Основные классы неорганических веществ
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Самородова Лидия Алексеевна

обобщить, систематизировать и корректировать знания учащихся по основным

                       классам неорганических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_klassy_neorganicheskikh_veshchestv.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС.                  Урок-обобщение по теме

«Основные классы неорганических веществ».

                               

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний учащихся.

Вид урока: урок – соревнование.

Цель урока: обобщить, систематизировать и корректировать знания учащихся по основным

                       классам неорганических веществ.

Задачи:  - Образовательные:

  1. закрепить умение учащихся составлять химические формулы веществ, давать им

названия, классифицировать вещества;

  1. выявить типичные ошибки и пробелы с целью их последующего устранения;
  2. закрепить умения обращаться с химической посудой и веществами.

            - Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, делать

                      выводы.

            - Воспитательные: обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, вызывающее

                     удивление, интерес; воспитывать взаимовыручку, аккуратность; обеспечить

                     общение учащихся, работая в группах.

Оборудование и вещества: (на столах учащихся для работы в группах).

I группа.  1) стеклянная трубочка, штатив для пробирок, пробирка с известковой водой.

                  2) 7 карточек красного цвета, на которых написаны химические формулы веществ:

                      CuO, Fe2O3, CO2, Na2O, NaOH, ZnO, Al2O3.

  3)   6 карточек жёлтого цвета, на которых написаны названия химических веществ:

оксид кальция, оксид магния, оксид железа (II), оксид ртути (II), оксид меди (II),

оксид водорода.

  4)   1 карточка зелёного цвета, на которой написаны химические формулы веществ:

       К2О, H2SO4, CuSO4, Mg(OH)2, Ca(OH)2, FeCl3, HNO3, Al2O3.

  1.  6 карточек синего цвета с тестовыми заданиями.

II группа. 1)  штатив для пробирок, пробирка с NaOH, капельница с фенолфталеином, пробирка

                       с HCl.

                   2)  7 карточек красного цвета, на которых написаны химические формулы веществ:

                        HCl, H2SO4, HNO3, H3PO4, H2CO3, H2SiO3, ZnO .

                   3)  6 карточек желтого цвета, на которых написаны названия кислот: серная кислота,                                                              

                        азотная кислота, сероводородная кислота, угольная кислота, фосфорная кислота,

                        фтороводородная кислота.

   4)  1 карточка зелёного цвета, на которой написаны формулы химических веществ:

         K2O, H2SO4. CuSO4, Mg(OH)2, Ca(OH)2, FeCl3, HNO3, Al2Cl3.

  1. 6 карточек синего цвета с тестовыми заданиями.

III группа. 1)  штатив для пробирок, в пробирках Na2CO3 и  HCl.

  1. 7 карточек красного цвета, на которых написаны химические формулы веществ:

CO2, Ba(OH)2, Zn(OH)2, NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)3.

  1. 6 карточек жёлтого цвета, на которых написаны названия оснований: гидроксид

калия,  гидроксид железа(II), гидроксид лития, гидроксид магния, гидроксид ртути(II), гидроксид цинка.

  1. 1 карточка зелёного цвета, на которой написаны химические формулы веществ:

K2O, H2SO4, CuSO4, Mg(OH)2, Ca(OH)2, FeCl3, HNO3, Al2Cl3.

  1. 6 карточек синего цвета, на которых написаны тестовые задания.

IV группа. 1)   фарфоровая ступка с пестиком, в химических стаканах NH4Cl и Ca(OH)2.

  1. 7 карточек красного цвета, на которых написаны химические формулы веществ:

CuSO4, KOH, NaCl, MgCO3, Al(NO3)3, K2SiO3, Ca3(PO4)2.

  1. 6 карточек жёлтого цвета, на которых написаны названия химических веществ:

карбонат кальция, силикат натрия, фосфат калия, сульфат меди(II), хлорид бария, нитрат железа(III).

              4)  1 карточка зелёного цвета, на которых написаны химические формулы веществ:  

K2O, H2SO4, CuSO4, Mg(OH)2, Ca(OH)2, FeCl3, HNO3, Al2Cl3.  

  1. 6 карточек синего цвета, на которых написаны тестовые задания.

На каждом столе конверт с атрибутами для гербов государств.

На столе учителя: 1) дихромат аммония, спирт, пипетка, лучина, спички;

                                    2) на доске – карта, на которой написаны химические формулы: CuO, CO2, Fe2O3, SiO2, ZnO, NaOH, KOH, Cu(OH)2, HCl,  H2SO4, HNO3, H3PO4, NaCl, CuSO4, CaCO3, FeCl2.                              3) фишки – красного цвета – 40, зелёного – 24, жёлтого – 24, белого – 4.

