урок по химии в 9 классе "Неметаллы. Общие свойства неметаллов"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Щетинина Ирина Викторовна

Метапредметный урок "Информация и знание". Это первый урок в теме "Неметаллы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Права ребёнка – обязанности родителей»

Ход собрания

I.Актуализация. 

На экране презентация. (текст на презентацию)

Перед ребёнком открывается мир. Он познаёт много новых для него вещей, всё для него новое, всё его волнует: и солнечный зайчик в комнате, и сказка, и яркая бабочка, и белое облачко в небе.

Но открывается перед ребёнком и другое: человек, человеческие отношения. Начинает ребёнок познавать мир человека – с матери и отца, с того, как обращается мать к нему, как отец относится к матери. Из всего этого складываются первые детские представления и понятия о добре и зле.

Когда мы шагаем по жизни рука об руку с детьми, смотрим на окружающее их юными глазами, повседневные, бесцветные, с нашей точки зрения, события и предметы открываются нам в неожиданных аспектах и поразительной глубине

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребёнку или доставит ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытался обидеть его.

При всём том многие родители сами способны поднять руку на своего ребёнка или, по крайней мере, категорически такой возможности не отрицают, нарушают его права.

Да, конечно, воспитывать человека – дело нелёгкое.  Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствует действительности. Дети – не ангелы. Но это маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Уважаемые родители! Мы собрались, чтобы обсудить очень важную актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребёнка, а также рассмотреть обязанности родителей по отношению к ребёнку. Тема сегодняшнего собрания «Права ребёнка – обязанности родителей»

II. Диалог с родителями

Знаете ли вы, какие правовые документы регулируют отношения с одной стороны детей и с другой -  родителей, общества и государства.

(отвечают: декларация о правах ребёнка, конвенция о правах ребёнка, семейный, гражданский кодекс. Закон об образовании)

Учитель обобщает:

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка, которая сыграла большую роль в защите детей. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но декларация имеет лишь рекомендательный характер, и её  нормы не обязательны для исполнения. Другое дело – конвенция -  это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

в нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Отвечают родители

- Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесс а (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Более подробно о правах и обязанностях родителей и детей говорится в  Семейном кодексе.  

 Семейные отношения - вещь очень деликатная. В отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми разобраться порой бывает чрезвычайно трудно. Многое здесь определяется семейным укладом, традициями, взаимными привязанностями, чувствами, характерами, привычками и так далее. В семейных отношениях существует множество различных нюансов, которые постороннему взору бывает трудно разглядеть, чаще всего их можно только почувствовать. Поэтому значительная часть проблем семейной жизни решается внутри семьи: супруги, родители, дети решают их сами. Закон не может установить, кому мыть посуду, кому вечером выгуливать собаку, нужно ли кому-то раньше вставать и готовить всей семье завтрак или каждый собирается на работу, в школу самостоятельно, стараясь не потревожить других членов семьи ...

III. Работа в группах 

Быть родителем – радостный, но напряжённый труд. Родительские обязанности не кончаются с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будете теряться, и переживать, пытаясь найти самую подходящую для ваших детей систему воспитания.

Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей. А сейчас давайте подумаем вместе. Вашему вниманию сейчас будет представлен видеоролик. Мне хотелось бы, чтобы вы его прокомментировали. Оцените ситуацию. Нарушены ли права ребёнка? 

Ситуация 1.

(После просмотра…) Нарушены ли права ребёнка? Какие права нарушены? Какие статьи сем кодекса защищают права ребёнка?

Чтобы легче было разобраться, у каждой группы на столах лежат подсказки – документы, регламентирующие права и обязанности, статьи Конвенции о правах ребёнка, статьи семейного кодекса, закон об образовании.

А теперь работать будем в группах. Я предлагаю вам жизненные ситуации. Давайте попробуем в них разобраться. Каждой группе предлагается одна из ситуаций.

Комментарий к ситуации 1

И у детей и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, родители зачастую нарушают законные права детей, но и дети в силу своего незнания и неумения часто требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред. Взаимопонимание, уважение – единственный способ решения конфликта. Ребёнок имеет право на выбор профессии, а также имеет право свободно выражать своё мнение.

Ситуация 2.

Лида Иванова боялась идти домой. Сегодня утром её отец был в школе. Классный руководитель накануне  срочно вызвала родителей в школу, да ещё желательно и отца. Лида шла медленно и всё время думала: «Если бы пришла мама, порки можно было бы избежать. А отец точно отлупит». Учителя много рассказали родителю, всё, что скопилось за целую четверть. Лида была не ангелом. Её поведение  было далеко не примерным, да и отметки оставляли желать лучшего.

