урок по теме: "Кислород. Оксиды. Горение"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок по химии для учащихся 8 класса, с применением игровой технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
8 класс. Урок-обобщение по теме:
«Кислород, оксиды, горение».
Учитель химии МОУ Лицея №8 г. Будённовска
Галкина И.Ю.
Урок-обобщение по теме: «Кислород. Оксиды. Горение» (8 класс). Самоанализ урока.
1.Технологическая карта урока. (Урок обобщения и закрепления полученных знаний).
Этап урока | Время |
1. Организационный момент (индукция). | 1-1.5 мин. |
2. Сообщение темы и плана урока. | 1-2 мин. |
3. Повторение и закрепление полученных знаний (в том числе самостоятельная работа-социализация). | 10-15 мин. |
4.Игровая пауза. | 10- мин. |
5.Составление опорного конспекта (закрепление материала-рефлексия). | 10- мин. |
6. Домашнее задание. | 1-1.5 мин. |
2. Цель урока: обобщить полученные по теме знания, расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес к предмету, развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
3. Образовательные и развивающие задачи:
расширить и углубить знания об элементе и простом веществе кислороде, его соединениях и их значении;
ознакомить с достижениями науки;
развивать познавательную активность, творческие способности;
развивать умение логически мыслить, находить связь с предыдущими темами и другими науками;
развивать самостоятельность мышления;
развивать речь, память.
4. Воспитательные задачи:
развивать аккуратность,
развитие научного мировоззрения, эстетического восприятия жизни; воспитывать человека, который будет бережно относиться к окружающей среде,
развивать умения находить связь химии с жизнью.
5. Основные принципы:
научность; доступность;
учёт психофизических особенностей школьников;
оптимальность материала;
связь с жизнью;
наличие теоретических и занимательных элементов. 1.
6. Формы работы:
групповая;
индивидуальная;
фронтальная.
7. Методы:
словесные: беседа, монолог, диалог;
наглядные: рисунок на доске, плакат;
проблемно-поисковые: работа с дополнительной литературой, книгой, привлечение знаний из других наук.
8. Логика построения урока:
Мотивация→актуализация опорных знаний→восприятие, осмысление→проверка усвоения→закрепление→анализ, самоанализ. (Самоанализ урока прилагается).
2.
Чтобы ответить на вопрос: «Какова тема нашего урока?»- вам необходимо расшифровать запись на доске.
К I S Li Os Rb Os Dy – Os S Na Os H Al Fe I Au Na I. Os K S I Dy. He Os Rb Eu Ne I Eu.
Учитель. Какова же тема нашего урока-обобщения?
Ученик. Кислород-основа жизни. Оксид. Горение.
Учитель. В каких процессах на Земле участвует кислород, какова его роль в жизни животных, растений и человека? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте прочитаем стихотворение, записанное на доске, вставим пропущенные буквы и слова.
Д…стоин тот га… удивленья-
Его пр…меняют сейчас
Для ре…ки мета…ов, в стал..варенье
И в доме…ых мощных п…чах.
Берёт его лётчик в высотные дали,
П…дводник с собою берёт.
Вы, верно, уже уг…дали,
Что этот га…-….
Есть ли в этом описании применения кислорода, какие либо неточности?
Ученик. Да, есть неточности. Дышать чистым кислородом нельзя, поэтому лётчик и подводник возьмут с собой не кислород, а смесь газов.
К доске вызываются слабые учащиеся.
Учитель. 1. На каком свойстве кислорода основано его применение?
Ученик. На свойстве кислорода поддерживать горение и дыхание.
Учитель. 2. В каких процессах на Земле участвует кислород?
Ученик. В процессах разрушения: горение, окисление, гниение, коррозия;
В процессах созидания: дыхание.
Учитель. 3. Дайте характеристику кислорода по положению в Периодической
системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Ученик. А) знак элемента О («о»);
Б) порядковый номер Z=8;
В) относительная атомная масса Ar=16;
Г) в природе образует два простых вещества: О2- дикислород, О3-
трикислород (озон). Такое явление, когда один элемент образует
несколько простых соединений, называется аллотропией; сюда по
Д) элемент кислород входит в состав многих сложных веществ:
оксидов, кислот, оснований.
