ИКТ в современном образовании
статья по химии по теме

По данным современных исследований, в памяти человека остается четверть услышанного материала, треть увиденного, половина услышанного и увиденного одновременно, а также четверть материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_sovremennom_obrazovanii.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Андреева Наталья Владимировна

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №68

По данным современных исследований, в памяти человека остается четверть услышанного материала, треть увиденного, половина услышанного и увиденного одновременно, а также четверть материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе с ними дети проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

Как показывает практика, только единичные электронные издания образовательного назначения используются педагогами в учебном процессе полностью. Чаще всего учителя пытаются адаптировать имеющиеся ресурсы «под себя», фрагментарно, или разрабатывают свои собственные электронные учебные материалы. Последнее – достаточно трудоемкий процесс. Но это оправдано, так как позволяет создавать средства обучения, ориентированные на индивидуализацию обучения; интенсификацию процессов обучения, исследования и выявления закономерностей наук; развитие интеллектуального потенциала обучаемого; формирование умений самостоятельно приобретать знания и осуществлять разнообразные виды информационной деятельности.

При использовании на уроке мультимедиа важно помнить:

- компьютер – это средство, он помощник педагогу, а не его замена;

- учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины, а становится его партнером;

- учитель может в любой момент скорректировать процесс обучения;

- не стоит недооценивать возможности компьютера как средства наглядности, но важно учитывать и его негативное воздействие на человека.

При объяснении нового материала «учитель не отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает процесс. Богатство содержательной поддержки может сделать урок значительно более усваиваемым и увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст – звук – видео – цвет».

Помимо презентаций к отдельным урокам, которые более наглядно представляют изучаемый материал, а  рефлексивная часть урока может осуществляться с само- и взаимоконтролем, я стараюсь использовать готовые CD-диски, такие как «Школьный химический эксперимент» и «Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс)», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы». Эти электронные пособия позволяют показать обучающимся опыты, которые невозможно осуществить самостоятельно в лаборатории, как при объяснении нового материала, так и при повторении и обобщении. В данном случае предлагаются следующие  задания, например: объясните увиденное явление; просмотрев опыты, охарактеризуйте свойства того или иного вещества. А при изучении простых и сложных веществ, типов химических связей (8 класс), органических веществ, предлагаю учащимся задания по моделированию молекул соединений. На этапе закрепления пройденного материала обучающимся предлагаю задание: представьте материал в виде электронного учебника (например, по некоторым темам органической химии). По соответствующим темам курса химии предлагаю учащимся разнообразные творческие задания по составлению сообщений-презентаций, а именно: «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «История одного металла», «Стекло в моем доме», «История керамики», «Витамины» и многое другое.

Таким образом, тестирование, экспериментальные задания, моделирование процессов и явлений, проблемные ситуации, развивающие игры, индивидуальные творческие задания – вот некоторые варианты использования средств коммуникации на уроках. В результате все дети оказываются вовлечены в мыслительную деятельность.

И компьютерный контроль знаний имеет вполне определенные преимущества по сравнению с традиционным, так он помогает индивидуализировать контроль знаний, проводить учет разной скорости работы учеников с дифференциацией по степени трудности; повышает объективность оценки; помогает ученику увидеть детальную картину собственных недоработок; позволяет выдавать оценку не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. При этом на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени. В связи с этим периодически провожу тренинговые занятия по выполнению тестовых заданий.

Я считаю, что во внеурочной деятельности на современном этапе развития образования также не обойтись без информационно коммуникативных технологий.

Следовательно, использование информационно-коммуникативных технологий применительно к предметному обучению ведет к повышению эффективности и мотивации обучения на уроке, повышению уровня индивидуализации обучения и возможности организовать оперативный контроль за усвоением знаний. А также итогом использования ИКТ в образовательном процессе является включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализацию и саморазвитие личности ученика.