Прокомментируйте данную ситуацию. Какие права Лиды нарушаются?

Комментарий к ситуации 2

Налицо жестокое обращение с ребёнком -    создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка  телесные повреждения. В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.

Одна из основных - приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина - высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при водить примеры, наказал - и, по мнению взрослого, проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина - незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Лучше поговорить, убедить привести личные примеры,  это даст, куда больший результат.

А согласно закону, ребёнок имеет право на защиту его от всех форм жестокого обращения

Ситуация 3

Вернувшись с родительского собрания, мама с порога безапелляционно заявила Стасу, что с сегодняшнего дня тренировки по футболу заканчиваются. «Весь двойками зарос, только и думаешь о своих тренировках. Отставляем их. Самое главное – получить знания, а не научиться мяч по полю гонять!»

Прокомментируйте данную ситуацию.

Ситуация 4

Сашины родители уже 4 года в разводе, да вот только никак не могут его поделить. Саша живёт с мамой, и каждый раз после встречи с отцом  мать устраивает скандалы. Не желает она, чтобы сын общался с отцом. Папа, в свою очередь добивается того, чтобы ребёнок жил с ним.

Прокомментируйте данную ситуацию.

Воспитание - это и право, и обязанность родителей. То есть рожать детей, заботиться об их здоровье и воспитании - это право всех взрослых людей, на то есть их добрая воля. Но если уж по собственному желанию люди родили сына или дочь, то отныне  ответственность за физическое, психическое, нравственное здоровье своих детей.

А решением сегодняшнего собрания будут заповеди для родителей.

  • Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.
  • Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.
  • Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы  или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой..
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет
  • Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому  по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше. Чем Вам,  а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.
  • Не унижайте!
  • Не забывайте, что самые важные встречи человека- это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.



Предварительный просмотр:

Сокращённый перечень прав ребёнка                                                            (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения                18- летнего возраста.         

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 24.Ребёнок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.

Статья 26. Право на развитие (получение дополнительного образования: право заниматься в кружках, музыкальной и художественной школе, спортивных секциях)

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими

закона.


ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы  или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот- третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому  по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше. Чем Вам,  а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.

5. Не унижайте!

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека- это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.

8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умейте  любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.

10. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы  или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот- третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому  по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше. Чем Вам,  а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.

5. Не унижайте!

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека- это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.

8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умейте  любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.

10. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.

Ситуация 1

Статья 63. П.2

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

      Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Статья 65. П.2

Осуществление родительских прав

      Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Ситуация 2

Статья 65. П.1

Осуществление родительских прав

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав

 Родители могут быть лишены родительских прав, если они жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое насилие над ними.

Ситуация 3

Ст .52 закон об образовании

Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что, также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования.

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства.

Ситуация 4

Статья 61. П.1

Равенство прав и обязанностей родителей

     Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Статья 66. П.1        

Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

    Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

1.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка, которая сыграла большую роль в защите детей. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но декларация имеет лишь рекомендательный характер, и её  нормы не обязательны для исполнения.

2

Другое дело – конвенция -  это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

3.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Отвечают родители

- Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции - основном законе государства - (Демонстрация книги.)

4.

Кроме Конституции права ребенка прописаны в «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесс а (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Более подробно о правах и обязанностях родителей и детей говорится в  Семейном кодексе. Особенно раздел 4 права и обязанности детей и родителей  



Предварительный просмотр:

Тема: Неметаллы. Общая характеристика неметаллов.

Тема метапредметности: Знания и информация

Цели урока: дать общую характеристику неметаллов элементов и простых веществ

Предметная: изучить положение неметаллов в ПС;

изучить особенности строения атомов неметаллов;

изучить явление аллотропии на примере неметаллов;

изучить физические свойства неметаллов;

 Методологическая: развитие научного мышления учащихся при через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.

Метапредметная: формировать представление о роли информации и знаний в жизни, формировать умение применять при изучении материала основных методов научного познания

Планируемые результаты:

Знание:

  • понятий: металлы, неметаллы;
  • явление и причины аллотропии;
  • физические свойства неметаллов.

