Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Стрекозина Юлия Сергеевна

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_28.docx111.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 28

Тема: Неметаллы: атомы и простые вещества.

Воздух. Кислород. Озон

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: способствовать формированию понятия о неметаллах; воспитывать интерес к окружающему миру

Методы и формы обучения: методы – словесно-наглядные, игровой; формы – беседа, работа с текстом, работа в группах

Формы контроля: устный (беседа), взаимоконтроль

Основные понятия: элементы-металлы и элементы-неметаллы; простые вещества – неметаллы; аллотропия; кислород и озон; состав воздуха

Планируемые результаты

Предметные УУД:

Научаться: давать характеристику неметаллу на основе его положения в ПС, сравнивать неметаллы с металлами

Получат возможность: систематизировать знания о неметаллах и их положении в ПС

Метапредметные УУД

Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта, предвосхищать результат и уровень усвоения

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, определять основную и второстепенную информацию

Коммуникативные: проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Личностные УУД: формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, познавательной деятельности

Ход урока

1. Организационный этап.

Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Учитель приветствует учеников, организует рабочую обстановку, проверяет готовность к уроку

2. Создание проблемной ситуации, целеполагание

Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока

Загадки на слайдах в презентации

1) Удивить готов он нас –

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он – графит.

Грамотный народ поймет

То, что это…..(углерод)

2) Первый слог – предлог известный,

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать,

Надо вам металл назвать.   (натрий)

3) В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент…(азот)

4) В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без….(кислорода)

Задание 1. Исключите лишний элемент. Почему? Чем являются углерод, азот, кислород?

О. натрий – металл; углерод, азот, кислород – неметаллы

?! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить

О.  о неметаллах

Тема урока…..

?. Какова цель урока?

Формулируют цель урока

Учитель предлагает, используя слова «помощники», сформулировать задачи урока.

3. Первичное усвоение новых знаний

Цель: организация усвоения нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем

Задание 2. Заполнить карточку «Верю – не верю»

Поставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если нет, в графе «В начале урока».

В начале урока

В конце урока

1. Неметаллов в Периодической системе химических элементов больше, чем металлов (-)

2. Все неметаллы имеют одинаковую температуру плавления  (-)

3. Воздух состоит только из кислорода (-)

4. Кислород образует два газа: О2 и О3 (+)

5. Бром при комнатной температуре – жидкость (+)

6. Неметаллы имеют малый радиус атома (+)

7. Для живых организмов особое значение имеет кислород (+)

8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы (-)

Учитель: Мы еще вернемся к данной карточке в конце урока и сравним результаты.

Задание 2. Запишите строение атомов натрия и хлора.

Два ученика работают у доски, остальные в рабочих листах

?. Где в ПС системе располагаются неметаллы?

О. справа от линии в направлении от бора к астату, начиная с IIIA группы и заканчивая VIII A группой. К неметаллам относится и водород.

Из известных на сегодняшний день химических элементов двадцать два относятся к неметаллам. Хотя число элементов неметаллов относительно невелико, они входят в состав практически всех органических и неорганических веществ. Вспомните, что самыми распространёнными элементами в земной коре являются неметаллы кислород и кремний.

?. Сравните количество электронов на внешнем уровне натрия и хлора. О чем говорит электронное строение атома натрия? Атома хлора?

О. у неметаллов не внешнем уровне 4-8 электронов (исключение - бор);  они проявляют окислительные свойства

?. Почему бор проявляет свойства неметалла, хотя у него на внешнем уровне 3 электрона? Что можно сказать о размере атомов металла и неметалла?

О. у неметаллов – малый радиус

Существует два ряда активности:

 - ряд активности металлов, который создал Николай Николаевич Бекетов

 - ряд активности неметаллов (обратить внимание на форзац учебника)

?. Какое свойство неметаллов ученые взяли за основу, распределяя их в таком порядке?

О. электроотрицательность

?. Что такое ЭО?

О.  способность атомов элемента притягивать к себе электроны, связывающие их с другими атомами

?. Как изменяется ЭО в периодах слева направо, в группах – сверху вниз?

О. в периодах – увеличивается, в группах – уменьшается

?. Назовите самый активный неметалл?

О. фтор

Таким образом, чем выше значение ЭО, тем:

 - больше неметаллические свойства

 - больше способность оттягивать электронную плотность атомов

 - больше окислительные свойства

?. Какими физическими свойствами обладают металлы?

