Использование дидактического материала на уроках химии.
учебно-методический материал по химии по теме

Тишкова Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы о том, что такое дидактический материал, его классификация, правила составления. а так же предложены некоторые варианты заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель химии и биологии Тишкова С.Ю.

 В настоящее время российская система образования ориентирована на  вхождение в  

мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы ЗУН учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической  системы ценностей, а также  сохранение и укрепление здоровья детей.

         Под дид. материалом мы понимаем такие виды натуральных текстовых  и

иллюстративных учебных пособий, содержащих целевую установку, и такие данные, при использовании которых учащиеся выполняют сам. работу. Все они преследуют решение учебно-воспитательной задачи.

          ДМ имеют большую пед. ценность, т.к. делают знания учащихся конкретными и

качественно более высокими, чем полученные при словесном объяснении. Они обеспечивают возможность восприятия сразу несколькими рецепторами.

Содержание дидактического материала м.б. различным:

1)задания, требующие ответа по аналогии,

2)задания требующие анализа имеющихся знаний

3) задания, требующие определённых умозаключений.

Преимущество  ДМ в сравнении с др. наглядными пособиями, заключается в том, что по своей структуре построения он дает учителю возможность варьировать. Он м.б. использован как демонстративный материал, а может как и раздаточный материал.

Составление ДМ требует определенных правил

  • Полное соответствие натуральных пособий понятиям,
  • Чем сложнее для усвоения учащихся материал, тем тщательнее должен проводиться подбор
  • Сочетание на уроке натуральных и искусственных пособий т.о , чтобы создать наилучшие условия для осмысленной поисковой работы.                                                  

 Данные полученные на основе пед. исследований свидетельствуют о том, что учащиеся недостаточно владеют умением анализировать большой фактический материал и на основе вычленять главную мысль, не имеют навыков использования полученных знаний на практике. Здесь можно использовать различные виды ДМ, карточки-задания, которые могут включать:

  • Вопросы требующие конкретных знаний фактического материала( строение, определения, понятия) - репродуктивный
  • Задания предполагающие приложения ранее полученных знаний для решения поставленной задачи- продуктивный  частично поисковый
  • Задания требующие доказательного ответа на основе систематизации  и обобщения знаний-  продуктивный исследовательский

Например, при изучении темы « Арены»

Задание 1-го уровня. Расскажите о пространственном  и электронном строении молекул

      бензола и толуола( sp2-гибридизация, валентный угол, форма молекулы, бензольное кольцо)

      Задание 2-го уровня. 1. Какое противоречие существует между структурной формулой

      Кекуле и свойствами бензола? Как это противоречие объясняет электронная теория?

      2. Структурную формулу бензола нередко изображают в виде шестиугольника с

      окружностью внутри. Что, по-вашему, эта окружность обозначает?

       Задания 3-го уровня.  Углеводород имеет формулу С7Н8. Он не обесцвечивает бромную

      воду, но присоединяет водород, превращаясь при этом в метилциклогексан. Напишите

      структурную формулу этого углеводорода.

      2. Составьте структурные формулы ароматических углеводородов, изомерных

      пропилбензолу, назовите их

       Содержание и построение заданий способствует развитию логического мышления. Степень сложности таких заданий может быть разной и возрастает по мере развития изучаемых понятий и приобретения ЗУН.

           

           ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные сведения  и вспомогательные решения, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке, на экскурсии или во время практической работы выполняют задания с целью накопления знаний.   ДК могут использоваться на сам. работе, во время изложения нового материала, при закреплении и обобщении знаний, на практических  занятиях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

          К ДМ относятся средства, которые на ряду с учебником способствуют формированию у учащихся ведущих понятий и развивают у них мышление. К таким ДМ относятся средства на печатной основе,

Например 

1. Практическая работа № 3 «Получение медного купороса».

  1. В пробирку поместите немного оксида меди(11)
  2. К оксиду меди прилейте серную кислоту и нагрейте.           

Задание. Какие признаки подтверждают, что оксид меди взаимодействует с кислотой?

  1. Несколько капель раствора перенесите в выпаривательную чашечку, выпарьте его и рассмотрите кристаллики.

     Задание. Какие вещества вы обнаружили после выпаривания раствора?

    Напишите химические формулы веществ. Составьте уравнения реакций, которые  

    протекали в опытах.