Умение:

  • осуществлять экспериментальное исследование физических свойств веществ : агрегатное состояние, цвет, электропроводность, растворимость в воде;
  • анализировать экспериментальные данные;
  • классифицировать вещества с точки зрения строения внешних электронных оболочек
  • писать схему строения атомов (диссоциация, гидратация);
  • сопоставлять научное и реальное.

Приоритетные виды межпредметных связей:

– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом физики, русского языка, истории, литературы на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний

– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);

– специально-предметные – причинно-следственные, экспериментально-практические, взаимообратные.

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений,   обращение к жизненному опыту учащихся.

Дидактические средства: химический эксперимент, физический опыт, модели кристаллических решеток веществ, презентация

Оборудование и реактивы: образцы неметаллов - простых веществ Н2,O2,   (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами метапредметности

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый.

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Технологии: элементы технологии «Сотрудничества», личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения через исследовательскую деятельность уч-ся.

Ход работы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Добрый день! Меня зовут Щетинина Ирина Викторовна.  Сегодня наш урок пройдёт в тесном химическом взаимодействии. На уроке вам понадобятся не только химические  знания, полученные на предыдущих уроках,  но и информация из других областей знаний.

Слайд 1 Д. Нейзбитт.  Американский специалист по менеджменту Джон Нейзбитт говорил: «Мы тонем в потоке информации, но задыхаемся от нехватки знаний» Прокомментируйте его слова. (не всякая информация нужна и достоверна)

Слайд 2 Шифр Цезаря.

Чтобы перейти непосредственно к теме нашего занятия я  предлагаю задачу на смекалку. Перед вами слово – тема урока. Оно зашифровано шифром Цезаря (Кто это?) Римский император, который использовал шифр для переписки со своими генералами. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой русского алфавита.

Слайд 3 Неметаллы

 Итак, тема урока «Неметаллы». Откройте тетради и запишите тему урока.

Скажите, этот вопрос изучается только в курсе химии, он  важен только для химии?

Когда впервые вы услышали информацию о неметаллах? Может быть, вы знали что-то до прихода в школу? (отвечают)

Я увидела, что вы имеете некоторую информацию пусть не в системе, но она есть.

А  что такое информация? (Это определённые сведения).

Слайд 4 Информация.    Как может быть получена информация (источников много, называют) Слайд 5 Источники информации

Достаточно в школе быть просто информированным? Для современного человека этого достаточно?  (нет, нужно,  чтобы информация превращалась в знания). Слайд 6 Знания. Слайд 7. Источники знаний.

Сегодня на уроке мы  будем трансформировать информацию о  неметаллах,  которой вы владеете,  в знания). Используя антитезу, рассмотрим положение в ПС,  строение атомов неметаллов, выясним причину многообразия простых веществ неметаллов, рассмотрим основные физические свойства.

III. Изучение

  1. Классификация веществ, положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева

В настоящий момент известно 110 химических элементов.  Ответьте на вопросы:

  • на какие 2 большие группы условно делятся все Х.Э.?

  (на металлы и неметаллы).  Что по- вашему неметаллы?

Слайд 8. Неметаллы (словарь) Обращаюсь к словарю. Добавляю, что инертные газы лишь условно отнесены к группе неметаллов, потому что они не обладают свойствами металлов. А какие физические свойства характерны для металлов? (твердость,  металлический блеск, электро- и теплопроводность, ковкость, пластичность).

Неметаллы, в отличие от металлов, характеризуются большим разнообразием свойств: имеют различное  агрегатное состояние, богаче спектр. (примеры, показываю)

  •  каково положение в ПС металлов?

Рассмотрим  положение металлов в периодической таблице. Где расположены металлы в ПС?  (Если провести условную границу водород – астат, то металлы оказываются в правом верхнем углу, и находятся в главных подгруппах 3-7 групп).

Рассмотрим строение атомов элементов-неметаллов. 3 уч-ся у доски (остальные в тетрадях) пишут схему строения атома фосфора, хлора, кислорода, комментируют.

Подведём итоги:

  • для атомов неметаллов характерно  4 и более электронов на внешнем энергетическом уровне,
  • маленький радиус ядра.

Отсюда тенденция к приёму недостающих электронов, т.е. окислительные свойства.

  1. Причина многообразия простых веществ-неметаллов

Несмотря на то, что элементов-неметаллов всего 22, минус инертные газы – 16, они образуют большое количество простых веществ-неметаллов. В чем по-вашему причина такого разнообразия? (Это связано с тем, что неметаллы способны к аллотропии)

Что такое аллотропия? Слайд 9. Аллотропия. (Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ).  Приведите примеры

Что может быть причиной аллотропии?

