Презентация к уроку "Глюкоза- королева углеводов"
презентация к уроку по химии (11 класс) по теме

Ершова Татьяна Анатольевна

Презентация для открытого урока по теме "Глюкоза", содержит не только задачи, но и обширный дополнительный материал.

Скачать:


Подписи к слайдам:

В природе
С6Н12О6
М(С6Н12О6)= 12*6+1*12+16*6=180г/моль
Историческая справка
1811 год – Кирхгоф – впервые получил глюкозу.1837 год – Берцеллиус – установил молекулярную формулу глюкозы.1860 год – Бертло – установил содержание в глюкозе ОН групп.1861 год – Бутлеров – получил глюкозу из формальдегида.1869 год – Колли – определил колличество ОН групп в глюкозе.
Получение.
Фотосинтез 6CO2+6H2O C6H12O6+6O21861 год Бутлеров 6HCOH Ca(OH)2 C6H12O6(C6H12O6)n + nH2O H2SO4t nC6H12O6
Изомерия
Реакция серебряного зеркала СН2ОН (СНОН)4 СОН + Аg2O AgNO3 (CHOH) (CHOH)4 COOH + 2Ag
СН2ОН (СНОН)4 СОН + 2Cu(OH)2CuSo4 (CHOH) (CHOH)4 COOH + Cu2O + H2O3.Гидрирование СН2ОН (СНОН)4 СОН + Н2 CH2OH (CHOH)4 CH2OH
Брожение
а) Спиртовое С6Н12О6 2С2Н5ОН+2СО2б) Молочнокислое С6Н12О6 2СН3 СНОН СООНв) МаслянокислоеС6H12О6 С3Н7СООН + 2Н2 + 2СО2
Задача
I вариант – Какой объём кислорода выделится при фотосинтезе, если растение поглотило 67,2л углекислого газа?Ответ: 67.2л
II вариант – Сколько грамм осадка Cu2O выделится, если 18г глюкозы растворить в воде, а полученный раствор ввести в реакцию с гидроксидом меди (II)?Ответ: 14,4г.
Применение
Медицина -Глюкоза – источник энергии. -Лекарственные препараты. -Сорбит – заменитель сахара для больных сахарным диабетом.
Кондитерские изделия
Кисломолочные продукты.
Сельское хозяйство.
Силосование кормов.
Текстильная промышленность.
Изготовление ёлочных игрушек и зеркал
Тест
Глюкоза относится к:а) тетрозам, б) пентозам в) гексозам2.В организме человека и животных глюкоза:а) является источником энергии.б)выполняет запасающую функцию.в)участвует в процессе фотосинтеза.г)является катализатором.
3.Укажите функциональную группу, входящую в состав изомера глюкозы:а)карбонильная в)аминогруппаб)карбоксильная г)метильная4.В результате окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра образуются:а)глюконовая кислота и водаб)глюкосахарат и водав)спиртокислота и сереброг)многоатомный спирт и вода
5.Какое вещество образуется при спиртовом брожении глюкозы:а)этиловый спиртб)метиловый спиртв)молочная кислотаг)глюконовая кислота6.Укажите окраску раствора глюкозы при добавлении свежеприготовленного гидроксида меди(II):а)голубая в)красно-фиолетоваяб)синяя г)красная
Ответы:
1-в2-а3-а4-в5-а6-б
Осуществите цепочку превращений.
Iвариант CO2+ H2O X1 X2 X3IIвариант СН3ОН X1 X2 X3
Ответ: I вариант6СО2 + 6Н2О С6Н12О2+6О2С6Н12О6 2С2Н5ОН+2СО2С2Н5ОН+СuО СН3СОН + Сu + Н2ОII вариантСН3ОН+СuO HCOH+Cu+H2O6HCOH Ca(OH)2 C6H12O6CH2OH-(CHOH)4-COH +H2 CH2OH-(CHOH)4-CH2OH
Рефлексивный тест
1.На уроке я узнал(а) много нового2.Мне это пригодится в жизни3.На уроке было над чем подумать4.На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.5.На уроке я поработал(а) добросовестно.


Предварительный просмотр:

МОУ Криушинская СОШ                                                                                               Учитель химии Ершова Т. А

Урок №

Тема: Глюкоза. Состав, строение, свойства, применение.

