Методические разработки по химии
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Захода Наталья Викторовна

Обобщающий урок по химии по теме "Кислоты" в нестандартной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_kisloty.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение сведений  о классификации и  химических свойствах кислот.

 Цель урока: обобщение, систематизирование знаний о кислотах как важнейшем классе неорганических соединений.

Задачи урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания о  классификации и  химических свойствах кислот.
  • Развивающие: развивать интерес к предмету через информационно – коммуникативные технологии с помощью игровых заданий; развивать умение логически мыслить, переносить знания в новые ситуации; развивать химическую речь.
  • Воспитательные: убедить учащихся, что кислоты – один из важнейших классов неорганических соединений.
  • Здоровьесберегающие: добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: нестандартный (путешествие)

  • Методы обучения: проблемно-поисковый (сообщения учащихся), объяснительно-иллюстративный, беседа.
  • Средства обучения: компьютерная сеть, медиа - проектор, презентация по теме «Кислоты»,

рабочий лист.

Контроль результатов обучения: индивидуальный

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • Называть вещества по их химическим формулам
  • определять принадлежность веществ к определённому классу
  • составлять формулы неорганических веществ по валентности химических элементов
  • объяснять сущность реакции нейтрализации

ХОД УРОКА

I. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Психологическая разминка (2мин)

Учитель: Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. На внутренней стороне обложки тетради у вас приклеена табличка с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

Рис. Определи свое эмоциональное состояние

Учитель: Есть два разряда путешествий: Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь…

Вот и я, листая календарь, а за окном зимние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию. Обычно в дорогу берут багаж. Давайте проверим ваш багаж знаний.

Актуализация опорных знаний

 Задания  по пройденным темам для подготовки учащихся к восприятию новой темы.

Учитель: Для того, чтобы вам легче было ориентироваться в многообразии веществ, вам помогут «Загадки лаборанта»
Загадка:
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (
оксид).
Учитель: Дайте определение классу неорганических соединений «Оксиды»

Ученик: Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород.

Учитель: Какие есть оксиды на планете? (Основные, кислотные, амфотерные оксиды)
Загадка:
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества…
(основания).
Учитель: Дайте определение классу неорганических соединений основания.

Ученик: Основания – это сложные вещества, в которых атомы металлов соединены с одной или несколькими  гидроксогруппами.

Учитель:  Расскажите о классификации оснований.

Ученик: Основания делятся на растворимые ( щелочи), нерастворимые в воде и амфотерные.

Учитель: Чтобы нам не было скучно ждать поезд, давайте поиграем.  Игра называется «Найти родственников». Вещества  забыли, как их зовут, где они раньше жили. Давайте ребята поможем им, используя, наши знания, разобраться, кто есть кто.  

Цель игры: Выписать отдельно формулы оксидов, оснований и проклассифицировать.

Вариант -1

H2SO4,  ZnO, Ca(OH)2, HCl,  NaOH,  MgO, H2S, CO2 ,Fe(OH)3, НNO3, Cr (OH)3 , К2О.

Вариант -2

HBr, P2O5, HNO2 , SO2,  Al(ОН)3, H2CO3, Cu(OH)2, H2SiO3,   KOH,  Li2О, Fe(OH)2, Al2O3.

Вариант -3

SO3, Вa(OH)2, HF ,H3 PO4 , LiOH, Na2O, Mg(OH)2, CaO, H2SO3, Zn(OH)2, Cr2O3,  HJ.

Оксиды

Основания

Основные

Амфотерные

Кислотные

Растворимые (щёлочи)

Нерастворимые

Амфотерные

Критерии оценки: если ошибок нет, то выставляется оценка «5»; 1–2 ошибки – оценка «4»; 3-4 ошибки – оценка «3»; если 5 и более ошибок – оценка «2».

Учитель. Если вы легко смогли выполнить задание, скажите себе: «Я – молодец!»

Постановка задач

Учитель: Ребята, скажите, остались ли у вас формулы, которые вы не занесли в таблицу? Подумайте, можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в отдельную группу? (да, эта группа – кислоты). Как вы думаете, что мы должны знать про класс неорганических соединений «Кислоты»?

(Состав, названия, классификация, свойства, значение)

« Состав, классификация, свойства кислот» -

Так называется этот урок.

Он будет совсем необычным у нас.

 Представим себе, что это - не класс.

Отправимся, все мы на 35  минут в страну,

где сегодня кислоты нас ждут.

И знанья свои мы в дорогу возьмем,

По станциям этим мы их провезём .

На каждой станции их умножим

И в память, конечно, свою заложим.

А чтобы домой нас привез паровоз,

На каждой станции ждет нас вопрос.

Итогом урока будет ответ:

«Не узнавших о свойствах кислот в классе нет».

Маршрут путешествия перед вами, на доске. На столах у вас путевые листы, в которых мы будем записывать свои наблюдения и выводы. Итак, в путь.

I. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

Учитель: Вот мы и в гостях у местных жителей.

 Итак, первая  станция – Информационная. А вот и первые задания. Если мы с ними справимся, нам дадут «зеленый свет».