Разное количество атомов в молекуле как у озона и кислорода. Работаем с таблицей «Сравнительная характеристика модификаций   кислорода» Другой причиной аллотропии выступает разный тип кристаллической решетки. Рассмотрим это на примере аллотропных модификаций фосфора.

 Работаем с таблицей «Сравнительная характеристика модификаций  фосфора».

Красный фосфор – полимерное соединение, имеет атомную кристаллическую решетку,  следовательно,  медленно окисляется, не загорается. Состоит из нескольких форм. Их структура не вполне выяснена, однако известно, что они являются полимерами.

Атомы фосфора могут образовывать три ковалентные связи подобно азоту. Но в молекуле азота атомы связаны попарно друг с другом, а у фосфора белого  один атом связан с тремя, образуя молекулу в виде тетраэдра. У него кристаллическая решётка молекулярная, поэтому он подобно другим веществам с молекулярным строением проявляет какие свойства? (читают в таблице. Летуч, легкоплавок,  сильно ядовит). Белый фосфор – очень неустойчивая и самая реакционноспособная система.

Палитра модификаций фосфора не ограничивается двумя разновидностями.

Вы получили информацию. Давайте разберёмся.  Слайд 10. Свойства веществ.

Отчего зависят свойства веществ? (от типа кристаллической решетки)

Отчего зависит тип кристаллической решётки? ( от типа химической связи)  Для соединений неметаллов какая связь характерна? (ковалентная)

Отчего зависит тип химической связи? (от строения внешней оболочки ядра, а та, в свою очередь – от строения атома)

Основная информация заложена в строении атома. «Зри в корень» Козьма Прутков.

  1. Исследование физических свойств неметаллов (самостоятельная работа в группах) Слайд 11. таблица

Путем экспериментальных опытов проведем исследование физических свойств неметаллов. Не забывайте о технике безопасности при работе с химическими веществами.

Растворимость кислорода предлагаю определить, ответив на вопрос: как дышат живые организмы, обитающие в воде?

Электропроводность кислорода и брома предлагаю определить, ответив на вопрос: что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц, способных передвигаться). Молекулы кислорода и брома двухатомны и не имеют заряженных частиц, значит, не проводят электрический ток. Электропроводимость серы и углерода демонстрирую с помощью элементарной физической установки.

IV. Закрепление

Я убедилась, что у вас есть определённые знания, но более глубокие знания помогут подняться на современный уровень. Я надеюсь, что ваши знания помогут вам  разобраться.

Известный писатель детективного жанра Конан Дойд в известном произведении «Собака Баскервилей» есть такие строки: «…Его (пса) огромная пасть ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

-Фосфор – сказал я.»

Был ли какой-то момент, который не понравился вам? Не показалось ли вам, что в тексте были неточности?

Ещё один вопрос. «Раскалённый уголь сгорает в кислороде и на воздухе без пламени» - так пишут во всех учебниках. Однако, наблюдая за горением угля, мы видим, как над его поверхностью пробегают голубые язычки пламени. Чему верить – нашему жизненному опыту или учебнику? (Зажжённый уголь сначала горит пламенем, а потом остаётся жар. Огонь до тех пор, пока не сгорят горючие примеси.  Уголь горит без пламени, т.к. в пар он не переходит,  и как простое вещество не разлагается с выделением горючих газов).

Самостоятельная работа «Дорога к аллее звёзд» вам предлагается выполнить тестовые задания. При этом каждый уч-ся из группы отвечает только на один вопрос. Кто первый?

V.  Подведение итогов. Домашнее задание

Какая-то информация после сегодняшнего занятия в голове отложилась, она позволит вам ещё больше знать.

Знания помогают нам более  критически относится к какой-либо информации.

Оценки за урок. Запишите д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по химии "Физические и химические свойства алкенов" (11 класс)

Конспект урока "Физические и химические свойства алкенов" разработан к учебнику Гузея Л.С. для 11 класса. Изучение физических и химических свойств алкенов базируется на современных представлениях о св...

План урока по химии «Практическое значение функциональных свойств белков»

Совершенствование знаний о строении белков и их функциональных свойствах, которые обусловливают качество продукции общественного питания...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства".

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"....

Конспект урока по химии по теме "Химические свойства солей"

Цель данного урока: познакомить учащихся с основными химическими свойствами солей. Задачи: расширить и углубить знания об основных химических свойствах солей в свете теории электролитической...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"...