Задачи:

1.Воспитывающие научное представление окружающего мира, производственных процессов, гордость за достижение отечественной науки.

2. Обучающие:

Знать:  1.Физические свойства С6Н12О6

            2. Виды формул С6Н12О6

            3. Содержание в природе

4. Области применения

5. Способы получения глюкозы

6. Химические свойства С6Н12О6

7. Виды брожения.

Уметь: 1. Составлять различные формулы С6Н12О6

                  2. Составлять формулу изомера глюкозы

3. Составлять уравнение получения и химических свойств С6Н12О6

4. Составлять уравнение брожения С6Н12О6

5. Осуществлять цепочки превращений.

6. Осуществлять вычислительные действия и решать задачи по данной теме

3. Развивающие память, внимание, мышление, интерес к науке, науки работы с химическими реактивами.

Оборудование и реактивы: 

С6Н12О6, CuSO4, NaOH, фруктоза, индикаторная бумага, кондитерские изделия, молочнокислые продукты, соленья, молоко, лекарственные препараты (аскорбиновая кислота, глюконат кальция), виноград (сок), мед, спиртовка, пробирки, держатели, стеклянные палочки.

Тип урока: изучение новой темы, интегрированный урок с использованием мультимедийной установки.


Ход:
1. Организационный момент-2 минуты.

2.Актуализация знаний.

- Какой класс органических соединений мы начали изучать?
-Что такое углеводы, их общая формула? С
n(H2О)m,  где n и m>3

- Какова классификация углеводов? Приведите примеры.

Тема нашего урока: «ГЛЮКОЗА».

Определите её место в квалификационном ряду.
План урока:
1. Познакомиться с содержанием С
6Н12О6 в природе.

2. Раскрыть физические свойства С6Н12О6
3. Раскрыть историческую справку открытия глюкозы.

4. Изучить различные виды формул и научиться их составлять.

5. Ознакомиться с изомером глюкозы.

6. Раскрыть способы получения С6Н12О6.

7. Изучить химические свойства С6Н12О6 и научиться составлять химические уравнения

8. Рассмотреть различные виды брожения С6Н12О6.

9. Раскрыть роль С6Н12О6 в природе и для человека.

10. Проверить себя: задача, тест, тайные вопросы.

11. Практически научиться доказывать наличие С6Н12О6 и различать среди других веществ.

Термины и понятия на доске: фруктоза,   α, β    - глюкоза, глюконовая кислота, алкоголят, сорбит, брожения, Кирхгоф, Берцелиус, Бертло, Колли, Бутлеров, альдоза, кетоза.

Число, тема в рабочей тетради, карточки, оценочный лист, буклеты.

3. В природе: много в соке винограда виноградный сахар

    Мёд  глюкоза + фруктоза, зеленые растения, мышцы, кровь (0,08-0,11%)

4. Физические свойства: исследуйте глюкозу: цвет, растворимость в воде,  t 3 ↓  , чем у воды.

5. Формула С6Н12О6, рассчитайте М (проверка)

6. Историческая справка:

     - 1811г.     Кирхгоф впервые получил С6Н12О6 гидролизом крахмала и целлюлозы.

     - 1837г.     Берцелиус установил формулу С6Н12О6.

        - 1860г.     Бертло – входят ОН- группа

    - 1861г.     Бутлеров – получил из

     - 1869г.     Колли – количество ОН- групп (5)

1 СОН и 5 ОН групп

-Составьте структурную формулу глюкозы. (проверка)

                      

Альдегидная форма (ф. Фишера)                ОКСО-цикло-тауметрия

альдегидоспирт (альдоза)

фуксинсернистой кислотой     →  красное окрашивание, а у глюкозы нет.

7. Получение.

-Какой вы знаете способ получения

1) Фотосинтез 6CO2 + 6H2O → C6H12O6 + 6O2 ↑

 

Ежегодно растения Земли с помощью фотосинтеза создают от 200 млрд. органических веществ

2) Бутлеров              

6HCOH      C6H12O6

                       t

3)  (C6H11O5)n + n H20 nC6H12O6

8.Изомерия. – Какие вещества изомерны с альдегидами.