Учащимся раздаются карточки (химические свойства кислорода, кроссворды по свойствам кислорода, по химическим понятиям, с задачами). Приложение к уроку.
Следующий этап урока игра «Знайки».
Учитель. От каждого ряда приглашаю сюда по одному Знайке.
Каждый ряд болеет за своего капитана и может ответить за него,
Если он не даст полного ответа на вопрос. Когда фишка попадает на
Букву «О», то наши учёные зачитывают открытие, которое им
Удалось найти к этой теме в периодической печати.
3.
На доске записано предложение:
↓открытие ↓ открытие ↓ открытие
СВЕЧА В ЭТОМ ГАЗЕ ГОРИТ УДИВИТЕЛЬНЫМ СВЕТОМ.
Капитаны отвечают по очереди на вопросы, 1 «шаг»-одна буква, количество
«шагов» называет учитель после каждого ответа. Право ходить первым
разыгрывается.
Учитель. Кто больше назовёт веществ, которые загрязняют атмосферу,
тот будет вступать в игру первым. (Ответы капитаны пишут на
листочках).
Вопросы к игре «Знайки».
Какие газы входят в состав воздуха? Укажите их содержание
в процентах.
Какой учёный изучил состав воздуха?
Опишите опыт получения кислорода в лаборатории.
Какие инертные газы входят в состав воздуха и как их применяют?
Почему содержание кислорода в воздухе (в норме) практически постоянно, хотя все живые существа его поглощают?
Почему содержание углекислого газа в воздухе стало постоянно возрастать?
Чем отличается состав воздуха над лесом и над большим городом?
Вещества какого класса образуются при горении простых веществ?
Какие факторы влияют на процесс горения?
Каковы способы тушения загоревшейся на человеке одежды?
Что используют для тушения бензина?
Как можно потушить нефть на поверхности воды?
Какие виды топлива Вы знаете?
Какое топливо более экологически чистое, почему вы так считаете?
Предложите свой способ очистки воздуха от вредных газов.
Учитель подводит итог. В качестве закрепления материала проводится самостоятельная работа.
Учитель. А теперь вы станете работниками секретной лаборатории.
На Землю из космоса сброшен контейнер с запаянными в капсулы
неизвестными веществами. На капсулах имеются следующие записи:
82; 6.82 ; 128; 72.
Что по-вашему могут означать эти записи? Какие вещества могут
Содержаться в этих капсулах? Где эти вещества могут находиться у
нас на планете? (Ответ: кислород; углекислый газ; вода; азот)
Дайте характеристику веществам по плану (план есть на каждой
парте):
Химическая формула, название.
Относительная молекулярная масса.
Относительная молярная масса.
Валентность элементов в сложном веществе.
Физические свойства вещества.
Массовые доли элементов в сложном веществе.
Подведение итогов, выставление оценок, оформление опорного конспекта по теме (приложение).
Домашнее задание: в течение следующей недели подготовить материал о воде, её составе, свойствах, видах, экологии воды.
4.
Приложения к уроку.
Открытия учёных (к игре «Знайки»).
Атмосфера Венеры.
Проходя сквозь атмосферу Венеры, автоматические станции, доставленные к планете аппаратами «Вега-1» и «Вега-2», сумели сделать ювелирно точный химический анализ и выяснить, что в облаках присутствуют частицы серы, окрашивающие их в жёлтый цвет. Кроме того, в привенерных слоях атмосферы были обнаружены хлор, фосфор, довольно много серной кислоты. Серная кислота является «соучастником» парникового эффекта, являющегося причиной высоких температур на поверхности Венеры.
Парниковый эффект.
Учёные установили, что возрастание концентрации углекислого газа в атмосфере в результате сжигания топлива может привести к повышению среднегодовой температуре на планете. Углекислый газ удерживает тепло у поверхности Земли, словно под плёнкой парника, отсюда и название – парниковый эффект.
