Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал по химии по теме

Представляю Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта для аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Личный сайт :www.nsportal.ru/apashkina_irina_aleksandrovna

 Информационный раздел обобщения опыта

Тема педагогической проблемы «Пути повышения качества знаний учащихся на основе дифференцированного подхода  в обучении химии и экологии»

Технологии   дифференцированного обучения  представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов обучения , охватывающих определенную часть учебного процесса. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание  к каждому ученику, его  творческой индивидуальности  в условиях классно – урочной системы.   Проблемное обучение, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Обучение ведется по обязательным учебным программам и  предполагает  сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

                 Актуальность и перспективность опыта

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических  условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

 Необходима такая организация работы учителя, в основе которой лежит  формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, способствующие  творческой самореализации учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность такого учебного процесса

Таким образом, обнаруживается  противоречие между необходимостью повышать уровень развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционной школы.

        Частично эту проблему  позволяет решить дифференцированное  обучение. Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует стремление учиться по своему внутреннему убеждению.

Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.

                   Концептуальность

Новизна опыта заключается в комбинации элементов следующих технологий: дифференцированного и проблемного обучения.

В теории и практике обучения реализуется идея учета и развитияиндивидуальных способностей каждого ученика, признание уникальности и неповторимости его психологических особенностей, индивидуальности, создание необходимых и достаточных условий их развития. Дифференцированный подход в процессе обучения применяем на таких типах уроков, как зачет, семинар, обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, практическая и лабораторная работа, а также на различных этапах урока изучения новой темы, когда это наиболее целесообразно. В классе всегда есть ученики, которые на «шаг впереди», поэтому на этапе актуализации знаний или при опросе домашнего задания для таких учащихся предлагаю индивидуальные разноуровневые задания с учетом развития их индивидуальных особенностей, при этом используем групповые и индивидуальные формы работы, работу в паре. 

Теоретическая база опыта

Теоретическая база  опыта основана на идеи В.В. Серикова о дифференцированном  подходе к разработке содержания образования, работы А.В. Хуторского об определении ключевых компетенций, труды А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой, О.Е. Лебедева, В.В.Гузеева. Необходимым условием формирования компетенции (по О.Е.Лебедеву)

является наличие личного опыта человека по решению проблем того илииного вида ,т.е. дифференцированный подход в обучении химии и экологии.  Современная дидактика так определяет компетентностный подход: это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

 Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности  самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически  адаптированный социальный опыт решения познавательных,  мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.  Смысл организации образовательного процесса заключается в создании  условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения  познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и  иных проблем, составляющих содержание образования.  Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней  образованности, достигнутых учащимися на определѐнном этапе  дифференцированного обучения.

Апашкина И. А.согласна с мнением В.В. Гузеева, который   считает, что с модельным методом обучения связан завтрашний   день школы, поскольку  дифференцированный  метод предоставляет ученику   наибольшую меру  самостоятельности и творческого поиска. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии.

Однако при всем разнообразии видов дифференциации в обучении цели обучения химии едины и отвечают общим целям современной школы.

Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений .-М.: Дрофа,2011.
  2. Грудзинская Е.Ю., Кочнева Е.Г. Проектирование уроков химии. – «Химия: методика преподавания в школе», № 4, 2012 г.
  3. Гузеев В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование уроков. – «Химия в школе», № 6, 2012 г.
  4. Гузеев В.В. Организационные формыдифференцированного обучения на уроках.– «Химия в школе», № 4, 2010 г.
  5.  Химия. 8 класс.: Контрольные и проверочные работы  к учебнику О.С. Габриелян «Химия8»/ О.С. Габриелян, П.Н.Березкин, А.А. Ушакова и др.-М.: Дрофа, 2003-2006.
  1. Каплунович И.Я., Аверкин В.Н. Качество обучения: диагностика и оценка. – «Химия в школе», № 8, 2004 г.
  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучного цикла): Уч. пос. – СПб.: Образование, 1998 г.
  3. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа»,2012.
  4.  Учебник «Химия» 10 класс, О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаева,С.Ю.Пономарева,В.И.Теренина,Москва.:Дрофа,2010.
  5. Габриелян О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2009.

