Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Митрофанова- Дорофеева Татьяна Владимировна

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolnaya_kislota.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Конспект урока химии. Тема:  «Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли» Дата_____

Цели  урока: Обучающая - формирование знаний об углекислом газе, угольной кислоте и ее солях; закрепление знаний об углероде и его соединениях.

Воспитывающая – воспитание  самостоятельности.

Развивающая -  развитие  памяти, речи,  логического мышление, умение работать с текстом и  выделять главное.

Тип урока - комбинированный.

Методы - рассказ, беседа.

Оборудование –  учебник, реактивы - угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты, соляная кислота, индикаторы.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

2. Опрос по теме «Оксид  углерода II» Фронтальный опрос.

 Строение молекулы. Физические и химические свойства.  Влияние СО  на организм человека. Первая медицинская  помощь при отравлении угарным газом.

3. Основная часть . Изучение новой темы. Работа с учебником. Стр 84-88 

Углекислый газ СО2 – бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, при обычных условиях в 1 объёме воды растворяется 1 объём углекислого газа. При давлении в 60 атмосфер CO2 превращается в бесцветную жидкость. При испа-рении жидкого СО2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд»  - для хранения пищевых продуктов. Вы уже знаете, что твёрдый СО2 имеет молекулярную решётку, способен к возгонке (что это такое?).

СО2 – кислотный оксид (реагирует со щелочами, основными оксидами и водой).

СО2 + NaOH = NaHCO3                       СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O         СО2 + CaO = CaCO3        СО2 + H2O = H2CO3

Угольная кислота H2CO3 – неустойчивая, равновесие смещается влево.

СО2 не горит и не поддерживает горение, однако магний Mg горит в СО2:

СО2 + 2Mg = 2MgO + С (сажа)

Получение СО2: 1) в лаборатории  СаСО3 + 2HCl = CaCl2  + H2O + СО2

Как распознают и собирают СО2?

2) в промышленности обжигом известняка СаСО3 → СаО + СО2

Угольная кислота H2CO3 – двухосновная кислота => 2 ряда солей: 1) средние – карбонаты и 2) кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли К+, Na+, NH4+. Кислые соли растворимы в воде.

CaCO3 + H2O + СО2 (изб.) → Сa(HCO3)2.

Получение: 1. СО+ Н2О à Н2СО3

2. Na2CO3 + 2 HCl à 2NaCl + CO2h + H2O

В свободном виде не существует, так как разлагается на COи H2O

Химические свойства:

Общие для кислот

Специфические

1. С активными металлами

H2CO3+MgàMgCO3+H2h

2. С оксидами металлов

H2CO+ CaOà CaCOi+ H2O

3. С гидроксидами металлов

H2CO+ 2 NaOHàNa2CO3+2 H2O

H2CO+ NaOHàNaHCO3

4. С солями сильных кислот

H2CO+ BaCl2àBaCO3 i+2HCl

1. Непрочная

H2CO3n CO2h + H2O

2.Диссоциация

H2CO3nH+ + HCO3 -

HCO3 -n H+ + CO3 2-

Кислота слабая, лакмус розовый

Соли H2CO3

Карбонаты (CO3 2- ) ' m Гидрокарбонаты (HCO3 -)

Na2CO– кальцинированная сода NaHCO– питьевая сода

CaCO–мел, мрамор, известняк

К2CO- поташ

Получение:

1. В промышленности: 2 NaHCOà Na2CO3+ CO2h + H2O

Na2CO3s10 H2Oà Na2CO+10 H2O

Na2CO3+ CO+ H2Oà2 NaHCO3

2. В лаборатории:

BaCl+ CO+ H2OàBaCO3i + 2 HCl

CO+ Ca(OH)2à CaCO3+ H2O

Химические свойства:

Общие для солей

Специфические

1. С солями

Na2CO3+ Ca Cl2 = CaCO+ 2 NaCl

2. Разложение ( кроме карбонатов щелочных металлов)

CaCO= CaO+ CO2

3. Гидрокарбонатыà карбонаты

NaHCO3+ NaOH= Na2CO3+H2O

Mg(HCO3)2--MgCO3+ CO2h + H2O

4. Карбонатыà гидрокарбонаты

MgCO3+ CO+ H2Oà- Mg(HCO3)2

1. Качественная реакция-«вскипание»

Na2CO3+2 HCl =2 NaCl+ CO+ H2O

NaHCO3+ HCl =NaCl+ CO+ H2O

2. Щелочная среда при гидролизе

CO3 2- + H2On HCO3+ OH-

HCO3+ H2On OH- + CO2h + H2O

4.Закрепление.  1.Какую воду можно замутить своим дыханием?

2. Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом?

3.Рядом с аптечкой стоит бутыль с раствором соды. Кто может объяснить зачем?

4. Докажите опытным путём, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат кальция?

5. Об удивительном свойстве некоторых минералов растворяться в кислотах знала, очевидно, и египетская царица Клеопатра, которая, по преданию, выпила во время пира кубок вина с растворённой жемчужиной. А жемчуг – это минерал арагонит СаСО3.

6 Чем обусловлена жёсткость воды? Как её устранить? Какие неудобства в домашнем хозяйстве вызывает жёсткость воды? Сказывается ли на состоянии внутренних органов употребление жёсткой воды?

7. Как человек использует карбонаты в своей жизни?

5. Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было интересным ? Что самым ярким?

6. Итоги урока.

7.Домашнее задание: § 27-28, вопросы 15-20стр 90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота"

План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота". Урок с применением Сингапурской обучающей структурой....

Урок по теме: "Соли угольной кислоты"

Цели урока: Изучить химические свойства солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов; приобрести навыки в решении расчетных задач....

Урок химии в 9 классе "Угольная кислота и её соли"

Урок изучения нового материала....

9 класс Угольная кислота и ее соли

Презентация подготовлена для учащихся, обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...