Сильнее всего повышение температуры воздуха скажется на климате Арктики и Антарктиды- начнут таять льды. Если модель расчётов окажется справедливой, то до полного исчезновения полярных льдов будет достаточно примерно 75 лет. Это приведёт к повышению в 2050-2070 годах уровня Мирового океана на 6 метров и затоплению участков суши.
5.
3.Дышите углекислым газом!
Раньше считалось, что наибольшее число долгожителей обитают в горных районах потому, что там-де самый чистый воздух, богатый животворным кислородом. Ан нет! Как раз наоборот- в горном воздухе кислорода меньше, что является весьма полезным для человеческого организма. Горожане часто замечают, что приезжая на дачу, они начинают мучиться головными болями. А всё потому же: слишком много кислорода. Не случайно многим помог избавиться от астмы и других болезней метод доктора Бутейко, основанный на задержке дыхания и насыщении организма углекислым газом. Учёные из медицинской академии им. Сеченова доказали, что в человеческом организме из поглощаемого кислорода образуются его так называемые «активные формы», которые могут разрушать здоровые клетки и способствовать развитию заболеваний. Именно углекислый газ тормозит образование этих вредных активных форм кислорода в клетках, тем самым спасая человека. Учёные даже предполагают, что и жизнь-то на Земле сохраняется, благодаря наличию в воздухе углекислого газа. В старые времена, когда не было в атмосфере такого количества этого газа, на Земле то и дело вспыхивали эпидемии, уносившие миллионы жизней. Стало быть, с вредными выбросами борись, но про целебные свойства углекислого газа помни!
4.Это интересно.
Растения, определяющие санитарное состояние воздуха в кабинете:
традесканция, бегония, аспарагус перистый, гортензия.
Растения, обеззараживающие воздух:
Сансивьера («лисий хвост»).
Растения, обезвреживающие ядовитые вещества:
хлорофитум хохлатый, очищающий воздух лучше, чем специальные технические устройства, а также мирт обыкновенный, папоротник, лавр благородный.
В той комнате, где Вы спите, нельзя держать комнатные растения, так как они тоже дышат кислородом всю ночь, выдыхая углекислый газ и, утром Вы можете проснуться с головной болью и плохим настроением.
6
Кроссворд по свойствам кислорода.
Ключевым словом является название самого распространённого химического элемента в земной коре.
1 1. Вещества, которые получаются при
горении в кислороде.
2. Английский химик, открывший
кислород.
3. Вещество, поддерживающее дыхание и
8 4. Тип химических реакций, в результате
которых получают кислород.
5. Простое вещество, при горении которого в кислороде, образуется белое твёрдое вещество.
6. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением тепла и света.
7. Тип реакции: S+O2→SO2↑.
8. Соединение кислорода, необходимое для процессов жизнедеятельности.
Задачи по теме: «Кислород».
В большую открытую ёмкость поместили свечу и зажгли её. Свеча горела нормально. Затем вокруг края сосуда поместили кольцо из ваты и подожгли её. Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла. Объясните, почему погасло пламя свечи?
Направление поиска. Вспомните условия, при которых горение прекращается.
« Твой мопед не работает. Ты бессилен и остался с носом. Ты прочистил карбюратор. Ты заменил свечу. Ты проверил зажигание. Шланг подвода бензина тоже не засорен. Может быть, маленькая дырка в бензобаке? Нет. Тогда что? Воздушный фильтр!!! Подумай, какой объём воздуха должен пройти через воздушный фильтр для сжигания топлива из полностью заполненного бака объёмом 5 литров, чтобы мопед исправно работал?»
Направление поиска. Вспомни, какова доля кислорода в воздухе, и какой объём занимает любой газ при нормальных условиях?
При разложении воды электрическим током, образуются два газообразных вещества. Первое в 14,5 раза легче воздуха (масса получившегося газа равна 0,178 г.), второе немного тяжелее воздуха, и его масса равна 1,429 г. Выведите формулу данного соединения.
Направление поиска. Вспомните, какие элементы входят в состав воды, что такое молярная масса и относительная плотность газа.