4)  презентация урока;

5)  таблички: «оксиды», «кислоты», «соли», «основания».

                                                             ХОД УРОКА. 

 

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

               (на экране слайд №1 – звёздное небо и звучит космическая мелодия). 

В звёздной системе «Вещества», на одной из планет, где царствует «Химия», есть 4 огромных государства – «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Основания».  (показываю на карте). В каждом из них много жителей, они чем-то похожи, а в чём-то имели свои особенности. С веществами, которые живут в этих государствах вы уже знакомы, но на сколько хорошо - нам предстоит узнать сегодня.

Поэтому.

 Цель урока: привести знания в систему по классам неорганических веществ,

Урок будет проходить в форме соревнования. И за правильные ответы будете получать фишки, кто больше наберёт, тот победит.

У вас на столах карточки разного цвета – красные, синие, жёлтые, зелёные. Каждый цвет имеет свои ассоциации. Красный – цвет жизни, жёлтый – солнца, зелёный – природы. Синий – ассоциируется со спокойствием и умом. Это всё должно настроить вас на плодотворную работу. Вы уже распределены по группам, а сейчас вы определитесь, какое государство вы будете представлять. Возьмите карточки №1 красного цвета, на них написаны химические формулы веществ -  найдите лишнюю. (Учащиеся  ищут формулу лишнего вещества). Посмотрите на оставшиеся формулы веществ – что у них общего, к какому классу веществ их можно отнести. (Учитель по порядку спрашивает у учащихся, какое они государство представляют?) Раздаёт таблички с названиями государства.

Теперь, задание за которое вы получите 7 фишек – дать определение классу веществ и озвучить химические формулы.

(Затем по мере готовности отвечает каждый учащийся в группе).

Ребята! А теперь возьмите карточки №2 жёлтого цвета, на них написаны названия веществ, составьте их химические формулы.

(Учащиеся по мере готовности отвечают и получают фишки).

Возьмите карточки №3 зелёного цвета, на них написаны химические формулы веществ. Распределите формулы по классам и назовите вещества.

                                               На экране  - слайд №2.

ОКСИДЫ

КИСЛОТЫ

СОЛИ            

ОСНОВАНИЯ

К2О  

оксид калия

Al2O3

оксид алюминия

H2SO4

серная

HNO3

азотная

CuSO4

сульфат

меди (II)

FeCl3

хлорид

железа (III)

Mg(OH)2

гидроксид

магния

Са(ОН)2

гидроксид

кальция

(Учащиеся проверяют правильность выполнения задания и получают зелёные фишки).

Ребята! Все вещества, относящиеся к классам неорганических веществ не разобщены, они связаны между собой определёнными связями, которые называются генетическими.

                                              На экране – слайд №3

Посмотрите на экран, стрелками обозначены связи, т. е. с какими веществами каждое вещество может взаимодействовать. Действительно ли это так? В этом вы можете убедиться в ходе химического эксперимента. Я вам напомню правила по технике безопасности, поскольку будите работать с химическим оборудованием и веществами: кислотами, щелочами, солями, стеклянной посудой. Будьте осторожны. Работайте над столом.

А теперь, на столах у вас есть карточка  №4, это инструктивная карточка. В ней указана последовательность выполнения эксперимента. Прочитайте внимательно, проведите химические реакции и дайте объяснения.

Инструктивная карточка №1.

В  стеклянную трубочку продувайте выдыхаемый воздух, осторожно, через известковую воду. (Са(ОН)2). Что наблюдаете?  Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе? Какой признак доказывает, что между веществами произошла химическая реакция?

Инструктивная карточка №2.

В пробирку с гидроксидом натрия  (NaOH) прилейте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем в эту же пробирку прилейте 1 мл. соляной кислоты ( HCl). Что наблюдаете?

Какой признак доказывает, что между веществами произошла химическая реакция?

Инструктивная карточка №3.

В пробирку с карбонатом натрия (Na2CO3) прилейте немного соляной кислоты (HCl). Что наблюдаете? Какой признак доказывает, что между веществами произошла химическая реакция?

 

Ребята! Переходим к следующему заданию. У вас на столах есть карточка №5 синего цвета. На ней тестовое задание. Я, думаю, такие задания вы выполняете, это готовит вас к сдаче ЕГЭ. Внимательно читайте, ваш ответ только буква, а в 6 задании цифра и соответствующая буква.

                                               На экране – слайд №4.

Смотрим на экран, проверяем задание.

  1. – а
  2. – б
  3. – а
  4. – а
  5. – в

(учащиеся получают жетоны)

А, теперь ребята, давайте отдохнём. Посмотрите друг на друга, затем в окно, потом на меня. Я вам предлагаю отгадать следующие загадки.

