Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики".
материал на тему

Кечуткина Инна Александровна

Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактического материала на уроках физики.

Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. Этому очень способствует и чрезмерно <охлаждённое>, формализованное преподавание.

Наличие у школьников познавательных интересов способствует активизации мыслительной деятельности, росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности обучения.

В соответствии со всем вышесказанным можно обозначить проблему исследования: недостаток интереса к физике и активизации мыслительной деятельности обусловленный <сухостью> преподавания.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.

Такие педагоги и деятели, как А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации мыслительной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина, Н.М. Зверева. Эти учёные рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме.

Учителя нередко ставят знак равенства между интересом и занимательностью. Занимательность относится не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству вещей, предметов, явлений, воздействующих на интерес, возбуждающих его. Свойства эти проявляются в новизне, неожиданности, странности, несоответствии с прежними представлениями.

Занимательность и её роль в учебном процессе рассматривается и учителями, и учёными различно. М.А.Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б.П.Есипов рассматривал её как средство активизации учебной деятельности; Н.И.Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г.И.Щукиной занимательность - важный стимул возбуждения непосредственного интереса к предмету.

Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, <сигнальные карточки>, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Эффективные формы развития интереса к обучению физике: дидактические игры, нестандартные уроки, использование на уроках физики художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических ситуаций, разнообразные формы работы с учебником, групповая форма работы и т.д.

Изыскания в данной работе направлены на организацию учебного процесса по физике в 11 классе, максимально способствующего активизации мыслительной деятельности учащихся.

Предполагается, что при использовании на уроках физики занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность учащихся и повысится интерес к предмету.

Нами разработаны и подобраны различные занимательные материалы (ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки, игры, загадки, отрывки из литературных произведения) и методические рекомендации по включению их в учебный процесс.

Примерами методических рекомендаций могут служить следующие.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды <наоборот> - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Ещё один вид кроссворда, это венворд - в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам предлагается ряд вопросов, им необходимо найти спрятанные в венворде слова.

Для образного видения явлений природы учащимся предлагается отгадать загадку и дать объяснение загаданному физическому явлению. (Например: <Разноцветный мост встал на сто вёрст>. (Радуга).

Вопрос: Благодаря какому физическому явлению образуется радуга?

Ответ. Благодаря дисперсии.

Один из способов повышения интереса к предмету - использование художественной литературы на уроках физики. Закрепляя знания о новых физических явлениях, предлагается поиграть в <физиков> и <лириков>: проиллюстрировать каждое явление природы каким-либо поэтическим произведением. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

(Сомненье, вера, пыл живых страстей

Игра воздушных мыльных пузырей:

Тот радугой блеснул, а этот - серый

И разлетятся все

Вот жизнь людей.

Вопрос. Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие - нет

Ответ. Радужные полосы на поверхности мыльного пузыря возникают в результате интерференции световых волн, отражённых от его внутренней и наружной поверхностей. Плёнка сначала бесцветная, так как имеет приблизительно равную толщину. Затем раствор постепенно стекает вниз. Из-за разной толщины нижней утолщённой и верхней утончённой плёнки появляется радужная окраска.)

Так же решению имеющейся проблемы в значительной степени способствует использование в процессе обучения дидактических материалов такого типа как наглядные задачи.

Дидактические материалы многих авторов были выпущены в виде карточек - заданий для разных классов. Все эти материалы принципиально следует разделить на два вида:

1. Материалы, которые являются традиционными по содержанию и повторяют обычные задачи из типовых задачников, но только выполнены на отдельных карточках. Это могут быть расчетные задачи, задачи - вопросы, качественные задачи и т.д.

2. Материалы, в которых вся информация, необходимая для решения задачи, выражена рисунком и воспринимается визуально.

Дидактические материалы первой группы, безусловно, полезны. Они способствуют лучшей организации урока, позволяют более дифференцированно подходить к учащимся в процессе выполнения упражнений. Однако в обычных текстовых задачах исходные величины, как правило, даны в готовом виде. В этом случае деятельность учащихся сводится к отысканию соответствия между данными задачи и величинами, входящими в формулу. При этом выпадают такие важные виды деятельности, как наблюдение и измерение, а зачастую и анализ самой задачи. Поэтому такие задачи мало способствуют формированию умений практической деятельности, тогда как на практике надо уметь самостоятельно находить исходные данные, а не только оперировать ими.

Наилучшим видом упражнений, способствующим переносу знаний в область практики, являются лабораторные или практические работы. Но сложности с оборудованием, организационные трудности и как отмечалось, отсутствие достаточного времени не позволяют существенно расширить этот вид упражнений.

Введение в процесс обучения дидактических материалов второй группы не требует дополнительного учебного времени. Работа с ним вполне укладывается в часы, предусмотренные программой, за счет совершенствования структуры упражнений.

