Урок химии в 10 классе "Сравнительная характеристика алканов и алкенов"
учебно-методический материал (химия, 10 класс) по теме

Фельдман Людмила Валентиновна

Тип урока: обощение и систематизация знаний с элементами контроля по темам "Алканы" и "Алкены"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « Углеводороды».

Урок 5. Сравнительная характеристика алканов и алкенов.

Цели

образовательные: обобщение и систематизация знаний  об алканах и алкенах с точки зрения их строения, изомерии и номенклатуры, способов получения, физических и химических свойств, развитие умения составлять и называть формулы изомеров и гомологов;

развивающие: развитие умения выстраивать причинно-следственные связи между строением вещества  и его свойствами; развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать;

воспитательные: воспитание желания продуктивно общаться и помогать друг другу в процессе групповой работы.

 

Дидактическая структура

Методическая

структура

Содержание учебного материала

Взаимодействие

Результат

Время

учителя

ученика

I. Организационный этап

Размещение уч-ся в классе (рабочие четверки).

Организует готовность к уроку

Выполняют требования учителя

Уч-ся готовы к уроку

1 мин

II.Этап установления преемственных связей

1. Интеллектуальный хоккей

Контролирует, консультирует

Задают друг другу вопросы, корректируют неверные ответы

Актуализация знаний по предыдущей теме

2-3 мин

III. Мотивационный этап

Формулирование целей урока: обобщение и систематизация знаний  об алканах и алкенах с точки зрения их строения, изомерии и номенклатуры, способов получения, физических и химических свойств, развитие умения составлять и называть формулы изомеров и гомологов.

Совместно

Совместно

Мотивация уч-ся к обучению

1 мин

IV. Основной этап

  1. Номенклатура алканов и алкенов


  1. Характеристика   алканов и алкенов
  2. Сходства и различия алканов и алкенов  по строению, типам изомерии, химическим свойствам, способам получения.











  3. Тестирование по теме.
  1. Организует и консультирует
  2. Консультирует
  3. Организует и консультирует

  4. Контролирует
  1. Групповая работа в 4-ках: каждая группа получает лист формата А3 и маркер. На 1 этапе каждая группа составляет формулу алкана или алкена. На втором этапе группф меняются листами: проверяют правильность формулы и нумеруют длинную углеродную цепь. На 3 этапе , обменявшись листами, группы проверяют правильность предыдущей работы групп и составляют названия углеводородов. На 4 этапе поверяется правильность всей работы (так же после обмена листами).  После того как работа закончена, листы вывешиваются на доске, учитель вместе с учениками подводит итоги работы, старшие групп заполняют оценочные листы (приложение 3).
  2. Групповая работа в парах: заполняют таблицу (приложение 1)
  3. Групповая работа в четверках - делают выводы с различных позиций:
    1) различия и сходства в строении алканов и алкенов
    2) различия и сходства в типах изомерии и принципах номенклатуры
    3)различия и сходства в способах прлучения
    4) различия и сходства в химических сходствах
    5) различия и сходства в применении
    Далее делают общий вывод о причине различия в свойствах:
    наличие двойной связи в молекуле алкенов. (Все выводы учащихся можно сравнить с выводами, которые выводятся на мультимедийной презентации, если существует такая необходимость)
  4. Самостоятельная индивидуальная работа с тестами (приложение 2)

1-4.Достижение цели урока.

10 мин

7 мин

10 мин

10 мин

V. Итоговый этап

1. Устное подведение итогов.


2. Домашнее задание: §11-12, №4-5 (стр.101)

1. Каждый учащийся получает две оценки: первую – из оценочного листа, вторую - по итогам теста.

2. Объясняет

1. Делают заключение  о том, достигнуты ли цели урока.


2. Записывают

Рефлексия

2 мин





1 мин


Приложение 1

Сравнение алканов и алкенов

Признак

Алканы

Алкены

Общая формула

Типы связей меду атомами углерода

Типы гибридизации

Число гибридных облаков атомов углерода

Длина связей

Валентный угол

Форма молекулы

Типы изомерии

1) по углеродному скелету

2) по положению кратной связи

3) межклассовая

4) по положению заместителей

5) геометрическая

Химические свойства

Реакции свободнорадикального замещения

Реакции электрофильного присоединения

Реакции свободнорадикального присоединения

Реакция Коновалова

Дегидрирование

Гидрирование

Галогенирование

Гидрогалогенирование

Гидратация

Горение

Термическое разложение

Изомеризация

Ароматизация

Каталитическое окисление

Полимеризация

Окисление

Способы получения

Выделение из природного сырья

Изомеризация

Гидрирование алкенов

Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых кислот

Синтез Вюрца

Гидролиз карбидов

Крекинг нефтепродуктов

Дегидрирование предельных углеводородов

Дегидратация спиртов

Дегидрогалогенирование

Дегалогенирование

Сравнительная характеристика алканов и алкенов                                           Приложение 2

