительного режима, учитывающего специфические образовательные потребности ребёнка.

Заключение ПМПК

Рекомендуется обучение по общеобразовательной программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: частичная;

         Выводы по итогам обследования: коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях индивидуального обучения на дому.

 В условиях надомного обучения способен работать в соответствии с учебным планом. Необходимо упростить содержание предметов до уровня интеллектуального развития, соответствующего ребенку.

Задачи индивидуального образовательного маршрута на 2020-2021 учебный год

Учебно – коррекционная: сформировать ЗУН по предметам учебного плана в соответствии с психофизическими возможностями в соответствии с психофизическими возможностями здоровья.

Коррекционно – воспитательная: формировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

Коррекционно — развивающая задача: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать речевые нарушения, психо-физическое и психоэмоциональное состояние учащихся.

3. Индивидуальный учебный план

Класс

Учебные предметы

Число учебных занятий

Контрольные работы

Практические (лабораторные), творческие работы

8

Речь и альтернативная коммуникация

2

15

Математические представления

2

4

15

Окружающий природный мир

1

20

Окружающий социальный мир

2

20

Человек

1

10

Музыка и движение

2

15

Домоводство

2

20

Коррекционно- развивающие занятия

2

20

Объём учебных предметов

По базисному учебному плану для изучения предметов   отводится 612 часов в год.

п/п

                                       Кол-во часов

Предмет

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

Речь и альтернативная коммуникация

18

14

20

16

68

Математические представления

18

14

20

16

68

Окружающий природный мир

9

7

10

8

34

Окружающий социальный мир

18

14

20

16

68

Человек

9

7

10

8

34

Музыка и движение

18

14

20

16

68

Домоводство

18

14

20

16

68

Коррекционно- развивающие занятия

18

14

20

16

68

Итого:

126

98

140

112

476

4. Содержание образования

4.1. Планируемые образовательные результаты освоения   предметов учебного плана

Предметные результаты связаны с овладением обучающейся содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.

Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана

Предмет

Минимальный уровень усвоения программы

Речь и альтернативная коммуникация

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

 Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв);

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;

Начальные навыки чтения и письма.

Математические представления

Умение различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина;

Умение ориентироваться в схеме собственного тела;

Умение различать положение предметов в пространстве относительно себя и   относительно друг друга;

Сравнение двух и более предметов по величине;

Умение ориентироваться на листе бумаги;

Сравнение двух и более предметов по массе;

Сравнение жидкости и сыпучие вещества по объему;

Знание частей суток;

Умение считать в пределах 20;

Сравнение чисел в пределах 20 на предметном материале;

Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах 20 на предметном материале;

Чертить прямую, волнистую линию по подражанию, самостоятельно,

понимать слова, используемые при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, дорожка. (использование жестов);

Решение и составление простых арифметических задач на основе предметно-практических действий.

Окружающий природный мир

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, река, водоемы, полезные ископаемые и др.).

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Интерес к объектам живой природы.

Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Элементарные представления о течении времени.

Окружающий социальный мир

Представление о профессиях людей.

Представление о дружеских взаимоотношениях.

Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Ориентация в помещениях своего дома.

Представление об электронных устройствах.

Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представление о стране, народе, столице, городах, селах, месте проживания.

Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

Человек

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).

Умение следить за своим внешним видом.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Музыка и движение

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку);

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;

Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре;

Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях;

Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Домоводство

Освоение правил личной гигиены подростка.

Представление о способах ухода за волосами.

Представление о названиях средств по уходу за волосами.

Умение отличать  косметические средства от гигиенических средств.

Назначение гостиной комнаты.

Названия предметов мебели и оборудования комнаты.

Освоение способов сезонной  уборки комнаты.

Освоение гигиенических  требований  при приготовлении пищи.

Название кухонного оборудования: холодильник, плита, мойка, вытяжка.

Устройство электроплиты, правила по технике безопасности при эксплуатации.

Устройство холодильника и  правила ухода. 

Правила заваривания чая в пакетиках;

Правила сервировки стола к ужину;

Название  инвентаря и приспособлений  для ручной стирки;

Название моющих средств для ручной стирки;

Соблюдение правил техники безопасности при работе с моющими средствами;

Умение ухаживать за обувью.

Коррекционно-развивающие занятия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми.

Входить и выходить из помещения.

Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью.

Адекватно использовать ритуалы поведения (вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Организовывать рабочее место.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Следовать предложенному плану и работать в темпе.

Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения.

                                  4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося

п/п

Предмет

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Формирование базовых

учебных действий

Предметные

Личностные

1.

Речь и альтернативная коммуникация

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
  • формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
  • копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
  • чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами;
  • соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • умение реагировать на имя, просьбу, запрет;
  • умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
  • проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
  • интерес   к взаимодействию со знакомыми.
  • развитие навыков сотрудничества с учителем в процессе выполнения заданий, поручений;
  • воспитывать бережное отношение и интерес к книгам;
  • формировать интерес к общению (учитель – ученик);
  • понять смысл и значение информации, содержащейся в рассказе, объяснении, задании.

2.

Математические представления

  • выполнять порядковый счёт прямой и обратный в пределах 10;
  •  выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10, в том числе с использованием при необходимости калькулятора, компьютера;
  • название компонентов действий сложения и вычитания;
  • временные представления (части суток, порядок следования);
  • сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;
  • соотносить количественные числительные с группами предметов;
  • называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • производить размен монет.

Практические упражнения:

  • выполнять построение отрезков заданной длины;
  • выполнять измерение отрезков с помощью линейки.
  • выполнять чертежи геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • развитие мотивации к обучению;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни;
  • умение включаться в разнообразные повседневные дела);

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,

  • развитие эстетических чувств, формирование уважительного отношения к окружающим

  • Выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя.
  • Ориентироваться в учебнике, под руководством учителя. Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

3.

Окружающий природный мир

  • узнавать (различать) растения, овощи, фрукты согласно тематике;
  • узнавать (различать) части дерева;
  • узнавать (различать) домашних животных;
  • узнавать (различать) диких животных;
  • узнавать (различать) домашних и диких птиц;
  • узнавать и различать детёнышей диких и домашних животных;
  • узнавать солнце, луну среди других объектов неживой природы;
  • узнавать и различать явления природы: снегопад, метель, вьюга, ураган;
  • узнавать и называть части суток, соотносить с видами деятельности человека;
  • узнавать и называть меры времени: неделя, месяц, год;
  • узнавать и различать съедобные и несъедобные грибы;
  • узнавать и различать ягоды;
  • узнавать и различать насекомых: стрекоза, бабочка;
  • узнавать и различать объекты неживой природы: воздух, ветер, ураган;
  • узнавать и различать деревья: тополь, дуб, сосна, ель.
  • осознание себя как ученика;

  • воспитание любви к природе;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, мнению одноклассников;
  • владение навыками коммуникации;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

  • наличие мотивации к труду.

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

Делать простейшие обобщения. Классифицировать на наглядном, электронном материале.

4.

Окружающий социальный мир

  • обращение за разрешением к взрослому, когда ситуация этого требует;
  • представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, комод);
  • представление о предметах посуды;
  • представление об электроприборах;
  • умение поддерживать интерес к праздничным мероприятиям, желание
  • принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности;
  • умение соблюдать традиции государственных, семейных праздников;
  • представление о государственной символике.
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • понимание эмоций других людей, сочувствовать, сопереживать.

•        Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;                  

     Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

•        Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

5.

Человек

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представление о собственном теле;

- отнесение себя к определенному полу;

- умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;

- умение сообщать общие сведения о себе;

-представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

-умение обслуживать себя;

-умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня - умение следить за своим внешним видом;

-представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

-формирование уважительного отношения к окружающим;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

ДДелать простейшие обобщения. Классифицировать на наглядном, электронном материале.

6.

