"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "
статья по теме

Матвеева Наталия Валентиновна

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kso.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важнейших задач, которая должна быть реализована учителем в процессе преподавания химии в школе – формирование у будущих выпускников естественнонаучного мировоззрения и современных ценностных ориентаций, а так же необходимых химических знаний, умений и навыков (ЗУН), обеспечивающих успешную социализацию и жизнеспособность личности.

Результат процесса обучения во многом зависит не только от характера изучаемого материала, но и от того, какие методы обучения выбирает учитель. Для осуществления эффективного образовательного процесса необходимо применять такие технологии, которые бы позволяли учитывать разный уровень развития обучающихся, а так же психологические особенности учеников (характер, тип мышления, темперамент, устойчивость внимания, восприятие и запоминание учебного материала, а так же некоторые возрастные особенности и характер межличностных отношений в классе). Современный учитель, работающий в режиме личностно - ориентированного образования, должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации, а значит работать в тесном контакте с психологом и классным руководителем. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей детей: степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителя образовательным процессом.

Выбирая форму организации учебной деятельности уч-ся, которая отвечала бы данным требованиям, я использовала данные, полученные психологами. Доказано, что у учащихся остаётся в памяти от того, что они:

Кроме того, анализ многочисленных педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что наилучшему восприятию и усвоению учебного материала подростками способствуют такие формы организации учебного процесса, как коллективная и парная, так как поведение подростков по своей сути является коллективно – групповым, а одним из самых значимых видов деятельности в этот период является общение.

1. В своей работе я использую различные формы организации учебной деятельности, в том числе групповую технологию обучения. Основной целью применения групповых технологий в обучении является обеспечение активности учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения содержания. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Главное в групповой деятельности – не объективная эффективность группы как решателя задачи, а субъективная эффективность для развития участников. Эффективность внутригруппового процесса зависит от степени взаимной авторитетности детей, участвующих в совместной деятельности. Авторитетный партнёр повышает учебную активность одноклассника, если последний, в свою очередь, считает себя значимым в его глазах.

Данный способ организации деятельности детей является особым фактором, который оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- сотрудничество в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных операций и действий (задаётся системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых не возможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия – задаётся необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы;

- позитивную взаимозависимость и взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- индивидуальную подотчётность и ответственность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Отношения между учащимися, между различными группировками, неизбежно возникающими в коллективе, способны весьма серьёзно влиять на психологический климат в коллективе, работоспособность школьников на уроках, их поведение и восприятие учителя в процессе обучения. Поэтому при проектировании образовательного процесса необходимо учитывать закономерности межличностных отношений.

При составлении групп я использовала рекомендации, данные психологами:

  1. Не включать в одну группу учеников, взаимно отвергающих друг друга;
  2. Учеников с низким статусом определяли в такие группы, где отношение к ним было бы нейтральным, что даёт возможность улучшения взаимоотношений учащихся в процессе групповой работы.

III. 2. Главными особенностями организации групповой деятельности учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Хотя бы один из членов группы должен обладать чертами лидера, чтобы организовать обсуждение вопроса или проблемы, и вовлекать в этот процесс всех членов группы.

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы;

- состав группы не постоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. В группе должны быть: генератор идей, скептик, эрудит, аналитик, наблюдатель, то есть каждый участник выполняет определенные функции. Как правило, это учащиеся с разным уровнем обученности и информированности по предмету. При этом все они должны обладать психологической совместимостью.

•"Аналитик" – задаёт вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

•"Протоколист" – фиксирует всё, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения обычно он выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы;

•"Наблюдатель" – оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основании заданных учителем критериев.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Такой смешанный состав учащихся предполагает интенсивный обмен мнениями между сильными, слабыми и средними учениками, что способствует укреплению межличностных отношений учащихся. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение разными группами различных заданий в рамках общей темы. Именно дифференцированная групповая работа вносит новые элементы во фронтальную работу. Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы и разделение между группами задач создаёт в классе новую ситуацию: весь класс узнаёт о роли каждой группы, таким образом, устанавливаются твёрдые взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед всем классом. Совсем другой характер приобретает фронтальная работа, следующая за групповой. Содержание их отчётов для остальных учащихся представляет собой новую информацию. Значит, от качества выполнения заданий каждой группой зависит от того, насколько хорошо другие группы и каждый отдельный ученик усвоят материал.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ – практикумов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

При изучении отдельных тем я провожу практикумы с использованием коллективного способа обучения. Отличительная черта этой технологии – использование уроков в форме практикума, когда весь класс делится на группы (или пары переменного состава), которые обмениваются заданиями в определённой последовательности. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с каждым. От каждого ученика требуется, чтобы он научился самостоятельно изучать любую новую тему, то есть был готов к непрерывному самообразованию, а так же передавать полученные знания другим.

Коллективные учебные занятия позволяют в рамках выделенного времени всем без исключения обучающимся успешно усвоить необходимый минимум знаний по теме. При коллективных учебных занятиях ученики могут осваивать программу своим темпом в зависимости от способностей, трудолюбия, предшествующей подго товки; увеличивается время на индивидуальную работу. Систематическое выполнение различных функций (учителя, ученика, консультанта, организатора) повышает статус ребёнка на уроке. Работа в парах сменного состава расширяет сферу взаимодействий между ребятами, что способствует развитию речи, умения слушать и ставить вопросы, проводить обсуждение. Кроме того, развиваются организаторские умения, формируется навык делового общения, повышается самооценка учащихся, т.е. коллективные занятия способствует личностному росту ребёнка, а это очень важно.

Качество обученнности при использовании коллективной системы обучения или её элементов возрастает, так как изменяется мотивация к учению: каждый обязан всему, что он знает, научить других. Изучение нового материала, проверка ЗУН, анализ и оценка – всё делает коллектив. При таком подходе в результате обучения заинтересованы все участники этого процесса.

Задача учителя – руководство процессом самоуправления, возникающим при введении элементов КСО в процесс обучения, а так же отбор материала для работы в парах сменного состава с учётом сложности материала, количества учащихся в данном классе и т. д. Например, в 8 классе при изучении темы «Химическая связь» мы использовали дидактические карточки Воскобойниковой Н.П. («Вентана-Граф», 2004г). Применение дидактических карточек способствует формированию осознанной мыслительной деятельности обучающихся для решения сначала общих, а затем частных задач различного уровня сложности. Каждая карточка состоит из 2 частей:

1 – информационно – обучающая, содержащая алгоритм учебной деятельности, пример его использования и необходимые пояснения;

2 – контролирующая, содержащая задания различного уровня сложности и предназначенные для само - и взаимоконтроля.

Такая разработка учебных заданий способствует проявлению подлинной самостоятельности учащихся в учении: при изучении материала, его осмыслении и обобщении, применении знаний. Познание при такой организации учебных заданий выступает как процесс постоянного взаимодействия новых знаний с уже известными, четкого ограничения тех и других, объединение их систему. Создаются условия для проявления индивидуальности, вариативности познания, развития творческого мышления.