  1. Работу оформите в виде таблицы

       

название опыта, ход работы

  наблюдение

    уравнение    

      реакций

   выводы

2.Технологическая карта по теме «Белки» 9 кл

3. Инструктивная карта к уроку «Химические свойства металлов»

    Группа 1. Взаимодействие металлов с кислотами.

    1.В 1-ю пробирку поместите цинк, а во вторую медь.

    2 В каждую пробирку прилейте раствор соляной кислоты.

   3. Что вы наблюдаете ?

   4. В каком случае реакция идет ?

   5. Напишите уравнение для каждой проведенной ракции.

   6. Составьте уравнения ОВР и ионное уравнение.

   7. Сравните свои результаты с  электрохимическим рядом напряжения металлов.

   8. Сделайте выводы по проведенным опытам.

4.Проверочная работа по теме «Классы неорганических соединений» (см. приложение 1, 4)

5.Лабораторный опыт «Получение гидроксидов железа (11) и (111), взаимодействие их с кислотами» (см. приложение 2) – опорный конспект

 6.При  изучении темы «Химические элементы»  

7. При изучении темы «Кислород»  используется опорный конспект

(см. приложение 5)  

8. При изучении темы «Химические понятия»(приложение 3)          

          ТРАНСПАРАНТЫ представляют собой серию пленок – кадров, на каждом из которых  дано изображение части общего рисунка. Путем наложения кадров друг на друга  на экране воспроизводится целостное изображение. Применяются на различных этапах урока, как инструктивные карточки   (применение кодоскопа)

         

          СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ , проблемных заданий привлекает внимание учащихся к демонстрируемым объектам  и опытам, а работа с раздаточным материалом заставляет их целенаправленно наблюдать , сравнивать, делать выводы.

Например 

1. Взаимодействие  щелочного металла калия с раствором сульфата меди(11)

    ?Каким образом будет проходить реакция между калием и сульфатом меди?

По РНМ учащиеся предполагают, что К вытеснит медь

2K + CuSO4 → Cu + K2SO4

     Проводится проблемный демонстрационный опыт: наблюдается выделение водорода и черного осадка.

    ?Обсуждение результатов. Какое вещество впало в осадок?(оксид меди)

2K + CuSO4 → CuO + H2

Такая запись оказывается неожиданной и приводит к созданию проблемной ситуации.

                

         ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ    позволяет конкретизировать и систематизировать понятия, лучше усвоить материал. Их можно широко использовать при проверке знаний, изучении и  закреплении учебного материала, а также в качестве д/з.  

 Например    

1.Кристаллические решетки виды связи

тип решетки

виды частиц в узлах

виды связи между частицами

примеры веществ

физические свойства

ионная

атомная

молекулярная

металлическая

2.Классификация органических веществ

название класса

особенность строения

суффикс

пример соединения

название соединения

3.Сравнительная характеристика УВ

признак сравнения

алканы

алкены

циклоалканы

алкадиены

алкины

арены

общая формула

строение

номенклатура

изомерия

химические свойства

4. Научить учащихся анализировать, сопоставлять можно с помощью следующей таблицы

анализируем

объясняем

исправляем

CH3 – CH3 – CH3

углерод м. образовывть 4 связи  т.е. должен быть IV валентен, а у второго атома С он V

CH3 – CH2 – CH3

5.Экология и органические вещества

название вещества

пдк

влияние вещества на организм человека и окружающую среду

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

           ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ- это   специально созданная игра, в ходе которой реализуется учебная и игровая цели, которая проводится в рамках правил и по соответствующему сюжету.

        ДИ должны:

  • Соответствовать определенным учебно – воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к ЗУН
  • Организовываться с учетом подготовки и психологических особенностей учащихся и ссответствовать  учебному иатериалу
  • Основываться на свободном творчестве и самостоятельной работе, включать элементы соревновательности между командами или отдельными учащимися
  • Иметь необходимое дидактическое обеспечение. Методические указания к их проведению

 На начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создает непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательные интерес учащихся и познавательную деятельность. ДИ позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: О, В, Р.- на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы позволяет решить несколько задач

  • Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний
  • Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы
  • Подход в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

    Игра позволяет научить распознавать объекты, сравнивать их, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать их, применять. В результате использования методов игрового обучения стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. Школьники на основе ассоциаций, запоминают специальные сведения, решают проблемные вопросы. В ходе игры выявляются личностные черты характера, усиливается мотивация к изучению предмета.

