Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках химии.
статья (химия) по теме

Карабаева Людмила Валентиновна

Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках  химии.

Химию  изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Химическое образование - важный компонент образования человека.

          Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, предрасположенностью к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку.

Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения химии может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. Для старших классов она частично решается существованием факультативов, индивидуально-групповые занятия, элективные курсы. Практика преподавания химии в школе привела к выводу о целесообразности разделения учащихся класса на группы. К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач. Учащиеся оказываются в той или иной группе не в результате каких - либо тестов, они сами выбирают для себя посильный набор заданий. Учитель должен проявить известный такт при ознакомлении учащихся с такой формой работы. В процессе учащиеся могут перейти из одной группы в другую. 

           Перед учителем встает проблема обучения класса в целом.

Одним из выходов данной проблемы является реализация индивидуального, а через него и дифференцированного подхода в процессе обучения.

Реализация данных подходов на уроках химии.  Рассмотрим все этапы комбинированного урок.

1 этап. Проверка домашнего задания, раннее изученного материала.

    Хорошим помощником в осуществлении индивидуализации и дифференциации являются разноуровневые  карточки, которые  ученики выполняют самостоятельно.

   Самые легкие карточки, которые предназначены для слабоуспевающих учеников, могут включать в себя задания позволяющее работать с учебником:

Например: ответы на вопросы;

                   заполнение таблицы.

Для среднеуспевающих учеников будут предназначаться вопросы, при ответе на которые требуется вспомнить и воспроизвести полученные ранее  знания. Не следует забывать и про сильных учеников. Ведь, если им не давать толчка для развития, они постепенно могут перейти  в разряд среднеуспевающих учеников. Поэтому для них необходимо тщательно продумывать задания, которые носили бы творческий характер.

Например: в 9 классе  по теме «Металлы» или «Неметаллы» можно дать задание :

«Составьте самостоятельно круговую цепочку превращения веществ и осуществите данное превращение».

2 этап. Изучение нового материала.

   В начале урока даются опережающие задания отдельным ученикам. Материал средней сложности самостоятельно усваивают сильные ученики. Они его изучают, готовятся к разъяснению для всего класса.

Например. 10 класс. Тема: «Фенолы».

 Вопрос: «Строение фенола, особенности его свойств по сравнению со спиртами» многие ученики могут освоить самостоятельно, ребята с хорошо развитой речью могут объяснить его всему классу.

  Вопрос, как «Применение фенола» может освоить и слабый ученик. Такому дается ребенку дается задание: «Составить схему, которая отображает применение фенола».

3  этап. Закрепление изученного материала.

На данном  этапе я стараюсь дать задания творческого характера. Чаще они предназначены для  сильных учеников, но и для слабых можно подобрать   задания, требующие нестандартного мышления.  Например, 8 класс, закрепление по теме «Символы химических элементов». Написать на листе бумаги, на доске и т.д. только верхушки символов, ребята должны догадаться , о каких элементах идет речь.

         4  этап. Можно ли применять индивидуальный подход при задании на дом?

Можно. Необходимо задать обязательную минимальную часть  всем учащимся, а задания повышенной сложности задать тем ребятам, которые проявляют интерес к предмету. Желающим можно дать задания творческого характера: доклады, презентации.

      К урокам контроля знаний подбираются задания разных уровней сложности, с учетом подготовки ребят по предмету, их развития.

Задания даются по вариантам, на выбор учащихся.

Задания 1 варианта:      требуют воспроизведение материала,

                                        Содержат определенную дозу помощи.

Задания  2 варианта: направлены на применение знаний, умений в новой ситуации.

Задания 3 варианта: рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности, (творческие задания).

Оцениваются задания разных вариантов согласно их сложности.

    Таким образом, при подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:

1) повышается мотивация обучения; 2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения; 3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика; 4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.  

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....