Чем отличаются друг от друга процессы?
Сжигание бумаги.
Таяние льда.
Вытягивание медной проволоки.
Ржавление железа.
Горение свечи.
Плавление парафина.
Почернение серебряных изделий.
Испарение воды.
Растворение сахара в воде.
Скисание молока.
Для процесса ржавления железа напишите уравнение реакции.
Направление поиска. Вспомните о классификации явлений.
7
Анализ урока.
Урок-обобщение по теме: «Кислород. Оксиды. Горение» (8 класс).
Технологическая карта урока. (Урок обобщения и закрепления полученных знаний).
Этап урока | Время |
1. Организационный момент. | 1-1.5 мин. |
2. Сообщение темы и плана урока. | 1-2 мин. |
3. Повторение и закрепление полученных знаний (в том числе самостоятельная работа). | 10-15 мин. |
4.Игровая пауза. | 10- мин. |
5.Составление опорного конспекта (закрепление материала). | 10- мин. |
6. Домашнее задание. | 1-1.5 мин. |
Цель урока: обобщить полученные по теме знания, расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес к предмету, развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Образовательные и развивающие задачи:
расширить и углубить знания об элементе и простом веществе кислороде, его соединениях и их значении;
ознакомить с достижениями науки;
развивать познавательную активность, творческие способности;
развивать умение логически мыслить, находить связь с предыдущими темами и другими науками;
развивать самостоятельность мышления;
развивать речь, память.
Воспитательные задачи:
развивать аккуратность,
развитие научного мировоззрения, эстетического восприятия жизни; воспитывать человека, который будет бережно относиться к окружающей среде,
развивать умения находить связь химии с жизнью.
Основные принципы:
научность; доступность;
учёт психофизических особенностей школьников;
оптимальность материала;
связь с жизнью;
наличие теоретических и занимательных элементов. 1.
Формы работы:
групповая;
индивидуальная;
фронтальная.
Методы:
словесные: беседа, монолог, диалог;
наглядные: рисунок на доске, плакат;
проблемно-поисковые: работа с дополнительной литературой, книгой, привлечение знаний из других наук.
Логика построения урока:
Мотивация→актуализация опорных знаний→восприятие, осмысление→проверка усвоения→закрепление→анализ, самоанализ. (Самоанализ урока прилагается).
2.
9. Анализ урока по теме: «Кислород. Оксиды. Горение».
Урок проводился в 8 «В» классе химико-биологического направления. Эти учащиеся изучают химию с 5 класса. Несмотря на профиль класса, примерно половина учащихся всё же имеют выраженные гуманитарные наклонности. Это учитывалось мной при планировании содержания урока, при постановке цели урока. Многие дети в классе хорошо рисуют, очень аккуратно ведут тетради, с удовольствием делают цветные рисунки. Поэтому я привлекала их к оформлению опорного конспекта на доске. Возраст учащихся позволяет использовать на уроке элементы игры, что и было сделано на нескольких этапах урока, данный приём способствует созданию комфортных условий обучения.
Учащиеся в данном классе достаточно быстро пишут, любознательны, поэтому за 40 минут урока можно разобрать большой по объёму материал. Несколько учеников имеют хорошо развитую, красивую речь, им заранее было дано задание подготовить сообщения по теме данного урока. Всё это помогло стимулировать интерес учащихся к уроку, тем более, что материал по теме: «Кислород», рассматривался на уроках в 6, 7 классах только на более примитивном уровне.
Тип урока: урок- повторение.
Так как обобщение материала достаточно скучный процесс для учащихся (они считают, что по теме они уже всё знают и повторять опять весь материал нет смысла), приходится искать новые приёмы для проведения таких уроков. Учителю необходимо знать, какие пробелы существуют в знаниях у учеников, и исправить данную ситуацию, при этом материал должен быть воспринят детьми. Следовательно, уроки-обобщения должны быть продуманы особенно тщательно.