Музыка и движение

  • выполняют упражнения для развития певческого дыхания;
  • пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
  • ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;
  • подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.
  •  умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  •  умеет кооперироваться и сотрудничать;
  •  избегает конфликтных ситуаций;
  •  пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  •  использует элементарные формы речевого этикета;
  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

- формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

- формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени; - формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

7.

Домоводство

- содержать в чистоте свои личные вещи;

- подбирать гигиенические средства по уходу за волосами по назначению;

  - пользоваться дезодорантом;

- мыть зеркала и окна;

- чистить мягкую мебель с влажной щеткой;

-включать и выключать конфорки электроплиты;

  - соотнести размер конфорки с дном посуды;

-соблюдать правила безопасной работы с плитой;

- очистить картофель;

- подбирать овощи для приготовления винегрета;

- мешать винегрет;

- определить, какой вид ухода необходим одежде;

 - подготовить рабочее место для ручной стирки;

- подготовить рабочее место к глажению одежды;

- стирать изделия вручную хозяйственным мылом;

- чистить кожаную обувь влажной тряпочкой;

 -ухаживать за руками после работы.

- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

- воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности.

- формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение следовать правилам поведения.

8.

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционная работа:

  • повторяет движения тела по примеру взрослого
  • достанет из воды различные по размеру и форме предметы
  • выкладывает с помощью палочек простые изображения
  • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
  • находит одинаковые по звуку предметы
  • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
  • строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
  • скатывает из бумаги шарики;
  • раскладывает кусочки ткани на столе;
  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
  • складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
  • складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
  • играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
  • наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.
  • освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • понимать учебную задачу. Организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • участвовать в обсуждении содержания предстоящей работы;
  • определять план выполнения задания под руководством учителя;
  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

4.3.  Содержание учебных предметов, курса

«Речь и альтернативная коммуникация»

«Коммуникация»

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).

«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Понимание простых по звуковому составу слов.  Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов, обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

«Чтение и письмо».

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.

«Математические представления»

«Конструирование»

        Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками со смысловыми разъемами, с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и прямоугольной формы, с разрезными картинками с использованием образца (груши, овощи, фрукты, животные), на узнавание целого предмета по фрагментам.

        Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота). Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки одинакового раз мера). Постройки из строительного материала (из 4-5 деталей) по образцу и словесной инструкции (с использованием указательных жестов). Совместная деятельность учащегося по воспроизведению: по образцу комбинаций из 3-5 мягких модулей. Постройки по образцу после элементарного предварительного анализа совместно с учителем: выделение основных частей образца, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальных и вербальных средств общения.

«Количественные представления»

Формирование представлений учащегося о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. Упражнения и игры, в которых используется сеть объектов в любом порядке. Упражнения на понимание учащимся принципа сохранения количества не зависимо от формы (в упражнениях с водой, песком, крупой). Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности учащегося и учителя. Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различие, набор и размен монет). Рисование цифр 0-10 по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из пластилина, выкладывание из природного материала, шнурков. Упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01, 112, 03, 02). Игровые упражнения на выделение 1-10 предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Упражнения на определения состава числа в пределах 10. Знакомство с количеством в пределах 10. Соотнесение количества в пределах 10-ти с пальцами рук. Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном материале в пределах 10-ти.

«Представления о форме»

        Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоских и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.). Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (с помощью учителя). Штриховка геометрической фигуры. Обводка геометрической фигуры. Лепка различных форм из пластилина.

«Представления о величине»

Игровые упражнения, настольные игры и практические действия для закрепления представлений о величине. Использование приемов наложения и приложения для сравнения. Составление упорядоченного ряда по убыванию, по возрастанию. Сравнение предметов по длине, по ширине, высоте, весу. Измерение веса предметов с помощью весов. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений разной величины по образцу и словесной инструкции. Экспериментирование с целью определения непрерывного количества (песка, воды), используя для этого разные емкости.