                         1. Её все знают, в магазине покупают

                             Для вкуса блюд она важна

                             В малых дозах всем нужна.

                                                                  (соль)

                                                        Слайд №5.

                            NaCl – хлорид натрия, поваренная соль.

         

                         2. Что за чудо посмотри

                              По доске он проезжает

                              След за собою оставляет.

                                                               (мел)

                                                         Слайд №6.

                       СаСО3 – карбонат кальция, мел, мрамор, известняк.

                         3. На суку сидит сова

                             Выдыхает …

                                                    (СО2)

                                                         Слайд №7.

                       СО2 – оксид углерода (II), углекислый газ.

                        4.  Сапоги мои того

                             Пропускают …

                                                   2О)

                                                        Слайд №8.

                        Н2О – оксид водорода, вода.

                       5.  Один кристалл её возьмите

                            И с водой соедините

                            Хоть младенца искупайте

                            Хоть для дезинфекции её применяйте.

                                                   (марганцовка)

                                                         Слайд №9.

                       KMnO4 – перманганат калия, марганцовка.

                       6. Если нет у вас для теста

                           Разрыхлителя, вы вместо

                           Поместите в пироги …

                                                   (NaHCO3)

                                                        Cлайд №10.

                       NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода.

Ребята! Есть не только известная вам сода, которую добавляют в пироги, но и кальцинированная сода – Na2CO3. Её широко используют в производстве, например для дезинфекции ёмкостей, в которые наливают жидкости.

                                                         Слайд №11.

Многие из веществ, которые вы будите изучать в курсе химии, используются виноградарями и виноделами нашего района. На территории нашего района в разных хозяйствах растут плантации виноградников. Чтобы защитить виноград от болезней используют медный купорос, гашеную известь. А для определения солей тяжелых металлов в виноматериалах используют жёлтую кровяную соль.

Ребята! Сегодня вы представляли вещества разных государств – «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Основания». А что же за государство без символики? Я предлагаю вам на столах взять конверт, и это поможет создать герб вашего государства.

 (Ребята работают творчески по составлению герба государства, которое они представляют)

Объясните, почему,  вы именно такой герб составили? (Ответы учащихся).

Этот год ознаменован президентом РФ годом молодёжи. Вы, молодое поколение – наше будущее. На память о нашей встречи я дарю вам триколорчики, которые символизируют российский флаг.

А теперь самое время подвести итог. Подсчитайте сколько у вас фишек. Победителем стало государство … … .

В честь победителя торжественный фейерверк. (опыт Вулкан)

УРОК ОКОНЧЕН. ДО СВИДАНИЯ.

Подсказки для гербов.

    кислоты

Соли - NaCl

Основания – Са(ОН)

Оксиды – Н2О

Мы поместили лимон, яблоко, помидор – потому, что кислоты кислые на вкус.

Поместили пачку соли и кастрюлю, без них  не обойтись, они нужны для приготовления пищи.

Важно ствол дерева защитить от насекомых-короедов, а это можно сделать с помощью Са(ОН)2 (гашеная известь)

Вода – самое распространенное вещество на Земле и существует в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твёрдое, газообразное.

ИТОГ: Сегодня на уроке обобщения знаний вы очень хорошо и плодотворно работали.                Закрепили умение составлять химические формулы веществ и по химическим формулам давать    названия , а также классифицировать вещества.

               

     

                     

 

 

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

"Основные классы неорганических веществ, генетическая связь основных классов"

В работе зданы адачи и упражнения по теме "Основные классы неорганических соединений", "Генетическая связь неорганических соединений" по программе основного, среднего образования и требованиям федерал...

Основные классы неорганических веществ. Соли 8 класс

Задачи урока: обучающая--- дать начальные представления о составе, классификации, физических свойствах и номенклатуре солей, составлении молекулярных формул, способах получения солей*. развивающа...

Кроссворды по теме "Основные классы неорганических веществ" (8 класс)

Предлагаемые кроссворды по темам "Оксиды", "Гидроксиды" и "Основные классы неорганических веществ (определения и номенклатура солей)" составлены в трех вариантах каждый и могут быть использованы при п...

Контрольная работа по химии по теме "Основные классы неорганических веществ " 8 класс

Контрольная работа по химии по теме "Основные классы неорганических веществ " 8 класс...

Контрольная работа по теме "Основные классы неорганических веществ" 8 класс

Контрольная работа по теме "Основные классы нерганических веществ" 8 класс, проводится в конце изучения темы для определения уровня усвоения обучающимися основных вопросов....