«Химический хоккей» По теме: «Кислород. Оксиды. Горение»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Букарь Наталья Викторовна

урок - игра.  Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними познаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями).Правила игры: на заданный вопрос первым в команде отвечают (принимают удар на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла.

Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передаётся «защитникам» (за ответ 3 балла), если и они не ответили, то на вопрос отвечает «вратарь», но получает за ответ уже 2 балла. За дополнение команда может получить 1 балл.

Каждая команда сидит отдельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Химический хоккей»

По теме:

«Кислород. Оксиды. Горение»

Девиз урока:

«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».

Я. Берцелиус

Учитель – Букарь Н.В.

Урок – игра

Химический хоккей

Семинар по теме:

«Кислород. Оксиды. Горение»

 

Цели: 1) повторить и обобщить знания по теме: «Кислород. Оксиды.

Горение»;

2) развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности;

3) вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, объяснять сущность эксперимента

Подготовка к уроку:

Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними познаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями)

Оборудование и реактивы:

  • металлический штатив с лапкой;
  • спиртовка (горелка, электронагреватель),
  • пробка с газоотводной трубкой;
  • уголёк, известковая вода;
  • щипцы;
  • пробирка;
  • лучинка;
  • комок ваты;
  • химический стакан;
  • перманганат калия (500 мг), что составляет примерно 5 мм по высоте пробирки ёмкостью 10 мл.

Ход урока:

  1. Учитель объясняет цели и задачи урока.

Правила игры: на заданный вопрос первым в команде отвечают (принимают удар на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла.

Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передаётся «защитникам» (за ответ 3 балла), если и они не ответили, то на вопрос отвечает «вратарь», но получает за ответ уже 2 балла. За дополнение команда может получить 1 балл.

Каждая команда сидит отдельно.

Матч состоит из:

  • разминки
  • теоретического тайма
  • практического тайма
  • расчётного тайма

Разминка:

Проводится ТВ виде викторины, одновременно со всеми командами. Причём в разминке за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.

Викторина «Кислород»

  1. Кем был открыт кислород? (К. Шееле (1771-1772г) и Дж. Пристли (1774г))
  2. Кто дал название кислороду и что оно означает в переводе? (Название дал А. Лавуазье, «oxygeniut» - «рождающий кислоты»)
  3. Чему равна валентность кислорода? (Двум)
  4. Чему равна относительная молекулярная масса кислорода (Мч = 32)
  5. Назовите численность содержание кислорода в воздухе (в процентах).   (21% по объёму, 23% по массе)
  6. Как называются соединения элементов с кислородом?  (Оксиды)
  7. Что называется реакцией горения? (Реакция взаимодействия веществ с кислородом, при которой происходит выделение света и тепла)
  8. В чём сходство и различие между реакциями горения и медленного окисления? (Эти реакции – взаимодействия веществ с кислородом, но при реакции горения выделяются свет и тепло)
  9. Назовите самый лёгкий оксид. (Вода - Н2О)

Теоретический тайм

   

Учитель задаёт поочерёдно каждой команде вопросы. Первыми отвечают «нападающие» (см. «Правила игры» и т.д.)

Если на вопрос никто в команде не отвечает, то ей засчитывают гол.

Вопросы:

  1. С каким процессом связано восполнение свободного кислорода в атмосфере? (С фотосинтезом)
  2. Может ли кислород притягиваться магнитом? (Да)
  3. В чём особенность взаимодействия кислорода с железом (связать с продуктом реакции)? (FеО*Fe2О3)
  4. Какими способами можно собрать кислород в лабораторных условиях? (методом вытеснения воды и воздуха)
  5. Каким способом пользуются при тушении пожаров в случаях горения нефти? (Создают условия для взрыва, при этом образуется вакуум, прекращается горение)
  6. Какие реакции называются экзотермическими?
  7. Какие уравнения реакций называют термохимическими?
  8. Является ли процесс разложения воды экзотермическим процессом? (Нет, да)
  9. Назовите условия прекращения горения. (1. охладить горящие вещества и 2. Затруднить, т.е. прекратить доступ кислорода)
  10. Чем можно измерить количество энергии, которое выделяется или поглощается при химических реакциях? (Калориметром)
  11. Можно ли воздух отнести к простым веществам?
  12. Назовите три профессии, связанные с применением кислорода.
  13. Назовите три источника, загрязняющих воздух.
  14. Может ли кислород, участвовать в реакции разложения?
  15. Какое сложное вещество, находящиеся в воздухе, не поддерживает горение? (Углекислый газ)

Практический тайм

Задание первой команде:

Получить экспериментально кислород, методом вытеснения воздуха собрать его  и доказать наличие. Записать уравнение реакции получения.

Ответ команды:

Кислород получаем из перманганата калия:

2КМnО4  →           К2МnО4 + МnО2 + О2

Наличие кислорода доказываем  поднесением к стакану тлеющей лучинки – она вспыхивает (проводится эксперимент)

Задание второй команде:

Докажите, что кислород взят с углеродом, укажите, что является продуктом этой реакции, до кажите наличие этого продукта.

Ответ команды:

Если раскалить уголёк и внести его в сосуд с кислородом, то он ярко вспыхивает и сгорает, продукт горения – углекислый газ. Если в сосуд долить известковой воды – она мутнеет, что доказывает наличие СО2.

Расчётный тайм

Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время 4 балла получает команда, которая первой правильно решает задачу, другая команда получает 2 балла

Задача.

Вычислите по термохимическому уравнению S + О2 = SО2 + 297 кДж количество теплоты, выделяемой при сгорании 960 г серы.

Дано:

S + О2 = SО2 + 297 кДж

m (S) =  960 г

Q1 - ?

Решение 1)        S   + О2  = SО2 + 297 кДж

2) М(S) = 32 г/моль

  ν   (S) =  m/М  ;              ν (S) = 960/32 = 30 моль

3) 1 моль S – 297 кДж

   30 моль S – х кДж  

х = 297*30 = 8910 кДж

Ответ: количество выделяемой теплоты составляет 8910 кДж.

Подведение итогов

  1. Подсчитываются баллы, отмечается победитель, поощряются самые активные игроки.
  2. Учитель выставляет и объявляет оценки за урок.
  3. Благодарит участников, прощается.

Приложение.

Из атомов мир создавала Природа:

Два атома лёгких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода –

И получалась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

 Стал кислород

Чуть не всюду начинкой.

С кремнем он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на земле появились растения.

Жизнь появилась: дыханье, горенье…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хоть и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок по химии для учащихся 8 класса, с применением игровой технологии....

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....

Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»

Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...

Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»

Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...

Тест по теме: «Кислород. Оксиды. Горение» 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Тест по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»   8 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...

Контрольная работа по теме «Кислород. Оксиды. Горение»

Контрольная работа по теме: "Кислород. Оксиды. Горение", 8 класс...

Химический диктант "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"

Химический диктант "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"...