планирование лабораторных и практических работ
учебно-методический материал по химии по теме

Лещева Наталья Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_i_prakticheskie.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 1. Планирование лабораторных и практических занятий

При планировании содержания лабораторных и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей) и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных занятий может быть экспериментальная проверка формул, методик расчёта, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.

При выборе содержания и объёма лабораторных занятий следует исходить из сложности учебного материала, внутрипредметных и межпредметных связей, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности.

При планировании лабораторных занятий следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у обучающихся и студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических (профессиональных) умений – выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности или учебных (решение задач по математике, физике, химии, информатике и ИКТ и др.), необходимых в последующей учебно-профессиональной деятельности по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам.

 Практическое занятие, как вид организации учебной деятельности, занимает ведущее место при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей. Организация и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований к уровню подготовки выпускников.

По таким дисциплинам, как «Физическая культура», «Иностранный язык», «Черчение», «Информатика и ИКТ» все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенствование.

 В соответствии с дидактическими целями содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение вычислений, расчётов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструкциями, справочниками.

На практических занятиях обучающиеся и студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и способами деятельности, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики.

Содержание лабораторных и практических занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».

Состав заданий для лабораторного или практического занятия должен быть спланирован с расчётом, чтобы за определенное отведённое время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

 Количество лабораторных, практических занятий в рабочих программах дисциплины и объем часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечить уровень подготовки выпускника, определённый Государственными требованиями ФГОС по соответствующей профессии или специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки выпускника, установленными самими образовательными учреждениями.

1.2. Организация и проведение лабораторных и практических занятий

В настоящее время в утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах НПО и СПО (2009-2010 гг.), в требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы сказано, что образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, предусмотренных учебными планами.

Лабораторное занятие, как вид учебного занятия, должно проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Его продолжительность составляет не менее одного академического часа. Основными этапами лабораторного занятия являются инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная работа обучающихся, обсуждение итогов выполнения лабораторной работы, анализ и оценка выполненной работы, уровня овладения запланированными умениями.

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (участках, площадках, полигонах). Продолжительность занятия — не менее двух академических часов.

 Выполнению лабораторных и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

 К каждому лабораторному и практическому занятию (заданиям) преподавателями должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Лабораторные и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся и студенты пользуются подробными инструкциями.

 Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литературы и др.

Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания и практические умения.

 При планировании лабораторных и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых методов, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной и практической деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся на лабораторных и практических занятиях могут быть: фронтальная, групповая и индивидуальная.

 При фронтальной форме все обучающиеся выполняют одновременно одно и то же задание.

При групповой форме организации деятельности одно и то же задание выполняется группами от двух до пяти человек.

При индивидуальной форме каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения лабораторных и практических занятий рекомендуется:

 — разработать сборник задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями применительно к конкретным профессиям и специальностям;

— разработать задания для автоматизированного тестового контроля подготовленности обучающихся к лабораторным или практическим занятиям;

— подчинение методики проведения лабораторных и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;

 — использование в практике преподавания поисковых заданий, построенных на проблемной основе;

 — применение коллективных и групповых форм деятельности, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объёма заданий;

 — проведение лабораторных и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий их выполнения, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

— эффективное использование времени, отводимого на лабораторные и практические занятия путём подбора дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.

  1. Оформление лабораторных и практических занятий

Требования к оформлению лабораторных и практических занятий по учебной дисциплине определяются предметными (цикловыми) ко­миссиями.

Структура и содержание лабораторных и практических занятий включает в себя следующие элементы:

 – тема занятия,

 цель занятия,

 краткие теоретические основания выполняемого задания,

 оборудование и аппаратура,

 материалы и их характеристики,

 порядок выполнения задания,

 таблицы,

 выводы (без формулировки),

 контрольные вопросы,

 – учебная и специальная литература.

Отдельные примеры оформления лабораторных и практических занятий представлены в приложениях 3, 4.

 Оценки за выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачёта и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся и студентов.

  1. Организация и планирование лабораторных и практических занятий по учебной практике (производственному обучению)

По задачам и месту в учебном процессе лабораторные и практические занятия занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторных и практических занятий, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде случаев при проведении лабораторных и практических занятий, имеющих сугубо прикладной характер, они организуются и проводятся совместно с преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перечень лабораторных и практических работ по биологии

Перечень лабораторных и практических работ рекомендованных для проведения в 6-11 классах по биологии, с обязательной регистрацией в журнале (по технике безопасности  при проведении лабораторных и...

Место лабораторных и практических работ на уроках биологи

пример оформления дневника экологической практики...

Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"

Организация аудитрной самостоятельной  деятельности   студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения...