Урок 11 класс:Классификация химических реакций
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Урок на тему "Классификация химических реакций" по учебнику для 11 класса Новошинской Н.С. Использован метод группового решения поставленных задач для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся о химических реакциях и их классификации. Урок позволяет развить способности к анализу; умение использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Классификация химических реакций.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Задачи урока:
Обучающие: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации.
Воспитывающие: доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости.
Развивающие: развитие способности к анализу; умения использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний (фронтальная работа)
- Что такое химическая реакция?
- Каковы признаки химических реакций?
- Какие реакции называют обратимыми?
- Что такое тепловой эффект?
- Какие вещества называют реагентами?
- Какие вещества называют продуктами реакции?
- Мотивация учебно-познавательной деятельности (групповая работа)
Проблема:
В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них?
В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Итак, тема нашего урока: «Классификация химических реакций».
Класс разделен на 4 группы.
1 группа
Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции)
Оборудование: прибор для получения кислорода, спиртовка, тигельные щипцы, химический стакан, пробирка.
Вещества: перманганат калия, уголек, известковая вода, цинк, соляная кислота.
Выполнение работы:
- Прогрейте сначала всю пробирку с перманганатом калия, а затем нагревайте место, где находится вещество.
- Когда в стакане соберется кислород, опустите в него раскаленный уголек. Наблюдайте яркое свечение угля – горение без пламени.
- После извлечения несгоревшего угля из химического стакана прилейте в него при взбалтывании 5-6 капель известковой воды. Что наблюдаете?
- На дно пробирки поместите 2 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
- Оформите отчет о проделанной работе:
- запишите уравнения реакций;
- наблюдения;
- сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку).
2 группа
Задание: проведите химические реакции, которые относятся ко второму признаку классификации (обратимость)
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, держатель, спиртовка.
Вещества: уксусная кислота, этиловый спирт, серная кислота (конц), раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, холодная вода.
Выполнение работы:
- В пробирку налейте 2 мл уксусной кислоты и столько же этилового спирта и добавьте 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Смесь перемешайте и в течении 4-5 мин осторожно нагревайте, не доводя до кипения. Затем содержимое пробирки охладите и вылейте в пробирку с холодной водой. Что наблюдаете?
- В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
- Оформите отчет о проделанной работе:
- запишите уравнения реакций;
- наблюдения;
- сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку).
3 группа
Задание: проведите химические реакции, которые относятся к третьему признаку классификации (тепловой эффект)
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, лабораторный штатив, газоотводная трубка, спиртовка
Вещества: малахит, известковая вода, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты.
Выполнение работы:
- В пробирку насыпьте небольшое количество малахита (основной карбонат меди). Укрепите ее в штативе, закройте пробкой с газоотводной трубкой. Свободный конец трубки опустите в пробирку с известковой водой. Нагревайте пробирку с солью и наблюдайте появление газа и помутнение известковой воды.
- В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и столько же раствора серной кислоты. Что вы ощущаете прикасаясь к пробирке?
- Оформите отчет о проделанной работе:
- запишите уравнения реакций;
- наблюдения;
- сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку).
4 группа
Задание: проведите химические реакции, которые относятся к четвертому признаку классификации (изменение степеней окисления элементов в молекулах реагирующих веществ)
Оборудование: штатив с пробирками.
Вещества: раствор карбоната натрия, раствор серной кислоты, раствор иодида калия, 3% раствор пероксида водорода.
Выполнение работы:
- В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия и столько же раствора серной кислоты. Что наблюдаете?
- В пробирку налейте немного раствора иодида калия и подкислите его серной кислотой. Прибавьте 3% раствор пероксида водорода. Что наблюдаете?
- Оформите отчет о проделанной работе:
- запишите уравнения реакций;
- наблюдения;
- сделайте выводы (расставьте степени окисления атомов, классифицируйте реакции по заданному признаку).
4.Систематизация знаний (коллективная работа)
Группы оформляют общий отчет о проделанной работе в таблицу (заготовка на доске и у каждого ученика)
Признаки классификации | Уравнения реакции | Наблюдения | Выводы, тип реакции |
по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции | |||
обратимость | |||
тепловой эффект | |||
изменение степеней окисления элементов в молекулах реагирующих веществ |
5.Закрепление знаний. (самостоятельная работа)
Дайте характеристику следующим реакциям:
1 вариант
2NH3 ↔ N2 +3H2 ∆H= -92 кДж
2 вариант
Fe + S → FeS ∆H= -96 кДж
3 вариант
H2O + C →CO + H2 ∆H=+136 кДж
4 вариант
2SO2 + O2 ↔ 2SO3 ∆H= -193 кДж
6.Домашнее задание. П. (учебник Химия – 11 И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская), изучить признак классификации участие катализатора, составить опорный конспект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс
Данная презентация может быть использована для закрепления темы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59385.jpg)
Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс
Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59385.jpg)
Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией
На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов, а также по тепловому эффек...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128116-1350747604.jpg)
Презентация урока "Почему протекают химические реакции"
Цели урока: 1.Сформировать представления учащихся о причинах протекания реакций;2. Научить учащихся рассчитывать тепловой эффект химических реакций по стандартным теплотам образования, определят...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-318705-1388823430.jpg)
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-410046-1394354935.jpg)
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...