6 .Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 2013 г.

7.Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников. – «Химия: методика  преподавания в  школе», № 5, 2013 г.

8.Брейгер Л. М. ”Нестандартные уроки химии”, 8-11 класс, Волгоград,

“Учитель”, 2004 г.

9.Габриелян О.С., Остроумов И.Г.”Органическая химия. В тестах, задачах,упражнениях.10кл.”, М.:”Дрофа”,2010г.

10. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.”Настольная книга учителя 10 класс”,

М.:”Дрофа”,2004г.

11. “Изучаем химию в 8 классе” дидактические материалы, под.редакцией

 Т.В.Смернитский .М.:”Блик и К”, 2011г.

 12. М.Чернова,В.М.Галушин, В.М. Константинов. Основы  экологии 10(11).,М.,           «Дрофа»,2010г.

13. “Контрольные и проверочные работы.Химия 9,10,11 классы”,Габриелян

О.С. и др, М.:”Дрофа”,2013 г.

14. Сгибнева Е.П.,Скачков А.В. “Современные открытые уроки химии 8-9

классы”: Ростов-на Дону «Феникс”, 2013 г.

15. “Обучение химии в 10 классе”, под.редакцией И.Н. Черткова;М.:

Просвещение, 1992 г.

16.И.А. Жигарев, О.Н.Пономарева, Н.М.Чернова. Основы экологии. 10(11)класс.       Сборник заданий,  упражнений и практических  работ. М., « Дрофа»,2007г.

17.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях.8-9кл.-М.:Дрофа, 2005.

Ведущая педагогическая идея

Сущность педагогической идеи заключается  в   развитии  мотивации изучения предмета возможно при использовании всех методов и приемов дифференцированного подхода в обучении через  развитие коммуникативной компетенции учащихся, чтобы

учебный труд школьника был осмыслен им самим и, безусловно принят им как ценность знания, образованности и культуры. Моя педагогическая идея –   повышения знаний, умений и навыков учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подходов в учебно-воспитательном процессе.

Оптимальность и эффективность средств

Основным принципом  педагогического обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников. Подход основан на личностно-ориентированном характере образования  использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках химии необходимо по ряду причин:

-различие интересов учащихся;

- различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;

-различие личностно-психологических факторов  - зависит от типа мышления, характера, темперамента;

- преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;

- фронтальные формы обучения;

-  низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;

-  низкий уровень мотивации учения.

Я ставлю перед собой  следующие цели дифференцированного  подхода в обучении  химии:  

-использование технологии разноуровневого обучения;

-обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;

-обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.

- обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу         учащихся   в диалоге, в группе;

-выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;

-выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;

- разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.

Очень важную роль играет развитие индивидуальных способностей детей на практическом уровне. На уроке развития практических умений и навыков основа, база, схема, где выделяются:

- основные умения ученика на данном этапе получения знаний;

-пути перехода на более высокие уровни (различные  более сложные задания), для дальнейшего самостоятельного развития каждого ученика по его желанию.

Практическая часть завершается уровневой контрольной работой.

  • Дифференцированное обучение - это не только разноуровневое обучение  знаний при изучении практической части. Данный вид обучения должен просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках химии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:

 -использование разноуровневых заданий  -  домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

- использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

- усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;

- расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;

- более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

В работе используется учебно – методическая литература:

1.  Научно - методический журнал "Химия в школе"

2. Настольная книга учителя химии. АСТ "Астрель", М. 2012 г.

3. Л. И. Кузнецова "Новая технология преподавания химии".М.2013 г.

. Еремин В.В., Дроздов А.А., Шипарева Г.А. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к

учебнику В.В. Еремина и др. «Химия. 8 класс». – М.: Дрофа, 2010.

