Главные вкладки

    Разработка урока по теме "Кислород как химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории"
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Миндин Алдынай Каадыр-ооловна

    8 класс. УМК Кузнецовой Н.Е.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kislorod._poluchenie._umk_kuznetsovoy_n.e.docx572.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 8. Дата__________

    Тема урока: Кислород - химический элемент и простое вещество.

    Получение кислорода в лаборатории

    Цель урока:  Сформировать понятие о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе, о методах получения кислорода в лаборатории.

    Планируемее результаты обучения

    Предметные. Знания о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе, о методах получения кислорода в лаборатории.

    Метапредметные. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Личностные. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Основные понятия.

    Химический элемент, простое вещество, термическое разложение, катализатор, каталитическая реакция.

    Оборудование и реактивы: Лабораторный штатив, пробирка большая, пробка со стеклянной трубкой, вата, химический стакан, пробирка средняя, спиртовка, лучина перманганат калия, раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), ПСХЭ, портреты ученых.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Формулировка темы, постановка цели и задач урока.

    Решить задачу.  Сколько литров кислорода потребуется для сжигания 10 л метана СН4?

    СН4  +  2О2=  СО2  +  2Н2О        

    Ответ: 20 л.

    ⎯ Вспомните, где встречается слово «кислород»?

            ⎯  Элемент в ПСХЭ, вещество в составе воздуха (из химии и географии), продукт фотосинтеза (из биологии).

    III. Актуализация знаний.

    «Распространение кислорода на Земле» (по массе)

         

    23%

        98%

          49%

        Атмосфера                       Гидросфера             Литосфера                                        

    Процесс фотосинтеза.

    C:\Users\Кызыл-9\Desktop\открытый урок декабрь 17\фотосинтез.jpg

    IV. Усвоение новых знаний.

    1. Кислород - химический элемент и простое вещество.

    Работа с табл.16 на с.121 учебника.

    2. Открытие кислорода 

    Загадка.

    Я жилец квартиры восемь

    Я могу зажечь на спор

    Спичку, свечку и костер.

    Кто нам всем дышать дает –

    Атмосферный …. (кислород)

    Сообщение об открытии кислорода.

    Сообщение учащегося

    В конце ХVIII в. английский ученый Джозеф Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные лучи при помощи увеличительного стекла. Когда он накалил оксид ртути (II) в приборе, изображенном на рисунке, выделилось много газа. Сначала Джозеф Пристли подумал, что это воздух. Но когда он опустил в сосуд с собранным газом горящую свечу, то увидел нечто необычное. «Меня поразило, — писал Джозеф Пристли, — больше, чем я мог выразить, что свеча в этом газе горела замечательно блестящим пламенем».

    Джозеф Пристли поместил одну мышь в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и оживленно двигалась. Джозеф Пристли и сам пробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится особенно легко и приятно.

    Открытый Джозефом IIристли газ и был кислород.

    ⎯ Какое вещество использовал Пристли для получения кислорода?

    ⎯ О каких важных свойствах кислорода вы узнали?

    ⎯ О способности кислорода поддерживать горение и дыхание.

    3. Получение кислорода.

    В промышленности, а также для медицинских нужд кислород получают в больших объёмах из воздуха. Для этого воздух сначала сжижают при сильном охлаждении, а затем жидкий воздух подвергают испарению. Азот воздуха имеет температуру кипения ниже (- 196 оС), чем температура кипения кислорода. Поэтому азот улетучивается раньше кислорода, а кислород остаётся в жидком состоянии и его собирают. Хранят жидкий кислород в стальных баллонах под давлением 15 МПа.

    В лаборатории кислород получают при нагревании веществ, которые легко разлагаются с выделением кислорода.

    1) Разложение перманганата калия

    Демонстрационный опыт:

    «Разложение перманганата калия при нагревании»

    2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2

    Полученный кислород можно собрать двумя способами, которые основаны на свойствах кислорода.

    Первый способ – вытеснение воздуха.

    Второй способ – вытеснение воды. Основан он на малой растворимости кислорода в воде.

    Чтобы убедиться, что сосуд наполнился кислородом, подносят тлеющую лучинку. Если в сосуде кислород, то лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.

    ⎯ О каком свойстве кислорода вы узнали?

    ⎯ Кислород – это газ, который поддерживает горение.

    2) Разложение пероксида водорода

    Демонстрационный опыт:

    «Разложение пероксида водорода при нагревании»

    2О2 → 2Н2О + О2

    Многие химические реакции ускоряются в присутствии некоторых веществ.

    Демонстрационный опыт:

    «Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора»

    К раствору пероксида водорода добавим оксид марганца.

    ⎯ Что наблюдаете?

    ⎯ Начинается бурное выделение газа даже без нагревания.

    ⎯Внесём в сосуд тлеющую личинку. Что наблюдаете?

    ⎯ При внесении тлеющей лучинки в сосуд лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.

    Когда реакция закончится, то можно увидеть, что оксид марганца не израсходовался. Более того, его можно отфильтровать и использовать вновь.

    • Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не используются, называются катализаторами.

    3) Разложение бертолетовой соли

    КСlО3 → 2КСl + 3О2    (при нагревании или при действии катализатора)

    4) разложение воды электрическим током

    2О → 2Н2 + О2

    IV. Закрепление.

    Задания в рабочей тетради: на выбор учащихся.

    V. Домашнее задание.

    §28, вопросы и задания к §,

    Задачник п.4.4.

    VI.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок химии в 9 классе. Тема:Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.

    Конспект урока химии в 9 классе (с презентацией) к учебнику Габриеляна О.С. Данный уроу разработан на основе методики исследовательской деятельности. Учащиеся проводят теоретическое исследование, позв...

    план - конспект урока по химии "Фосфор - химический элемент и простое вещество"

    План - конспект урока по химии в 9 классе  влючает в себя технологическую карту и ЭОР, которые можно использовать на различных этапах урока. ...

    « Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

    Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

    химия 9 класс " Железо -химический элемент и простое вещество". Урок- исследование.

    Урок по химии в 9 классе  построен в соответствии с требованиями педагогической технологии " Исследовательская деятель....

    Сценарий урока по химии "Кислород как химический элемент и простое вещество". 8 класс

    Сценарий урока по теме "Кислород как химический элемент и простое вещество." УМК В.В. Еремина, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздова, В.В. Лунина...

    «Водород - химический элемент и простое веществ, его получение в лаборатории и применение»

    Развитие универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  химии в  восьмом классе при изучении  темы «Водород - химический элемент и простое веществ, его получение в лаб...

    разработка урока "Металлы – химические элементы и простые вещества"

    Цель урока:- рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов;- повторить и обобщить сведения о металлической химической связи;- изучить общие физические и химические свойства про...