Задание: По формулам из предыдущего задания дайте определение классу неорганических соединений «Кислоты».

Ученик: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Учитель:  Ребята, что-то погода стала портиться, набежали облака, вот-вот дождик пойдёт. Давайте расчистим путь от кислотных остатков. (Учащиеся цепочкой выходят к доске и выполняют задание).

 Учитель: А теперь давайте проверим, знаете ли вы местных жителей? По таблице растворимости укажите соответствующие кислоты. (Учащиеся цепочкой выходят к доске и выполняют задание).

Учитель: Оказывается,  в этой стране  у каждой кислоты есть свое определённое местожительство. 

Ребята, скажите, на какие группы можно разделить кислоты? (на слайде приведены пары кислот)

а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие. Приведите примеры.
б) По количеству кислорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные. Приведите примеры.

Учитель: По мере продвижения вперёд, наши задания усложняются. Нас просят установить соответствие между формулой, названием кислоты и её классификацией. (на интерактивной доске).

Учитель: Молодцы, мы отлично справились со всеми заданиями на этой станции, продолжаем путешествие. А пока мы добираемся до следующей станции, я предлагаю отдохнуть и поиграть.

Тренинговая игра “Соответствие движению” (участвуют все)

Цель игры: ввести в обучение оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов.

Технология игры: учитель показывает карточку с формулой вещества, называет вещество и если называет:

  • кислоту – они поднимают правую руку;
  • оксид – левую руку;
  • основание – берутся за нос.

Результат игры:

Игра проходит весело и оживленно, быстро и на основе “ассоциативных движений” достигается выучивание необходимых химических соединений, происходит слуховое восприятие соответствующих формул.

Учитель: Молодцы. Мы благополучно добрались до следующей станции, которая называется «Познавательная». Насколько опасны и насколько важны кислоты послушайте небольшие сообщения в стихах, которые в Интернете нашли ваши одноклассники.
1-ый учащийся:
С жалобой многие обращались, что при общении с ней обжигались.
Ест она кожу, глаза и ткани, губит металл, разрушает здания.
Мрамор, гранит украшают строения, их разрушает она, к сожалению.
Язву желудка она вызывает, если в избытке в нем пребывает.
Зубы крошатся, ожоги на коже… на преступление это похоже.
Если вдруг дождик кислотный прольется, многим тогда от нее достается:
Травы пожухнут, лес высыхает, рыба в озерах порой исчезает.
Губит природу, и, без сомненья, это тяжелое преступление.
Надо сказать, что особенно скверная - концентрированная кислота серная.
Если она где-то прольется, лишь чернота вокруг остается.
Она королевой себя считает, такие поступки себе позволяет!
Если пролил кислоту на одежду, сам виноват, потому что – невежда,
Свойства кислот не учил ты прежде, и результат – дыра на одежде.

2-ой учащийся:
Я расскажу вам о пользе кислот:
Если ты проглотил аскорбинку, твой организм получил витаминку,
Она закрывает болезням врата – аскорбиновая кислота!
Вы простудились – болит голова, вас аспирин выручает всегда.
Ну и, бесспорно, полезен лимон, кислотой лимонной наполнен он.
Жуйте лимон, если горло болит. Сок чудотворный вас исцелит.
Яблоко ешь – кислый вкус, красота, в яблоке – яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложке пейте, вы обязательно похудеете.
Уксус столовый на кухне хранится – для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает, быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива содержат кислоты – это не диво.
Есть в муравьях и крапиве невинная, с пользой для нас кислота муравьиная.
Жжет она кожу, но есть в ней и прок – ваш ревматизм она вылечит в срок.

3-ий учащийся:
Думаю, что не приукрашу, если хвалить буду я простоквашу.
Есть в ней молочная кислота – молодость ваша и красота.
Аминокислот в организме целые полки, соединяясь они образуют белки.
А без белков нет ни мышц, ни кожи. Скажите, на что мы будем похожи?!
Вам известно уже, наверное, очень важная кислота серная.
Без нее ни одно производство, верьте не верьте, не обойдется.
Без кислоты не было б толку: при производстве красок и лаков,
Нефть очищает прекрасно от шлаков,
Аккумуляторы автомобилей без кислоты нам бы не прослужили.
Стоит совет всем хороший дать: свойства кислот продолжать изучать!

Учитель: Ребята, что интересного вы узнали на этой станции? Давайте запишем это в путевые листы.

Вывод:  Практически с кислотами приходиться сталкиваться ежедневно.  Большое разнообразие кислот можно встретить в природе. Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая – сладкая, никотиновая – горькая)

Учитель: Наш поезд отправляется дальше, и следующая остановка «Правила техники безопасности». Как вы уже знаете, кислоты требуют очень осторожного обращения и особенно коварна концентрированная серная кислота. Учитель демонстрирует видеоопыт «Разбавление серной кислоты».

 Плотность воды меньше плотности кислоты. Поэтому: Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда! (если сделать наоборот вода на поверхности кислоты “вскипит” и при выплескивании может попасть на кожу вместе с кислотой, что грозит химическим ожогом). Если кислота попадает на кожу, нужно немедленно смыть её большим количеством воды, а при возможности промыть 5% раствором соды пищевой.