Подменяя натуральную наглядность графической, мы исключаем действие такого анализатора, как осязание. Однако в ряде случаев подобная замена вполне допустима.

При изучении раздела "Электричество" в 8-ом классе учащиеся впервые знакомятся с условными обозначениями элементов электрических цепей. У учащихся возникают трудности, которые вызваны абстрактным характером содержания этого раздела и отсутствием жизненного опыта.

Как известно учащихся - радиолюбители лучше разбираются в электрических цепях. Особенно это заметно в старших классах.

Иногда учащиеся в схемах простейших электроприборов видят бессмысленное нагромождение линий и не в состоянии разобраться в них. Поэтому уже с 10 класса необходимо разработать систему упражнений, которая развивала бы у учащихся способность анализировать работу электрических цепей. Эта система упражнений должна опираться на знаниях основных законов физики.

 Преподавателям физики хорошо известны примеры, когда учащиеся при решении задач просят разрешения обозначить искомую величину, например, напряжение, не буквой U, а буквой Х. Тогда у них исчезают затруднения, и они быстро решают задачу. Это говорит о том, что учащиеся умеют решать задачи с одним неизвестным, но степень обобщения понятия "неизвестного" у них недостаточна. Подобные затруднения преодолеваются постепенно по мере решения задач.

 Известны такие факты, когда учащиеся, формулируя закон Ома, не могут ответить сразу на вопрос: "Что произойдет в цепи, если ее сопротивление уменьшить?". Поиск ответа начинается с математического выражения закона Ома, т.е. учащийся сначала пишет формулу, затем мысленно анализирует ее и только потом отвечает.

 Наибольшие трудности возникают при сборке электрических цепей и анализе их работы. Хорошо зная условия существования тока в цепи, правила включения электроизмерительных приборов и нагрузки, некоторые учащиеся затрудняются произвести сборку электрической цепи, выполнить соответствующие измерения или подобрать параметры элементов цепи и т.д.

 Отсутствие у некоторых учащихся устойчивых практических навыков при работе с электрическими цепями и схемами явление не случайное. Это, возможно, объясняется тем, что в сложившейся системе упражнений на уроках физики нет достаточных условий для переноса знаний в область практики. Именно этим и обусловлен большой интерес преподавателей физики, к подобным дидактическим материалам.

 Изображение электротехнических приборов наносятся независимо друг от друга, таким образом, что рисунок каждого прибора рисуется со своими параметрами на отдельном листке картона.

 Задачи собраны в группы по изучаемым темам уроков:

 Простейшие электрические цепи;

 Измерение сопротивлений;

 Измерение удельного сопротивления;

 Последовательное соединение;

 Параллельное соединение;

 Смешанное соединение;

Предполагается что на уроке, учащимся выдаются карточки с текстами вариантов задач, и набор "рисованных приборов" (амперметры, вольтметры, резисторы, реостаты, лампы накаливания, источники тока, ключи, гальванические элементы, соединительные провода и т.д.).

Учащиеся, манипулируя дидактическим материалом, заменяя "приборы" один на другой, моделируют реальную работу с электрическими цепями. Карточки с изображением приборов разработаны так, что позволяют применять реальные, соединительные провода. В результате работы учащиеся самостоятельно могут получать большое количество вариантов задач и их решения. Необходимо при этом чтобы учащиеся формулировали условие и вопрос задачи, сначала устно, а затем письменно.

С целью оптимизировать работу учителя предлагается система ответов к предлагаемым задачам, включающая в себя: тему, номер варианта, номер задачи, номера рисованных приборов использованных учениками и численные значения ответов.

Данный дидактический материал не заменяет реальную работу с приборами, а дополняет ее. Он может использоваться в процессе или после усвоения основных теоретических положений темы урока и служит для закрепления и развития практических умений и навыков. Кроме этого разработанный дидактический материал является прекрасной основой, для составления компьютерных программ.

Можно сделать вывод: использование занимательных материалов на уроках физики повышает у учащихся интерес к предмету, что в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики».

Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики»....

Дидактический материал. Задачи по физике

1. Существует ли колебательное движение, для которого период ра­вен частоте. Если да, то чему равны период и частота такого дви­жения? (1 секунда, 1 Герц)2. Как привести в колебательное движение маятн...

Выступление на мо по теме: "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики".

Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информа...

дидактический материал к уроку физика 7 класс

самостоятельные работы ученикам 7 класса по темам 1 четверти...

Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве доп...

Дидактический материал к уроку физики по теме "Скорость"

В презентации представлено 13 вопросов с выбором правильного ответа. На слайдах выполнена настройка триггеров для визуализации правильного и неправильных ответов. Присутствуют вопросы практического со...