Учебный процесс с применением ДИ  имеет несколько этапов

  • Создание игровой проблемной ситуации
  • Ход игры
  • Подведение итогов

Можно использовать разнообразные игровые формы: кроссворды, диктанты, игра в слова, распознавание синонимов, сюжетные игры (деловые, ролевые, игры – путешествия, игры – соревнования), игры с раздаточным материалом (химическое лото, маршрут)

Например

 1.Кто больше вспомнит слов

             Б              р               о              м

         Бензин            реактив        орбиталь      молекула

           Бериллий        резина          окисление    мышьяк

2. Верю-не верю

Верите ли вы, что

…его химический символ О

…он входит в состав воздуха

…он может быть жидким.

3. Парадокс.

Что произойдет если смешать гидроксид кальция с гашеной известью?

Что произойдет при растворении хлорида натрия в воде?

4.Кроссворд

Ключевое слово: цинк.

1

2

3

4

5. Химическое лото «Химические свойства важнейших классов неорганических соединений»

Методические указания. Игра проводится в 8 классе на уроке, посвященном обобщению знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. Для игры необходимо подготовить 15 больших карточек  размером 10×10 см и 60 маленьких карточек размером 5×5 см. Все большие карточки надо разделить на 4 части. На каждой части  записывают одно их химических  свойств оксидов, оснований, кислот, солей. Аналогичные записи делаются на маленьких карточках.

Правила игры. Ведущий выбирает одну из маленьких карточек и читает то, что на ней написано. Учащийся, у которого на большой карточке сделана соответствующая запись, объясняет ее, составляет уравнение реакции, , составляет уравнение реакции, делает опыт подтверждающий свойства данного вещества, указывает признаки течения реакции. При правильном ответе он получает  маленькую карточку и закрывает соответствующий участок большой карточки. При неправильном ответе карточка изымается из игры.  Выигрывает та пара у которой карточка будет закрыта полностью.

Подведение итогов. Учитель вместе с учащимися делает обобщение о химических свойствах каждого класса неорганических соединений, составляя соответствующие опорные конспекты.

6. Открытый урок «Путешествие в мир кислот»

7.Задачи для 8-го класса в игровой форме «Относительная молекулярная масса»

Решите задачи 1-6, а из букв, соответствующих правильным ответам, составьте восемь слов: три слова из трёх букв, четыре слова из 4 букв и самое длинное из шести букв (оно обозначает  название  материала, об истории которого вы узнаете, прочитав раздел «это  интересно»

Приложение 2

Задание.  Получите и исследуйте свойсива гидроксидов железа (11) и (111).

Опыт № 1. Получение гидроксидов железа (11) и (111).

                    NaOH                                                                    NaOH

                       

 

             FeCl2                                                                 FeCl3

Опыт № 2 Взаимодействие гидроксидов железа  (11) и (111) с кислотами.

Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.

                       HCl             H2SO4                                             HCl               H2SO4

                       

 

                           

                            Fe(OH)2                                                                 Fe(OH)3


Приложение 4

Na

Al

K

C

N

HCl

S

F

Cl

KOH

LiOH

NaOH

Zn

Ca

CuO

O

H2SO4

H2S

H2CO3

Br

I

N

Cu(OH)2

Al(OH)3

S

F

Cl

H3PO4

HNO3

H2SO3

HBr

HF

P

C

Si

Ca(OH)2

P

Si

C

Na2O

CuO

H2O

P2O5

SO2

Si

Cl

P

S

O

Br

N

HgO

CdO

NO2

MgO

N2O5

C

F

I

N

P

Cl

S

Al2O3

Ag2O

BaO

SO3

Si

P

Br

S

C

F

I

B2O3

BeO

K2O

NO

Cl2O7

F

S

Cl

P

Br

O

P

SiO2

Cu2O

CO2

H2O

Li2O

C

P

F

Si

C

KNO3

Cl

CaCO3

Br

Ca3(PO4)2

F

Na2SO4

N

AlCl3

I

NaCl

Na2S

CuSO4

Al(NO3)3

KBr

K2SO4

NaNO3

KBr

Na2CO3

K2S

CuCl2

NaF


Приложение 5

        О2

                        Химический

                        элемент         Г        Ц

                                                                                                                                   А         В

                                                                                                                                   З         З

                   6А группа

                             2 период

                                  II        О2

О2

     В ЛАБОРАТОРИИ        

     H2O2                Ме              

     KMnO4                                                           ЭхОу

     KClO3        нМе

   

       H2O

      воздух

    В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Приложение 6

Взаимодействие раствора соли с металлом

Взаимодействие основного оксида с кислотой

Взаимодействие нерастворимого основания с кислотой

Взаимодействие оксида неметалла с водой

Взаимодействие раствора соли  с кислотой с образованием газообразного вещества

Действие кислот на индикаторы

Взаимодействие раствора соли  с раствором другой соли с образованием осадка

Взаимодействие кислот с металлами

Взаимодействие оксида металла с водой

Взаимодействие кислотного оксида со щелочью

Взаимодействие раствора кислоты  со щелочью

Взаимодействие раствора соли с основанием

Действие щелочей на индикаторы

Реакция разложения нерастворимого в воде основания

Взаимодействие раствора соли  с кислотой с образованием газообразного вещества

Взаимодействие раствора соли со щелочным металлом

Решите задачи 1-6, а из букв, соответствующих правильным ответам, составьте восемь слов: три слова из трёх букв, четыре слова из 4 букв и самое длинное из шести букв (оно обозначает  название  материала, об истории которого вы узнаете, прочитав раздел «это  интересно»

        

1. Самое распространенное вещество на Земле вода Н2О образовано химическими элементами водородом и кислородом.  Но эти элементы образуют и другое вещество- пероксид водорода Н2О2 , применяемое в медицине как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. На сколько единиц различаются относительные молекулярные массы пероксида водорода и воды?

В) на 2            Е) на 16          И) на 18

2. В состав  воздуха входят простые вещества, молекулы которых состоят из двух или трех атомов : кислород О2, озон О3, азот . Вычислите сумму относительных атомных масс этих веществ.

П) 81             Р) 54              К) 108

3. В Италии есть «Собачья пещера». Человек может стоять в ней довольно долго, а забежавшая туда собака вскоре погибает. Объясняется это тем, что в нижней своей части пещера заполнена углекислым газом. Почему он скапливается  внизу? Имейте ввиду, что средняя относительная молекулярная масса воздуха 29. Вычислите относительную молекулярную массу  углекислого газа СО2.

А) 384             Д) 22                С) 44

4. В состав костей человека входят кальций и фосфор, образуя соединение, близкое по составу к фосфату кальция Са3(РО4)2. Вычислите относительную молекулярную массу этого соединения.

Н) 250             О) 312                У) 279

5. В хирургии при переломах костей используют алебастр, который получают из минерала гипса, имеющего состав СаSO4   2H2O. Вычислите относительную молекулярную массу этого соединения.

Ж) 4896             Б) 290                Л) 172

6. В плазме крови содержание  хлорида натрия NaCl составляет 0,85%. Это вещество способствует удержанию воды в нашем организме. Вычислите относительную молекулярную массу этого соединения.

Т) 58,5             Ф) 58               Ш) 59

Это интересно. История этого материала уходит в глубокую древность. Он был известен уже 6000 лет назад в Египте и Месопотамии. В России первый завод по его производству был построен в Воскресенске под Москвой в 1636 г. где сейчас применяется этот материал? На каких свойствах основано его применение?

Приложение 3

    Ar(Al) = 27             Mr(Al) = 27                      Al

     p = 13       n = 14          e = 13                     1s2 2s22p6 3s23p13d0

                         Al        

                  Валентность 111

                       ст.ок. 0; +3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для уроков химии

Предлагаю разработанные опорные схемы-конспекты для обобщающих уроков по химии в старших классах по темам: - "Химические реакции: сущность, классификация, скорость"; - "Химическая связь"....

Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики".

Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики"....

Использование дидактического материала на уроках английского языка.

Применение дидактического материала как необходимое условие для формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка....

Использование дидактического материала на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Волейбол»

Физическая культура в школе – общеобразовательная дисциплина, один из важных компонентов системы общего среднего образования. Недаром П.Ф. Лесгафт ввел термин «физическое образование», подчеркивая тем...

Дидактический материал к урокам химии (8 класс)

В условиях дистанционного обучения важно обеспечить индивидуализацию учебного процесса. Поэтому по возможности каждому учащемуся целесообразно предложить вариант самостоятельной или тренировочной рабо...

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...