«Пространственные представления»

        Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений (с помощью учителя) и представлений о схеме собственного тела и лица. Игра с куклами на определение пространственного расположения. Стимулирование учащегося показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя) в виде указательных жестов и словесного пояснения. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении: верх, вверху, низ, внизу перед, впереди, правая, левая рука. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, (около, рядом, здесь) далеко, (там), сверху, вверху впереди. сзади, справа, слева, внутри, Составление предмета из нескольких частей. (напротив в середине, в центре). Определение отношения порядка следования (первый, последний, крайний, перед, после, следующий, за, следом, между.

«Временные представления»

Формирование представлений о прошедшем времени года. Чтение учителем стихов, рассказов о временах года, уточняя их общие и различные признаки. Игры и игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерных признаков времен года. Совместно с учащимся рассматривать пейзажи, картинки о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала. Знакомство с календарем погоды. Работа с пиктограммами о погоде и временах года. Узнавание частей суток, знание порядка частей суток, знание порядка дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание месяцев, знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам.

«Окружающий природный мир»

«Растительный мир» 

Лес. Деревья: дуб, тополь. Узнавание (различение) деревьев (дуб, тополь, сосна, ель). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива, вишня) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь, свекла, репа, кабачок, картофель.) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Плодовые деревья. Фрукты (яблоки, груши, слива, вишня). Узнавание (различение) по цвету, форме, величине, вкусу. Узнавание, различение первых цветов весной: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыши). Узнавание(различение) ягод (шиповник, красная смородина, крыжовник, чёрная смородина) по внешнему виду (вкусу, запаху).

«Животный мир»

Животные и птицы осенью, зимой, весной, летом. Знание строения домашнего (дикого) животного  (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Узнавание (различение) домашних животных (лошадь, корова, баран, свинья). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (жеребёнок, телёнок, ягнёнок, поросёнок). Узнавание (различение) диких животных (ёж, белка). Знание способов передвижения диких животных, подготовка к зиме. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных (зайчонок, бельчонок, медвежонок, ёжик). Узнавание (различение) диких птиц (скворцы, лебеди, журавли). Объединение диких птиц в группу «дикие птицы». Узнавание (различение) домашних птиц (куры, петухи, гуси, утки, индюки). Узнавание (различение) насекомых (стрекоза, бабочка).

«Объекты природы»

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Полезные ископаемые.

«Временные представления»

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание(различение) мер времени: неделя, месяц, год. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (снегопад, метель, вьюга, ураган). Соотнесение явлений природы с временем года.

 «Окружающий социальный мир» 

Предмет представлен следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

«Квартира, дом, двор»

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе.

«Предметы и материалы, изготовленные человеком»

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.

«Транспорт»

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.

«Город»

Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.

«Традиции, обычаи»

Представление о празднике.  Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.

«Страна»

Представление о государстве Россия и государственной символике.

Представление о правах и обязанностях гражданина России.

           «Человек»

Предмет представлен следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

           «Представления о себе»

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение)частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

            «Гигиена тела»

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

           «Обращение с одеждой и обувью»

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

«Туалет»

                Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

                           «Прием пищи»

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

            «Семья»

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

«Музыка и движение»

Содержание учебного предмета «Музыка и движение» предусматривает знакомство обучающихся со следующими видами музыкальной деятельности: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку».

«Слушание музыки» Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию: аккордеон (баян), фортепиано, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам музыки.

«Пение» Продолжать учить детей различать звуки по высоте и мелодии. Учить выразительно исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее, петь их выразительно. Учить различать движение мелодии вверх и вниз, выполнять попевки с долгими и короткими звуками. Учить хоровому пению с солистами.

«Движение под музыку» Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки; двигаться в умеренном и быстром темпе; начинать и оканчивать движение с музыкой, Менять движение в соответствии с двухчастной формой: ходить под музыку спокойно, бодро; бегать, подпрыгивать, делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону направо, в сторону налево, вниз, пружинить ногами, слегка приседая; перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах.

«Домоводство»

Предмет представлен следующими разделами: «Личная гигиена», «Жилище», «Питание», «Одежда и обувь».