 Учитель: Давайте запишем  меры предосторожности при работе с кислотами: Сначала – вода, затем – кислота – иначе случится беда!

Учитель: Эти правила нужны, эти правила важны! Но как распознать кислоты в ряду других веществ?

Ответить на наши вопросы поможет следующая остановка «Индикаторная». На этой станции мы услышим историю открытия индикаторов ( сообщение учащегося).

Учащийся: Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.

            После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

            Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химикам кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.

Учитель:  А теперь посмотрите видеоопыт , после которого вам необходимо заполнить таблицу и сделать вывод.

Кислоты

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Соляная кислота

Серная кислота

Учитель: Что такое индикаторы? Какие индикаторы вам известны? Как изменяется цвет  индикаторов в кислой среде?

Вывод:  Индикаторы («указатели») - вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты английским химиком Р.Бойлем. Индикаторы  лакмус и метилоранж изменяют свой цвет в растворах кислот на красный.

Учитель. Мы с вами и не заметили, как пролетело время, и мы прибываем к последней станции. О! Да это станция «Химическая сказка».

СКАЗКА О ВЕЛИКОЙ БИТВЕ

     В одном царстве-государстве под названием Химия жили-были два войска. Одно выступало под красным флагом. Очень любили его воины есть на обед : щи из квашеной капусты, маринованные грибы и овощи, пить морс из клюквы и лимонный сок. Их желудки могли переваривать даже железные гвозди, но вот доспехи годились только медные, а командир щеголял в серебряном шлеме. Где бы ни проходило это войско, гибли почти все растения, оставались расти только жесткий хвощ  да неприхотливый щавель.

    Другое войско выступало под синим флагом. Злыми были его воины, едкими – разъедали кожу и ткани. При их купании в речке вода так нагревалась, что гибла рыба и прочая живность.

     Люто ненавидели друг друга воины обеих войск, все рвались в бой. И вот наступил день Великой битвы. Встретились в чистом поле два войска, сошлись в непримиримой схватке. И случилось чудо – пропали враги-воины, а вместо них встали, держась за руки, два мирных народа, не обладающие агрессивностью. И флаг их был фиолетовый. И стали они верно служить людям. А тех воинов, которые остались в резерве и не участвовали в битве, отправили в специальных вагонах на химические предприятия для мирной службы.

Вопросы и задания:

1.О каких классах веществ идет речь в данной сказке? Объясните цвета флагов обеих войск и мирных народов.

2. Как могли желудки воинов войска под красным флагом переваривать железные гвозди? Составьте уравнение данной реакции. Почему этим воинам годились только медные или серебряные доспехи?

3.  Назовите реакцию «Великой битвы»? Составьте подходящее уравнение к данной реакции.

ОТВЕТЫ:

Сказка о Великой битве.

1.«Войско под красным флагом» - кислоты. «Войско под синим флагом» - щелочи, растворимые в воде основания. Два «мирных народа» - вода и соли. Цвета флагов – цвет лакмуса в растворах данных веществ (при условии, что соль средняя и не подвергается гидролизу).

2.Кислота, содержащаяся в желудке, - соляная. Кислоты-неокислители реагируют с металлами, расположенными в электрохимическом ряду напряжений металлов до Н: 2HCl + Fe = FeCl2 + H2↑, поэтому железные доспехи этим воинам не годились. Медь Сu и серебро Ag расположены в данном ряду после Н – с кислотами-неокислителями не реагируют.

3.«Великая битва» - реакция нейтрализации: кислота + основание = соль + вода. Например: HCl + KOH = KCl + H2O  ( демонстрация видеоопыта)

III. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Учитель. Наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться. Но чтобы вернуться необходимо, предъявить пропуск. А им станут те выводы, которые вы сделали в ходе путешествия.

Выводы:

  1. Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
  2. По наличию кислорода кислоты классифицируются на  бескислородные и кислородсодержащие.  По количеству водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные.
  3. Практически с кислотами приходиться сталкиваться ежедневно.  Большое разнообразие кислот можно встретить в природе. Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая – сладкая, никотиновая – горькая)
  4. Кислоты  требуют очень осторожного обращения.  Сначала вода, потом кислота - иначе случится беда.
  5.  Индикаторы («указатели») - вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р. Бойлем.  Индикаторы лакмус и метилоранж изменяют свой цвет в растворах кислот.
  6. Кислоты реагируют с металлами, расположенными в электрохимическом ряду напряжений металлов  до водорода.
  7. Для кислот характерная реакция нейтрализация.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель. Все путешественники собрали   хорошие знания  в свои рюкзаки и заслуживаете отличных оценок и наград.

Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис.).

Мы побывали с вами в удивительной стране Кислот, но это не последнее наше путешествие. Нас ждут великие открытия и необычные приключения.

Учитель: Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились колючки. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.

V. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ  § 47, читать. В рабочей тетради выполнить упражнения  стр. 87 ( № 22, 24,27,29)

До скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Эскендаров Альберт Агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс

эскендаров альберт агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс...