ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии на тему

Выступление на педагогическом совете в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР НА УРОКАХ ХИМИИ

(Выступление на педагогическом совете в школе)

 Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».

Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Самостоятельная работа учащихся с электронными учебными модулями федерального центра информационно-образовательных ресурсов в условиях традиционного обучения возможна только при проведении уроков в компьютерном классе. При подготовке таких уроков учителю необходимо подобрать модули различных типов по изучаемому материалу для класса в целом или для отдельных групп учащихся, учитывая их уровень готовности или состояние их здоровья. Если модули будут скопированы заранее и установлены на рабочих компьютерах школьников, выход в интернет на уроке не обязателен.

Возможны следующие варианты самостоятельной работы учащихся с модулями:

  • работа учащихся в компьютерном классе с электронными учебными модулями на уроке. При такой форме работы учащиеся в индивидуальном ритме проходят тему, выполняют упражнения для закрепления или контроля знаний. При необходимости консультируются с учителем по непонятным моментам. Обязательным условием в этом случае использование сетевых программ. В этом случае учитель имеет возможность контролировать прохождение темы, подбирать индивидуально каждому ученику задания, фиксировать успешность выполнения работ в электронном журнале. Для работы учащихся в компьютерном классе с учебными модулями как индивидуально, так и в группах обязательно должны разрабатываться специальные дидактические материалы. Они должны содержать чёткую инструкцию о том, что необходимо сделать ученику или группе учеников. Содержание заданий может быть разнообразным: могут быть вопросы к изучаемым объектам, на которые необходимо ответить, либо наоборот содержать задания составить вопросы к иллюстрациям или моделям химических процессов, сформулировать гипотезу или несколько гипотез о механизмах этих процессов. Результатом выполнения работы должен быть отчёт, фиксирующий результат выполнения работы. Например, в такой форме возможно проведение сравнительной характеристики классов неорганических или органических веществ. При этом учащиеся могут ознакомиться со строением молекул этих веществ, моделями химических процессов, выявить сходные черты и черты различий и занести данные в подготовленную таблицу, например ЭОР – Классификация солей, представленный для обучаемого в виде заполнения интерактивной таблицы (Рис. 1), или информационный модуль Классификация веществ (Рис. 2).
  • работа учащихся с контрольными модулями предполагает индивидуальную работу в компьютерном классе. Работа школьников может проводиться для закрепления учебного материала и отработки учебных навыков, при подготовке к контрольной работе, тестовому заданию, экзамену, или проведения контроля знаний, как по текущим темам, так и при завершающем контроле по теме или курсу. Достаточно важно наличие сетевых версий. В этом случае учитель на своём компьютере имеет возможность контролировать успешность выполнения заданий. Немаловажна возможность изменения тестирующего комплекса: подбор вопросов по определённым темам, выбор времени выполнения заданий, возможность формировать тестовые работы, учитывая особенности класса или отдельных учеников. В этом случае важна статистика данных выполнения контрольных работ и возможность их анализа;
  • работа в классе, библиотеке, клубе с электронными учебными модулями во внеурочное время. Доступность использования модулей позволит учителю задавать домашние задания не только по печатным учебникам, но и по ЭОР – как. Использование таких модулей можно рекомендовать ученикам, не совсем разобравшимся в изучаемой теме или в целях ликвидации пробелов для учеников, пропустивших уроки по болезни, а также при подготовке учащихся к контрольной работе и зачёту.

Самостоятельная работа учащихся с электронными образовательными ресурсами Единой образовательной коллекции возможна только в компьютерном классе. При подготовке такого урока учителю необходимо подобрать цифровые образовательные ресурсы, их заранее скопировать и установить на рабочие компьютеры школьников. Кроме этого необходимо продумать и прописать задания для работы с ресурсами, на это надо обратить особое внимание, так как на такую подготовку учителю понадобится потратить достаточное количество времени.

Возможны следующие варианты самостоятельной работы учащихся с ЭОР:

  • работа учащихся в компьютерном классе с электронными образовательными ресурсами на уроке возможна по заранее подготовленным заданиям. Эта работа может проводиться с анимациями, видеофрагментами, моделями, презентациями, флеш-объектами. Содержание заданий может быть разнообразным: могут быть вопросы к изучаемым процессам или объектам, на которые необходимо ответить, либо наоборот содержать задания составить вопросы к анимациям или моделям химических процессов;
  • работа учащихся с электронными образовательными ресурсами тестового характера. Работа может быть направлена на отработку изученного материала, для подготовки к контрольным или проверочным работам, и непосредственно для проведения контрольных работ. И в этом случае, учителю понадобится значительное время для составления работ из отдельных заданий или подборок, размещённых к коллекции;
  • работа учащихся в классе, библиотеке, клубе или дома с электронными версиями статей по химии, находящихся в электронных изданиях энциклопедии «Кругосвет», научно-популярных журналах «Химия и жизнь», «Наука и жизнь», а также в тематических коллекциях «Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея» (Учебная лаборатория химии) при подготовке рефератов, докладов, проектных работ, презентаций. Такая работа может носить творческий характер и быть очень эффективной. Обязательным условием в этом случае – это хорошее подключение всех компьютеров школьников к сети интернет.

Тестирующие модули неоценимы как при текущем, так и при итоговом контроле знаний. Применение тестирующих программ позволяет учителю получить объективную информацию о владении учащимися определённым набором знаний, умений и навыков на определённом этапе, а также об уровне этих знаний. Для этого необходимо тщательно подбирать соответствующие упражнения, так как они должны соответствовать целям тестирования. Немаловажное значение в пользу применения тестирующих комплексов в учебном процессе и оказывающем влияние на эффективность контроля знаний играет фактор времени. Психологами установлено, что чем более отдалено время достижения результата, тем менее привлекательным становится результат. Иными словами, результат выполнения оцениваемой работы должен стать доступным ученику, как можно скорее после её выполнения. Поэтому использование автоматизированного контроля знаний повышает эффективность обучения. В контролирующих модулях (рис. 3-4) используются различные типы заданий, направленных на отработку различных навыков. В них включены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, задания на соответствие, на ввод ответа с клавиатуры, работу с рисунками и фотографиями. Обязательно оформление результата прохождения контрольного модуля. При подборе модулей необходимо также учитывать разную степень готовности учащихся и состояния их здоровья, и выбирать из вариантов модулей для учащихся высокого уровня готовности, для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельную работу учащихся с контролирующими модулями необходимо проводить в компьютерном кабинете.

Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов. Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 

Работая с ЭОР,  могу порекомендовать сайты, которые вызывают доверие и отвечают хорошему качеству:

• сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);

• сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);

• сайт информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ЕС «Единое окно», http://window .edu.ru);

• Федеральный  портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР НА УРОКАХ ХИМИИ

Слайд 2

Интерактивная таблица «Классификация солей» Информационный модуль «Классификация веществ»

Слайд 3

Контролирующие модули

Слайд 4

• сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru ); • сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru ); • сайт информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ЕС «Единое окно», http://window .edu.ru ); • Федеральный портал «Российское образование» ( http://www.edu.ru ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Использование ИКТ на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Систематизация работы как учителя химии, выявление наиболее часто употребляемых средств ИКТ в рамках преподавания химии в 8-11 классах  сельской общеобразовательной школы, показать возможности ис...

Использование КСО на уроках химии

Обобщение опыта использования методики КСО на уроках химии....