           «Личная гигиена»

Правила ухода за волосами. Правила ухода  за кожей лица. Дезодорант. Назначение. Виды. Правила и периодичность пользования дезодорантом. Правила и периодичность смены нательного белья. Стирка нательного белья.

«Жилище»

Гостиная  комната и ее оборудование. Уборка гостиной комнаты. Сезонная уборка помещения. Правила и способы подготовки квартиры  зиме. Пол. Назначение. Виды половых покрытий. Подметание и мытье линолеума. Удаление пятен  с линолеума. Окна в доме, их назначение. Подбор чистящих средств и приспособления для мытья окон. Мытье окон. Мягкая мебель, её назначение и уход за ней.

«Питание»

Место приготовления пищи, оборудование кухни. Бытовая электроплита: назначение, эксплуатация и уход за ней. Т/б при работе с электроплитой. Холодильник: назначение, правила эксплуатации, уход за ним. Ужин. Меню для ужина. Салаты и их разновидности. Приготовление винегрета. Напитки для ужина. Заваривание чая в пакетике. Макароны и блюда из них. Отваривание макарон. Крупы и их виды. Приготовление  гречневой каши. Сервировка стола к ужину. Итоговый тренинг «Генеральная уборка кухни».

 «Одежда и обувь»

Ручная стирка. Стирка одежды из х/бумажной ткани. Глажение фасонной одежды. Уход за обувью.

«Коррекционно-развивающие занятия»

Предмет представлена следующими разделами: «Мелкая моторика», «Восприятие», «Память», «Мышление», «Основы математики», «Речь и основы чтения». Практическая работа: Перекладывание предметов (шишки, камешки…). Нанизывание предметов на веревку (макароны, кольца пирамидки…). Раскладывание предметов по коробкам (большие, маленькие, средние). Группировка предметов по форме. Наматывание и разматывание ниток разной толщины в клубок. Прищипывание прищепок (ёлочка, солнышко, колючки у ежа, лапки у жука, геометрические фигуры…). Открывание и закрывание коробок, баночек. Выкладывание дорожек и украшение из геометрических фигур. Переливание воды из одной емкости в другую. Группировка предметов по цвету (ваза, цветы…). Катание мячей в определенном направлении.

4.4. Нравственное воспитание

Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, должно раскрывать смысл каждого аспекта нравственного воспитания

Основные направления социального развития:

- формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах, переживаниях);

- формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми и

   сверстниками;

- формирование потребности и навыков общения со сверстниками, формирование и развитие

   межличностных отношений.

Социальное развитие предполагает:

- формирование навыков адекватного социального поведения;

- развитие потребности в общении;

- развитие познавательных интересов, воображения и творческой активности;

- развитие умений соотносить свои действия, установки с потребностями партнеров по

  общению.

В процессе социального развития выделяют три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

Условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослыми:

- эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;

- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

- подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

В целом содержание работы в разделе «Социальное развитие» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.

Условия развития личностных качеств:

- установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка;

- создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми.

Способы усвоения общественного опыта:

- совместные действия;

- использование жестовой инструкции;

- умение действовать по подражанию;

- умение работать по образцу и словесной инструкции.

В ходе коррекционно-педагогической работы, которая строится с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, у обучающегося удается сформировать навыки правильного поведения, усвоить с ними нравственные нормы и сформировать личностные качества.

Подход к нравственному воспитанию является специфическим, он обусловлен особенностями развития обучающегося с нарушениями интеллекта. Прежде формируются нравственные представления и на их основе уже формируются нравственные чувства. При нормальном развитии возникновение нравственных чувств предшествует формированию нравственных представлений и навыков нравственного поведения.

Формирование привычек правильного поведения происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности.

Одной из сторон нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферы обучающегося. Необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности, правильно относиться к оценке его деятельности, адекватно реагировать на успех или неуспех, правильно формировать самооценку.

Одной из основных задач нравственного воспитания является воспитание готовности к труду. Потребность трудиться – одно из главных свойств личности человека.

  1.  Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

обучающегося реализуется по следующим направлениям:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной деятельностью с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья, обучающегося.

2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающегося установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающегося, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об

экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю;

приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.);

совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающегося и учителя, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья, обучающегося направленной на повышение уровня его знаний, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

4.6. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Фото зона. Гимн Родины, Югры. Урок мира «Наш округ – седой богатырь»

Особенности родного края, пословицы, загадки о природе

«Осень, осень к нам пришла»

Поделки из природного материала.

«День здоровья»

Подготовить стен газету «Физкульт - привет» или «Здоровый образ жизни» …

«Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогоднем празднике.

«23 февраля»

Выучить стихотворение, сделать поделку….

8 Марта международный женский день

Выучить стихотворение, сделать поделку….

«Пасха»

Знакомство с праздником «Пасха».

Весна пришла

Выучить стихотворение, сделать поделку….

9 Мая

Выучить стихотворение, сделать поделку….

Игры

Игры с игрушками мячом, машинками, кубиками и др.; настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры с сенсорными игрушками. Сюжетно ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Шофёр» и др. (по желанию обучающегося)

5. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
  • индивидуальные консультации родителей по темам:
  • «Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях»,
  • «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИПР;
  • посещение родителями уроков/занятий;
  • консультирование родителей по вопросам обучения

ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с
  • ребенком дома.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и

реализации мероприятий:

  • «1 сентября – День Знаний»
  • «Мама, папа, Я – спортивная семья»  
  • «Новогодний праздник»
  •  «Последний учебный день»

6. Специалисты, участвующие в реализации программы

Сведения об авторе:

ФИО: Озерова Ольга Валерьевна;

Образование: высшее;

Педагогический стаж работы: 20лет, учитель;

Квалификационная категория: нет

Специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель музыки.

  1. Перечень необходимых технических, дидактических средств,

учебно-методической литературы

Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками и т. д.

Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Дидактические, развивающие игры. Лекало. Мозаика.

Гимнастические мячи большого и среднего размера.

Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Вспомогательная литература:

1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2010.

2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015.- 124 с.      

3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР.//  Материалы I  Международной конференции Российской  ассоциации  дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2017.

4. С.В. Комарова «Устная речь» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.

5. С.Ю. Ильина «Чтение» 4 класс (1, 2 часть). Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург Филиал изд. «Просвещение» 2018.

6. Алышева Т.В. «Математика» 1 класс (1, 2 часть). Учебник для специальных (кор.) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.

7. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Поплва, Т.О. Куртова «Природовединие» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2018.

8. В.П. Субчева «Социальная-бытовая ориентировка» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение» 2018.

Базовая. Программа подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010.

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты оценивания знаний отражается степенью освоения обучающимся АООП 2 вариант (ИОМ), взаимодействием следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценку обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, по предметам программы основного общего образования, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.

Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется:

Уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый,

минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.

Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») -  сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.

Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.

Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.

Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:

Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях

Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.

Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.

10. Приложение

Сведения о создании условий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. 

п./п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с тяжелой

умственной отсталостью.

  • Ноутбук HP;
  • Учебное место учащегося с нарушениями ОДА;
  • «Волшебный сундук логопеда»;
  • Комплексы физминуток;
  • Швейный дорожный набор;
  • Трудовое обучение.

Инвентарь:

  • Набор муляжей;
  • Коллекция семян и плодов;
  • Коллекция шишек;
  • Гербарий различных растений;
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты и т.д.).

Щадящий индивидуальный двигательный режим.

Практические методы и приемы обучения:

  • целенаправленные действия с дидактическими игрушками;
  • многократное повторение практических и умственных действий;
  • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
  • подражательные упражнения; дидактические игры;

Наглядные методы:  

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
  • совместная деятельность детей с патологией и их сверстников с нормальным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана

Программа содержит сведения о ребёнке, содержание образования, средства мониторинга и оценки динамики обучения....

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА

приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) редакция 2019 года...

Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому 6 класс

Данная рабочая программа индивидуального обучения написана в соответствии с УМК и основновными требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (с умственн...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА...