задания для 10 класса школьный этап олимпиады по химии 2013
олимпиадные задания по химии (10 класс) по теме

задания к олимпиаде по химии (школьныйы этап, 10 класс, 2013-2014 уч.г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_etap_10_klass_2013.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии.

        10 класс                                                         2012 - 2013

  1. При сгорании 7,5 г органического вещества, образовалось 11,2 л (н.у.) оксида углерода (IV) и 13,5 г воды. Плотность этого вещества по метану составляет 1,875. О каком органическом веществе идет речь? Назовите это вещество.

  1. В трех склянках находятся образцы металлов – алюминия, цинка, и серебра. Этикетки от склянок утеряны. Чтобы определить, в какой склянке находится каждый из металлов, проведена серия испытаний действием концентрированных соляной и азотной кислот и концентрированным водным раствором гидроксида калия. Результаты наблюдений представлены в таблице (знак «+» означает, что реакция идет, знак «−» -отсутствие реакции):

Номер образца металла

РЕАГЕНТЫ

Азотная кислота

Соляная кислота

Гидроксид натрия

1

+

2

+

+

3

+

+

+

Какие металлы обозначены в таблице под номерами 1, 2, 3? Приведите уравнения химических реакций.

  1. Химические элементы А и В относятся к одному периоду, но к разным группам и образуют соединение АВ. Назовите эти элементы, если единственный оксид элемента А содержит 28,57% кислорода. Напишите формулы оксидов элемента В и формулы соответствующих кислот.

  1. Смесь бутана и азота объемом 10 л сожгли и всю образовавшуюся газовую смесь пропустили через известковую воду, при этом образовалось 70 г карбоната и 40,5 г гидрокарбоната кальция. Определите объемную долю бутана в исходной смеси (считайте, что объемы газов приведены к нормальным условиям).

  1. Продукты разложения хлорида аммония последовательно пропустили через нагретую трубку, содержащую оксид меди (II), а затем через склянку с оксидом фосфора (V). Напишите уравнения описанных реакций.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

10 класс                                                  2012 - 2013

Решения и рекомендации к оцениванию

10-1.

1. CXHYOZ + O2 = x CO2 + y/2 H2O (может отсутствовать в решении)

М(CXHYOZ) = D*М(CH4) = 1,875*16=30г/моль  (1 б.)

2. n(C)=n(CO2) = 0,5 моль

n(H)=2n(H2O) = 1,5 моль    (1 б.)

3. m(C) =n*M =0,5*12=6г

m(H) = n*M =1,5*1=1,5г

Σm= m(C)+ m(H)=6+1,5=7,5г,  значит кислород отсутствует  (1 б.)

4. n(C) : n(H) = 0,5 : 1,5 = 1 : 3

Простейшая формула: CH3

М(CH3) = 15г/моль

Следовательно,  М(CxHy) /М(CН3) = 30/15 = 2

Молекулярная формула C2H6 – этан.  (1 б.)

                           

ИТОГО: 4 БАЛЛА.

10-2.

Серебро взаимодействует лишь с азотной кислотой (номер 1)

Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2 + NO2  (2 б.)

Цинк и алюминий проявляют амфотерные свойства, и химически растворяются и в растворе гидроксида натрия и в соляной кслоте:

Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2  (2 б.)

2 Al + 2 NaOH + 6 H20 = 2 Na[Al(OH)4] + 3 H2 (2 б.)

Zn+ 2 HCl = ZnCl2 + H2 (1 б.)

2 Al + 6 HCl = 2 AlCl3 + 3 H2 (1 б.)

Концентрированная азотная кислота пассивирует поверхность алюминия, и на холоду этот металл с ней не реагирует (номер 2). Цинк растворяется в азотной кислоте с образованием продуктов восстановления последней, например:

3 Zn + 8 HNO3 = 3 Zn(NO3)2 + 2 NO + 4 H20 (номер 3). (2 б.)

За указание металлов - (2 б.)

ИТОГО: 12 БАЛЛОВ.

10-3.

Пользуясь содержанием кислорода в оксиде

16/28,57=x/71,43

x=40 (2 б.)

Оксиды M2O, M2O3, MO2 не подходят. (2 б.)

Оксид элемента – CaO. (2 б.)

Соединение AB кальций способен образовывать с селеном.

Оксиды: SeO2, SeO3

Гидроксиды: Ca(OH)2, H2SeO3, H2SeO4 (2 б.)

ИТОГО: 8 БАЛЛОВ.

10-4.

           +O2        +Ca(OH)2       +CO2

C4H10    →   CO2   →   CaCO3   →   Ca(HCO3)2  Написание всех УХР – 3 б.

ν(CaCO3) = 70г/ 100г/моль = 0.7 моль (1 б.)

ν(Ca(HCO3)2) = 40,5 г/ 162 г/моль = 0,25 моль (1 б.)

ν(CO2) = (0,7 + 0,25 + 0,25) моль = 1,2 моль (2 б.)

ν(C4H10) = 1,2 моль/ 4 = 0,3 моль (2 б.)

V(C4H10) = 6,72 л (1 б.)

φ(C4H10) = 6,72 л/10 л = 0,672 или 67,2% (2 б.)

ИТОГО: 12 БАЛЛОВ.

10-5.

1. NH4CL = HCl + NH3

2. 2HCl + CuO = CuCl2 + H2O

3. 2NH3 + 3CuO =t  3Cu + N2↑ + 3H2O

4. H2O + P2O5 = 2HPO3 или 3H2O + P2O5 = 2H3PO4

Каждое уравнение оценивается в 1 балл.

ИТОГО: 4 БАЛЛА.

ИТОГО: 40 БАЛЛОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания для 9 класса школьного этапа олимпиады по химии 2013 год

Задания олимпиады по химии (школьный этап, 9 класс, 2013-2014 уч.г.)...

задания для 11 класса школьный тур олимпиады по химии 2013 год

олимпиадные задания для 11 класса  (школьный тур, 11 класс, 2013-2014 уч. г.)...

школьный этап олимпиады по химии в 8 классе

Задания олимпиады по химии в 8классе. школьный этап...

Методическая разработка: "Задания и ответы школьного этапа олимпиады по праву для 9, 10, 11 классов"

Методическая разработка: "Задания и ответы школьного этапа олимпиады по праву для 9, 10, 11 классов"...

Задания для проведения школьного этапа олимпиады по технологии 5-6 класс

Задания и ключи для проведения школьного этапа олимпиады по технологии 5-6 класс (технический труд)...