4. Еремин В.В., Дроздов А.А., Шипарева Г.А. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к

учебнику В.В. Еремина и др. «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2011.

5. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в

контексте результатов международного исследования PISA-2000/ А.Г. Каспржак, К.Г.

Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. – М.: «Университетская книга», 2005

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.:

Просвещение, 2011.

Результативность опыта

Опыт показывает, что реализация технологии исследования дает положительные результаты, стимулирует самостоятельность  и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса:

- повышается познавательная активность на уроках (из пассивного слушателя в активного участника);

- высокое усвоение УУД на уроке;

- формируются личностные компетенции.

Уровень успеваемости, благодаря использованию дифференцированного подхода учащихся составляет по  химии 100%,качество знаний колеблется  от  44% до 67%; качество знаний по экологии колеблется от 76% до 100%, уровень обученности 100%.Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи государственной итоговой аттестации:

в форме ГИА 9х классов:

  - в 2012-2013 учебном году уровень обученности учащихся составил 100 %, качество знаний - 100 %, средний балл – 5,0.        

в форме ЕГЭ 11х классов:

  - в 2011-2012 учебном году уровень обученности составил 100%, средний балл – 60.

  - в 2012-2013 учебном году уровень обученности составил  100%, средний балл - 80.                    

Результаты внеурочной деятельности представлены в таблице:

Название

мероприятия

Год

Ф. И. ученика

Класс

Результат

Муниципальный уровень

Муниципальный этап предметных олимпиад

(химия)

2011

Еремкина Татьяна

9

призер

Муниципальный этап предметных олимпиад

(экология)

2012

Еремкина Татьяна

10

призер

  1. 4

4

Муниципальный этап предметных олимпиад

(химия)

Муниципальный этап предметных олимпиад  (экология)

2012

2012

Гераськин Евгений

Дедина Мария

11

10

призер

Диплом победителя

       4

 Муниципальный конкурс исследовательских работ и творчества « Природа и мы»

2012

2012

2012

Колдина Ирина

Староверов Николай

Рачкова Ольга

8

7

8

участник

участник

призер

Республиканский уровень

1

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» г.Краснослободск

2010

2012

Нестеренко Валерия

Белова Надежда

8

10

призер

участник

2

        3

       4

 Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению пос. Примокшанский.

Республиканский конкурс экологического плаката

Республиканский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений

 « Природа  и  мы»

2012

2009

2013

Еремкина Татьяна

Еремкина  Татьяна

Еремкин  Илья

10

8

5

участник

3 место

Призер

     3

Республиканский конкурс экологического плаката

2010

 7 чел.

5-9

участники

4

Республиканский фестиваль «Экология. Творчество. Дети»

2012

4 чел

5-10

участники

5

Республиканский фестиваль «Экология. Творчество. Дети»

2013

 2 чел

7-8

участники

6

Форум «Одаренные дети» номинация «Союз юных экологов»

2013

Еремкина Татьяна

10

участник

      7

Республиканский конкурс  номинация «Охрана природы-охрана жизни»

2012

Староверов Николай

8

Диплом призера

Российский уровень

1

Всероссийская сверхпрограммная предметная олимпиада «Олимпус»

2013

Апашкина Яна

Чукаров Владислав

Добренькова Кристина

Староверов Николай

Илюхина Валерия

Пчелинцев Дмитрий

Босоногова Марина

Рачкова Ольга

Колдина Ирина

Ушаков Виктор

Беспалова Ольга

Канайкин Максим

Подгорнов Евгений

9

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

10

10

Участники

2

XVВсеросийскийфестиваль «Экология. Творчество. Дети»

2009

Нестеренко Валерия

Колдина Ирина

8

7

Благодарственное письмо за 3 место Благодарственное письмо за 3 место

Возможность тиражирования

Накопленный опыт работы по повышению качества знаний учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении химии пропагандируется на республиканских, районных семинарах и конференциях, открытых уроках, на школьном сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...