С самого первого этапа урока мною был использован приём игры, где учащимся предлагалось расшифровать тему урока, повторив при этом периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Данный приём позволяет заинтересовать учеников, научить их быстро ориентироваться в периодической системе элементов и запомнить символы элементов. Далее повторяем тот материал о кислороде, оксидах, который уже известен учащимся. Чтобы в работу включились гуманитарии, предлагаю им вставить пропущенные буквы в слова и прочитать выразительно стихотворение о свойствах кислорода и его применении, дать анализ стихотворения с точки зрения науки химии. Всё это способствует развитию мышления, а учитель имеет возможность научить учащихся учиться, т. е. Самостоятельно находить ответы на вопросы.
Далее делю класс на группы. Наиболее слабых учащихся вызываю к доске, где с ними работает учитель, группе гуманитариев предлагаю работу с кроссвордами по данной теме, группа учащихся с математическим складом ума решает задачи с нестандартными условиями.
Для того, чтобы не пропал интерес к уроку, следующий его этап проводится в игровой форме (игра «Знайки»), здесь же мы слушаем сообщения наших учёных, которые они самостоятельно подготовили. Несмотря на игровую форму, идёт повторение теоретических вопросов по теме, которые достаточно сложны. Я считаю, что в данном случае происходит развитие и тренировка памяти, развитие мышления, воображения, привлечение эмоций учащихся, т. е. Идёт развитие личности. Перед началом урока чувствовалась напряжённость, некоторая осторожность со стороны детей, но когда они начали вовлекаться в игру, атмосфера урока изменилась. Учащиеся перестали волноваться, они сами видели, какую часть материала необходимо повторить. Я никогда не требую держать учебник закрытым
3.
и поэтому у учеников всегда есть возможность найти там ответ на интересующий их вопрос. Обстановка на уроке становится открытой, доброжелательной и комфортной за счёт таких приёмов. На уроке решаются и воспитательные задачи. Ребята учатся работать в коллективе, выслушивать мнения других, терпимо относится к чужому мнению, вести диалог, тем самым, развивая свою речь и мышление, культуру поведения, общения.
Решаются познавательные задачи. Сообщения, подготовленные отдельными учениками, расширяют кругозор, показывают связь науки химии с жизнью, помогают учащимся сделать правильный вывод о том, что окружающая среда хрупкая система и к ней необходимо относится бережно. Воспитывается чувство долга и ответственности за свои действия.
В конце урока провожу самостоятельную работу, используя нестандартную постановку вопросов. Детям такая работа не будет в тягость, они с удовольствием её выполняют. Результатом обобщения материала становится опорный конспект по данной теме. Он зарисован заранее на обратной стороне доски, записи выполнены цветными мелками. Как уже было сказано, для этой работы были привлечены ученики, хорошо умеющие рисовать, поэтому конспект выглядит эстетично и учит ребят аккуратности. Повторяем ещё раз свойства кислорода и его соединений по конспекту, при этом работает сразу несколько типов памяти: зрительная, механическая, произвольная.
В результате такого комплексного повторения материала, отдача со стороны учащихся очень высокая, ребята работают с удовольствием в дружеской обстановке.
За урок некоторые ученики получают по три оценки.
Общие выводы по уроку:
Поставленные цели и задачи урока выполнены.
Достоинства урока: есть элементы творчества, игры, нестандартные вопросы в задачах и самостоятельной работе, дифференцированный подход к обучению, комфортная обстановка на протяжении всего урока, эмоциональный отклик со стороны учащихся, урок способствовал общему развитию личности.
Были учтены психофизические особенности учащихся данного класса.
Высокая отдача со стороны учеников, большая накопляемость оценок.
Логическая структура урока не нарушалась, перегрузки учащихся не было, время урока использовано рационально, темп урока оптимален.
Недостатки урока: необходимо привлекать сильных учащихся к работе с более слабыми (на этапе работы у доски в начале урока). Постараться вовлечь всех учащихся в обсуждение материала, т. к. на уроке были отдельные ученики не желающие работать. Учителю необходимо чаще подходить к ребятам, работающим над более сложным заданием или разрешить им работать парами. Применять такой приём, как взаимопроверка. Включать в уроки-обобщения демонстрацию опытов учащимися.
4
Предварительный просмотр:
Аспектный анализ урока – обобщения по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»
Аспект: Реализация навыков обобщения материала у школьников по теме урока.
Цель аспекта: выявление целенаправленности в работе учителя по реализации навыков обобщения.
Программа наблюдения.
1. Организация работы по формированию навыков и умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
С первого этапа урока, учителем использован прием игры, повторялись основные вопросы темы, изученные ранее. Класс поделен на группы и наиболее легкие задания выполняются у доски слабыми учащимися, часть учащихся работает парами, заполняя кроссворды по теме урока, наиболее сильные учащиеся решают задачи по теме. Этот прием позволяет учителю сохранить у учащихся интерес к уроку.
2. Осуществление работы по развитию навыков речевого общения.
Учитывая гуманитарную направленность большинства учащихся, учитель применяет прием интеграции (вставить отсутствующие буквы в стихотворение). В данном случае в игровой форме обобщаются и закрепляются знания о кислороде и его применении. Отдельные учащиеся делают небольшие сообщения по теме, которые были подготовлены ими заранее.
3. Привитие навыков работы с учебником, карточками-заданиями.
На первом этапе урока, учитель предлагает учащимся открыть учебник и вспомнить материал темы, а затем ответить на ряд вопросов, которые записаны на карточках, находящихся на каждой парте. Часть учащихся работает парами, заполняя кроссворды по теме урока, наиболее сильные учащиеся решают задачи по теме, используя инструктивные карточки.
4. Логика заданий (типовые задания, решение проблемных ситуаций, составление опорного конспекта)
Учителем используются как типовые задания, так и интегрированные, составляются опорные конспекты к уроку, в которых выделено самое главное и собрано в единую систему.
5. Организация работы по формированию умений составлять план, конспект, алгоритм решения задач.
При самостоятельном составлении конспекта, закрепляются, обобщаются полученные по теме знания. Учителем поддерживается дух соперничества при демонстрации индивидуальных конспектов, умение общаться, делать выводы и обобщения. Затем составляется единый конспект в специальной тетради.
6. Осуществление работы по закреплению понятийного аппарата.
При составлении ОК учителем осуществляется работа по закреплению понятийного аппарата по теме: «Кислород. Оксиды. Горение».
7. Учет учителем допущенных школьниками ошибок. Работа по предупреждению и устранению ошибок.
В конце урока, для выявления неусвоенной части материала, учителем проводится самостоятельная работа. Ребята попарно проверяют работы друг друга. Данный прием направлен на предупреждение и устранение ошибок.
8. Способы осуществления индивидуального подхода, поуровневой дифференциации на уроке.
На данном уроке, учителем были четко дифференцированы все виды работы с учащимися на каждом этапе: разноуровневые задания по инструктивным карточкам и у доски. Это позволило провести урок на высоком профессиональном уровне, с большой эффективностью. На дом было задано творческое задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Кислород"
Модульный урок по теме "Кислород" с рабочим листом для учащихся...
Урок по теме "КИСЛОРОД" в 8 классе
Урок изучения нового материала с использованием лабораторного опыта , с элементами беседы. Урок разработан по линии учебников Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман. ...
УРОК ПО ТЕМЕ "КИСЛОРОД" .
Методическая разработка урока химии по теме «Кислород» ( 9 класс) Авторы разработки урока: Басиева Алла Александровна - учитель химии Образовательное учреждение: СКСВУ ...
Конспект урока по химии "Кислород. Оксиды. Горение"
Представлен конспект обобщающего урока по теме "Кислород. Оксиды. Горение" для обучающихся 8 класса....
Разработка урока по теме "Кислород как химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории"
8 класс. УМК Кузнецовой Н.Е....
Урок по теме «Кислород в природе. Оксиды»
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Он включает пять этапов.Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материалаЗадача этого этапа – обеспечение мотива...
Презентация по теме "Кислород. Водород. Оксиды" 8 кл.
В презентации представлен материал для обобщения знаний по теме "Кислород. Водород. Оксиды"...