Стендовый доклад. ФГОС: школьная система оценивания учебных достижений
статья по химии (8 класс) на тему

Кронцева Елена Юрьевна

Что оценивать и как оценивать  учебные достижения по ФГОС?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кронцева Елена Юрьевна,

учитель химии

МКОУ Садовской СОШ

 ФГОС: школьная система оценивания

учебных достижений

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

 Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

            По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в “Портфеле достижений”.

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

1.таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

2.таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

3.таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

“Портфель достижений ученика” – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы “Портфеля достижений”:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять “Портфель достижений” и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: “нормально”, “хорошо”, “почти отлично”, “отлично”, “превосходно”.

КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

 Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

 По признакам трёх уровней успешности.

  • Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи.   Качественные оценки - “хорошо, но не отлично”или “нормально” (решение задачи с недочётами).
  • Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи   Качественные оценки: “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).
  • Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи  Качественная оценка - “превосходно”.

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки 

по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.

КАК СОПОСТАВИТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ И КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ?

Основная проблема-составление методически грамотного составления рейтинга.

Прежде всего необходимо:

1. разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки).  

2.определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета;

3.установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения;

4.составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;

5.на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;

6.в конце четверти (полугодия) выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)

Пример построения рейтинговой системы для оценочной шкалы.

В данной системе можно использовать 10-ти бальное оценивание.

Для каждого учащегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.

 Критерии оценивания знаний учащихся

Основные критерии

Баллы

 Качественная оценка

Даты уроков

Отсутствие на уроке

0

 

 

 

 

Готовность к уроку

0,5

 

 

 

 

Слушал, переписывал с доски

1,0-1,4

Очень слабо

 

 

 

Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5-2,0

Слабо

 

 

 

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2,1-3,0

Посредственно

 

 

 

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

3,1-4,0

Нормально

 

 

 

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

4,1-5,0

Недостаточно хорошо

 

 

 

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

5,1-6,0

Хорошо

 

 

 

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

6,1-7,0

Очень хорошо  

 

 

 

Сам могу устранить свои ошибки

7,1-8,0

Отлично

 

 

 

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

8,1-9,0

Прекрасно

 

 

 

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения

9,0-10,0

Идеально

 

 

 

Суммарный балл за занятие

 

 

 

Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ

Объем правильно выполненных заданий

 (в % от общего объема работы)

БАЛЛЫ

Стандартная работа

Повышенный уровень (профильный)

Не превышает 25%

1,0 – 2,0

1,0 – 3,0

Не превышает 50%

2,1 – 4,0

3,1 – 5,0

Не превышает 75%

4,1 – 5,0

5,1 – 7,0

Превышает 75%

5,1 – 7,0

7,1 – 10,0

Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:

  • прогул урока без уважительной причины (минус 1 балл);
  • отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
  • плохое поведение на уроке (минус 1 балл);
  • неготовность к уроку (минус 1 балл);
  • опоздание более чем на 7 минут без уважительной причины (минус 1 балл).

 Перевод в “5” балльную шкалу

Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной

Оценка по дисциплине по 5 балльной шкале

90% и более

5

75-89%

4

60-74%

3

Хотя бы один из модулей оценен на "2"

2

Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения и если к концу четверти ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет (тему, курс).

P.S. Учителям химии: в издательстве «Вентана-Граф» вышел учебно-методический  комплекс (УМК) по химии для 8-9 классов основной школы, автор  Н.П.Воскобойникова.  УМК включает в себя два учебника (8,9), две рабочих тетради и учебное пособие для слабых школьников.

В нём содержатся разноуровневые задания и задачи, а также алгоритмы для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, что даёт возможность обучаться по индивидуальной образовательной траектории с рейтинговой системой оценивания