Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Шишкина Татьяна Васильевна

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок железо84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по химии в 9 классе по теме:

 «Железо:  физические и химические свойства, применение».

    Учитель химии Шишкина Т. В.

Цели урока:

  •  Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, созданию условий для саморазвития и самовыражения учащихся на уроке.

Задачи урока:

обучающие:

  •   способствовать формированию знаний о физических и химических свойствах железа с опорой на положение железа в периодической системе,  строение атома; показать  практическое значение химических знаний;

развивающие:

  •  создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные:

  • создать условия для формирования у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, на столах: изделия из железа (кнопки, скрепки, гвозди, порошок), растворы кислот, раствор соли (сульфат меди II), карточки с заданиями.

 

   Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап:

Мотивация к деятельности

     II этап

Актуализация

     знаний.

Фиксация

затруднений


Здравствуйте, ребята!

Я рада вновь видеть вас на уроке химии. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют учителя из других школ. Но мы будем работать в привычном для нас режиме. Всем успешной работы!

На предыдущих уроках мы изучали металлы I-III групп, главных подгрупп.

На столах у вас карточки с заданиями по вариантам. Выполните данные задания (время выполнения 2мин).

Выполняют задание на карточках

Обмениваются

IIIэтап

Выявления

места и причины затруднений.

Обменяйтесь друг с другом заданиями. Проверьте правильность выполнения. Оцените ответ товарища по 5-бальной системе с указанием фамилии проверяющего. Какие задания вам показались сложными, вызвали затруднения?

Взаимопроверка

Высказывают затруднения

Посмотрите, какое стихотворение я нашла. Поэты пишут о металлах:

«Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии – главный
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной»

О каком металле идет речь?

Железо

Слайд девиз урока:

Что вы думаете об этом высказывании

Высказывают свою точку зрения

        IV этап: 

Постановка учебной задачи

Слайд «Тема урока»

Формулирование задач урока

Vэтап

Построение нового способа действия

Вам предлагается работа ученицы «Особенности строения атома железа».

По ходу изучения темы составляете опорный конспект в рабочих тетрадях.

Опережающее задание

«Особенности строения атома железа»

На столах у вас образцы железа: скрепки, кнопки, гвозди, порошок. Рассмотрите образцы, охарактеризуйте физические свойства железа.

Серебристо –белый блестящий металл, пластичный, твердый, прочный, обладает способностью намагничиваться

Свойства железа нашли применение в различных отраслях промышленности, архитектуре, строительстве.

Вашему вниманию предлагается сообщение о применении железа.

Из какого железа: технически или химически чистого изготовлены образцы железа? Почему башня, построенная в Индии не подверглась коррозии в течении тысячелетий?

Опережающее задание «Железо - основа   техники и материал искусства

Обратимся к ряду напряжений металлов. Что вы можете сказать о химической активности железа? Какие степени окисления проявляют атомы железа в соединениях?

Железо стоит в середине ряда напряжений металлов, следовательно, оно довольно активно. В соединениях проявляет переменные степени окисления +2.+3.

  Ученица,  изучив химические свойства железа, пришла к  выводу …

Назовите слабые и сильные окислители, участвующие в  реакциях с железом.

Опережающее задание

«Химические свойства железа»

     VIэтап:

 Первичное закрепление материала

Экспериментальным путем исследуйте отношение железа к растворам кислот и солей.

Для проведения лабораторной работы у вас на столах есть реактивы. Внимательно прочтите задания, обратите внимание на технику безопасности. Выполняйте опыты согласно инструкции. Составьте уравнения реакций

Выполняют лабораторные опыты, записывают уравнения (в тетради и на доске)

Fe+2HCl=FeCl2 +H2

        Fe+H2SO4=FeSO4 +H2

            Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Обратимся к опыту. Исследуем отношение железа к разб. и конц. азотной кислоте.

Ученики делают выводы, что железо реагирует с разб. азотной кислотой.

Уравнение реакций записывают в тетради и на доске.

Fe+4HNO3=Fe(NO3)3+NO+2H2O

С кислородом и водой железо реагирует при высокой температуре. Составьте уравнения реакций с кислородом и водой

3Fe+2O2=Fe3O4

3Fe+4H2O=Fe3O4+4H2

VII этап

Введение знаний в систему

Повторение пройденного

Фронтально: учащиеся проговаривают особенности строения атома железа, перечисляют важнейшие химические свойства, акцентируя внимание на степени окисления железа.

VIIIэтап:

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вернемся ко второму блоку самостоятельной работы. Заполните пустую колонку таблицы.

Заполняют, проверяют правильность ответов. Слайд.

IX этап

Домашнее задание.

Объяснение дифференцированного домашнего задания.

п. 14, до соединений железа,

Стр.82 №5 (углубленный уровень),

Стр. 83 упр. 7 (творческий уровень),

Составление уравнений  реакций  железа с водой, кислородом, хлором, раствором азотной (стандартный минимум)

X этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В заключении, предлагаю провести рефлексию работы на уроке. Варианты ответов подчеркните.