Вариант №1

  1. Гомологами не являются
    1) октан и метан
    2) бутен-2 и пентен-2
    3) пропан и бутен-1
    4) этан и гексан
  2. Изомером 2-метилпропана является вещество, имеющее структурную формулу
    1) СН
    3─СН2─СН2─СН3                        3) СН3─СН2─СН3
    2) СН3─СН─СН2─СН3                       4) СН3─СН─СН3
                  │                                                           │              
                  СН
    3                                                       СН3  
  3. В молекуле 2-метилбутена-2   гибридизация орбиталей углеродных атомов
    1) только sp
    3                                  3) sp3   и   sp2  
    2) только sp2                                                   4) sp3  и   sp
  4. Для алканов характерны реакции
    1) гидратации                                3) гидрирования    
    2) галогенирования                       4) гидрогалогенирования
  5. Верны ли следующие суждения?
    А. Алканы вступают в реакцию полимеризации
    Б. Этилен обесцвечивает раствор перманганата калия
    1) верно только А                         3) верны оба суждения
    2) верно только Б                         4) оба суждения неверны
       

Вариант №2

  1. Гомологами являются
    1) этен и метан
    2) циклобутан и бутан
    3) пропан и бутан
    4) этин и этен
  2. Цис-транс-изомерия характерна для
    1) этилена                2) бутена-2             3) бутана               4) бутина-2
  3. Атомы углерода в состоянии sp3 –гибридизации находятся в молекулах  
    1) бензола                               3) этана
    2) этилена                               4) ацетилена
  4. Бутан может реагировать с
    1) водой                                                      3) натрием          
    2) раствором перманганата калия           4) хлором при ярком освещении
  5. Верны ли следующие суждения?
    А. Метан может быть получен по реакции Вюрца
    Б.  Метан не вступает в реакции присоединения
    1) верно только А                         3) верны оба суждения
    2) верно только Б                         4) оба суждения неверны
       

Вариант №3

  1. К гомологам относятся
    1) пропан и гексан
    2) бутан и бутен-1
    3) этанол и диметиловый эфир
    4) уксусная кислота и уксусный альдегид
  2. Изомерами являются
    1) бензол и фенол                       3) гексан и 2-метилпентан
    2) метан и метанол                     4) этанол и уксусная кислота
  3. Все атомы углерода в состоянии sp2 –гибридизации находятся в молекуле  
    1) этена                                 3) пропина
    2) бутана                               4) пропана
  4. Какое из веществ вступает в реакцию гидратации в соответствии с правилом Марковникова?
    1) СН
    3 ─ СН2 ─ СН3                          3) СН3 ─ СН ─ СН2 ─ СН3
                                                                        │
                                                                       СН
    3
    2) СН
    3 ─ СН ═ СН2                    4) СН2 ═ СН2
  5. Верны ли следующие суждения?
    А. Как бутан, так и бутен-1 вступают в реакции присоединения водорода
    Б.  Как бутан, так и бутен-1 вступают в реакции окисления
    1) верно только А                         3) верны оба суждения
    2) верно только Б                         4) оба суждения неверны
       

Вариант №4

  1. Гомологом этана является вещество, формула которого
    1) СН
    3 ─ СН3               2) СН2 ═ СН2              3) СН3 ─ ОН          4) СН4
  2. Изомерами являются
    1) пентан и пентадиен                    3) этан и ацетилен
    2) бутен-1 и бутен-2                        4) этанол и уксусная кислота
  3. В молекуле пропена атомы углерода находятся в состоянии гибридизации соответственно:  
    1) sp
    2 ,  sp2 ,  sp3                                 3) sp3 ,  sp2 ,  sp
    2) sp ,  sp ,  sp
    3                                    4) sp2 ,  sp ,  sp3
  4. Как предельные, так и непредельные углеводороды реагируют с
    1) водородом                                3) бромной водой
    2) хлором                                      4) углекислым газом
  5. Верны ли следующие суждения?
    А. Пропен не вступает в реакции гидрирования  
    Б.  Пропен вступает в реакцию с хлороводородом согласно правилу Марковникова
    1) верно только А                         3) верны оба суждения
    2) верно только Б                         4) оба суждения неверны
     

Приложение 3

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"

Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород".  Цель: конкретизировать знания учащихся  о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво...

Урок химии на тему: Характеристика химического элемента.

Урок дается в 8 классе. Творческое задание воспринимается абсолютно всеми учащимися с удовольствием и дает каждому возможность реализации своих творческих способностей независимо от уровня подготовки....

Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"

Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения  представляют особенно широкие ...

Строение и свойства алканов и алкенов (базовый уровень)

Тест позволит проверить знания учащихся по вопросам строения и свойств алканов и алкенов. Для изучения органической химии на базовом уровне....

Самостоятельная работа "Химические свойства алканов и алкенов" 10 класс

Самостоятельная работа "Химические свойства алканов и алкенов" 10 класс...

01.11.2021 Химия Группа 134В Практическая работа№2. Тема «Химические свойства алканов и алкенов. Получение алкенов».

ЗАДАНИЕ:1.Просмотрите видеоопыты, пройдя по ссылкам  Получение этилена и горение https://www.youtube.com/watch?v=n7VMP9bh0g4Взаимодействие этилена с бромом https://www.youtube.com/watch?v=ktmP42k...

03.11.2021 Химия Группа 134А Практическая работа№2. Тема «Химические свойства алканов и алкенов. Получение алкенов».

ЗАДАНИЕ:1.Просмотрите видеоопыты, пройдя по ссылкам  Получение этилена и горение https://www.youtube.com/watch?v=n7VMP9bh0g4Взаимодействие этилена с бромом https://www.youtube.com/watch?v=ktmP42k...