О. блестят, тепло- и электропроводны, твердые итд

?! Кто знает, какими физическими свойствами обладают неметаллы?

Работа с таблицей и учебником – 1 вариант(физические свойства)

Для неметаллов характерно явление – аллотропия.

Аллотро́пия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам.

Например, простые вещества, образуемые углеродом -- графит, алмаз, карбин, фуллерены. Для кислорода характерны две аллотропные модификации – кислород и озон.

Работа с таблицей – 2 вариант (аллотропные модификации – кислород и озон)

Расскажите в парах о физических свойствах неметаллов и аллотропных видоизменениях кислорода.

 1 вариант (для учителя)

Физические свойства

Металлы

Неметаллы

Агрегатное состояние

твердые

Твердые (I2, B, Si), жидкие - Br2, газы - H2, N2, O2, Cl2

Цвет

Белый и серый

Весьма разнообразна: красная (у красного фосфора и брома), жёлтая (у серы), фиолетовая (у паров йода)

Электро- и теплопроводность

Хорошо проводят электрический ток и тепло

Не проводят электрический ток и тепло (искл – графит и кремний)

Пластичность

Пластичные

Хрупкие, непластичные

Температура плавления

Легкоплавкие  (меньше 10000)и тугоплавкие (больше 10000),

В широких пределах: от 38000 у графита до -2590 у водорода

Вид химической связи

Металлическая

Ковалентная неполярная

Тип кристаллической решетки

Металлическая

Молекулярная (кислород, водород, азот, сера, озон), атомная (алмаз, графит, кремний, бор)

2 вариант (для учителя)

Характеристики

Кислород

Озон

Химическая формула

О2

О3

Агрегатное состояние

газ

Газ

Цвет

Бесцветный

Сине-голубой

Запах

Без запаха

Резкий запах

Нахождение в природе

Входит в состав воздуха

Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья.

Биологическое свойство

Нужен для дыхания всем живым организмам

Входит в состав озонового экрана, защищающего Землю от губительного воздействия УФ

Получение

Выделяется зелеными растениями

В природе – образуется при электрических разрядах или окислении органических смолистых веществ, а также при действии УФ на кислород; в лаборатории – в озонаторах

Применение

Хороший окислитель

Входит в состав озонового экрана, защищающего Землю от губительного воздействия УФ

Задание 4. Работа с учебником. Пользуясь параграфом учебника, ответьте на следующие вопросы.

1) Вспомните состав воздуха (азот, кислород, благородные газы, углекислый газ, водяные пары, озон)

2) Какие вещества постоянно находятся в воздухе? (азот, кислород, благородные газы)

3) Что такое благородные газы? Почему их так называют? (аргон, неон, гелий, криптон; они не вступают в реакцию с любыми другими элементами, присутствующими в известной всем нам таблице Менделеева)
4) Содержание каких веществ в воздухе может меняться? (углекислый газ, водяные пары, озон – это зависит от природных и промышленных условий)

5) Что может составлять случайный состав воздуха? (пыль, микроорганизмы, некоторые газы)

4. Первичная проверка и понимание

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление

А) Работа с тестом (листочки сдаются учителю)

Б) Заполнение в парах карточки «Верю - не верю» в графе «в конце урока»

5. Рефлексия

Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности

– Ребята, настало время подвести итоги урока.

Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели и задачи урока?

– А теперь я вам предлагаю пострелять в «Рефлексивную мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 – соответственное количество пальцев.

Рисунок 2

6. Домашнее задание:

Красный цвет (при выполнении заданий были затруднения) – параграф 18, работа по карточке

Желтый цвет (с заданиями справился, но были небольшие затруднения) – параграф 18

Зеленый цвет (все задания выполнил правильно, без ошибок) – подготовить сообщение на тему «Что такое озоновые дыры? Как предупредить их появление?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 8 классе. Кислород. Физические и химические свойства

Урок разработан и проведен с ипользованием элементов технологии деятельностного метода обучения....

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома

Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...

Конспект урока по химии "Кислород. Оксиды. Горение"

Представлен конспект обобщающего урока по теме "Кислород. Оксиды. Горение" для обучающихся 8 класса....

Конспект урока по химии "Кислород", 8 класс

Показать применение технологии педагогической мастерской при изучении темы "Кислород"...

Конспект урока по химии по теме Кислород

Данный материал применяется на уроке по химии в 8 класса при объяснении нового материала...