Приложение

Опорное повторение.

Задание. Поставьте знак «+» в тех случаях, если реакции возможны, утверждения верны

Реагенты

Ca

Fe

1

Кислород

2

Неметаллы: Cl, S, C

3

Вода

4

Растворы солей

5

Растворы кислот

6

Конц. кислоты

7

Щелочи

8

Это восстановитель

9

Атом имеет степень окисления +3

10

Тип кристаллической решётки – металлическая

11

Металл относится к тугоплавким металлам

12

Металл используется для получения других металлов в металлургии

Опорное повторение.

Задание. Поставьте знак «+» в тех случаях, если реакции возможны, утверждения верны

Реагенты

Al

Fe

1

Кислород

2

Неметаллы: Cl, S, C

3

Вода

4

Растворы солей

5

Растворы кислот

6

Конц. кислоты

7

Щелочи

8

Это восстановитель

9

Атом имеет степень окисления +3

10

Тип кристаллической решётки – металлическая

11

Металл относится к тугоплавким металлам

12

Металл используется для получения других металлов в металлургии

Строение атома железа

Железо - элемент 8 группы, побочной подгруппы,  имеющий заряд  ядра +26, общее число электронов-26. Как и положено элементу 4 –го периода атом имеет 4 энергетических уровня. Но в отличии от атомов элементов главных подгрупп, у атома железа заполняется не последний, а предпоследний энергетический уровень. На последнем же уровне атомы железа содержат  2 электрона. На предпоследнем уровне, который может вместить 18 электронов, у атома железа находится 14 электронов. Атомы железа проявляют восстановительные свойства, отдавая при химических реакциях не только 2е с последнего уровня и приобретая степень окисления +2, но часто и 1е  с предпоследнего уровня, при этом степень окисления повышается до  +3.

Железо основатехники и материал искусства

Железо-серебристо-белый, пластичный металл с температурой плавления 1539 0С. Легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Эти свойства железа находят применение в различных отраслях современной техники , с/х машиностроения, транспорта и связи.         Железо-важнейший материал искусства. В 415 году в Индии была построена колонна в честь древнего правителя, высотой 7 метров. Любопытно заметить, что простояв тысячелетия до наших времен, она не подверглась коррозии.

Интересна история еще одного железного богатыря- трехсотметровой башни в Париже, сооруженной по проекту талантливого инженера Густава Эйфеля. На первых порах ее строили под охраной полиции, т.к. разгневанные парижане пытались помешать ее возведению, утверждая, что «отвратительная железная вышка на болтах» испортит облик «Вечного города». Но шли годы и величайшее творение  стало  эмблемой города.

Настоящим памятником железу является удивительная по красоте решетка Летнего сада в г. Санкт-Петербурге. Ее ажурные железные кружева вызывают восхищение  туристов и жителей города.

Символом советской эпохи является скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» установленная в г. Москва. Она стала своеобразной визитной карточкой киностудии «Мосфильм».

Химические свойства железа

Изучив по разным источникам химические свойства железа, я пришла к выводу ,что оно является восстановителем, а вещества, вступающие в реакции с ним – окислителями. В реакциях со слабыми окислителями атомы железа проявляют степень окисления+2, с сильными окислителями +3.  В реакциях  с водой и кислородом оно проявляет одновременно степень окисления +2 и +3.

                                                   


Лабораторная работа

Задание

Проверьте экспериментальным путем взаимодействие железа с растворами кислот и солей.

Техника безопасности.

•        Будьте осторожны при обращении с растворами кислот.

•        Не допускайте попадания кислот на кожу рук, лица, одежду.

•        При попадании кислоты на руки промойте пораженный участок струей воды.

•        Соблюдайте чистоту на рабочем месте.

Инструкция:

•        В пробирку №1 и №2 с железом прилейте по 1 мл. раствора соляной и серной кислоты.

•        В пробирку с  голубым раствором сульфата меди(II) опустите железный гвоздь.

•        Зафиксируйте наблюдения, составьте уравнения реакций.

Рефлексия

    На уроке я работал                                                 активно/ пассивно

Своей работой на уроке я                                     доволен/недоволен

Урок для меня оказался                                         коротким/ длинным

     За урок я                                                              не устал/устал

Мое настроение                                                      стало лучше/хуже

  Материал урока мне был                                         понятен/непонятен,  

                                                           полезен/бесполезен        

Домашнее задание мне кажется                                  легким/трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

План-конспект урока в 8 классе "Физические и химические свойства воды"

Мой опыт подсказывает, что свойствам воды нужно уделить достаточное внимание. Вода будет фигурировать в описании свойств остальных химических веществ.  Кроме разбора групп веществ с которыми вода...

Разработка урока по теме "Железо"

Работа включает в себя сценарий урока с приложениями и презентацией по теме "Железо"....

Разработка урока химии по теме Физические и химические явления

Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические явления"...

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» 9 класс

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» для 9 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, являетс...

Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические свойства воды"

Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические свойства воды" - 30-й урок раздела "Основные химические понятия". Обучение ведется из расчета 2 часа...