- Составить изомер для глюкозы, если вместо фруктоза кетоноспирт (кетоз)

9. Химические свойства.

-Какие функциональные группы присутствуют в глюкозе?

-Какие свойства можно предвидеть?

по СОН:    Н2,    Аg2O,   Cu (OH)2    на листах

по ОН:     Cu(OH)2    (4,5   а т С);     у доски

Дополнительно:

9.1 Окисление     С6Н12О6    (в организме)

                                                                                                        энергия

55% С6Н12О6 идет на образование АТФ                   работа мышц секреции

9.2.  Брожение.

а) спиртовое

 C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

б) молочнокислые

C6H12O6 → 2CH3 – CHOH -COOH

Молочная кислота

Индикаторная бумага

Синяя        Красная

Свежее молоко                                           Кефир

В) маслянокислые

C6H12O6 → C3H7COOH + 2H2 +2CO2

10. Что такое на столе: глюкоза, фруктоза, (глицерин)   кирпично-красный

глюкоза; синее  фруктоза (глицерин)

11. Задачи.

I в. Какой объем кислорода выделится при фотосинтезе, если растение поглотило 67,2 л углекислого газа

Решение.    67,2 л                                        х л

                     6CO2 + 6H2O → C6H12O6  + 6O2

                   134,4 л                                  134,4 л                                х  = 67,2 л                                                                    

II в. Сколько грамм осадка Cu2O выделится, если 18 г глюкозы растворить в воде, а полученный раствор ввести в реакцию с гидроксидом меди (||)

Решение

У доски. Какова масса глюкозы, при брожении которой получится 276 г этанола при выходе 80%.

Решение:      х г                345 г

                    C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

                      180 г            92 г

mT = 276 г : 0, 8 = 345 г,

х = 675 г.


12.Применение. Краткие сообщения по применению глюкозы в соответствии с выбором профессии.

а). Медицина (источник энергии, лекарственные

 препараты, сорбит (заболевание сахарным диабетом)

б) Кондитерская промышленность                                      - Какие реакции лежат в основе

в) Ветеринария, зоотехники (с/х)                                                  применения      

г) Стилисты, визажисты, модельеры.

13. Тест.

1). Глюкоза относится к:    а) тетрозам,     б) пентозам,     в) гексозам.

2). В организме человека и животного глюкоза:

           а) является источником энергии,

           б) выполняет запасающую функцию,

           в) участвует в процессе фотосинтеза,

           г) является катализатором.

3). Укажите функциональную группу, входящую в состав изомера глюкозы:

а) карбонильная,   б) карбоксильная,   в) аминогруппа,   г) метильная.

4). В результате окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра образуется:

а) глюконовая кислота и вода,  б) глюкосахарат и вода,

в) спиртокислота и серебро,      г) многоатомный спирт и вода.

5). Какое вещество образуется при спиртовом брожении глюкозы:

а) этиловый спирт,  б) метиловый спирт,  в) молочная кислота,  г) глюконовая кислота.

6). Укажите окраску раствора глюкозы при добавлении свежеприготовленного гидроксида меди (II):

а) голубая,   б) синяя,        в) красно-фиолетовая,      г) красная.

Ответы:       1-в ;  2-а ;  3-а ;  4-в ;  5-а ;  6-б

  1. Осуществите цепочку превращений :  Д/З

  I в) CO2 + H2O   X1     X2         Х3

II в.) CH3OH X1  X2  X3

   Решение :                                 

I в).

1) СO2 + H2O         C6H12O6  + 6O2  

2) C6H12O62C2H5OH + 2CO2

3) C2H5OH + CuO CH3COH + Cu + H2O       

II  в).  

  1. CH3OH +CuOH COH + Cu + H2O
  2. 6H COH  C6H12O6
  3. CH2OH – (CH OH)4 – COH + H2 CH2OH – (CHOH)4 – CH2OH
  1. Рефлексивный тест (размещение звездочек)
  2. Подведение итогов по оценочному листу.
  3. Домашнее задание: § 35, упр. 4, 5, 6, 7*, тесты ЕГЭ («3» - уровень А, «4» -«5» - уровень А и В), таинственные вопросы.


ТАИНСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

I. Некоторые лягушки нашли применение глюкозы в своём организме.

    В зимнее время иногда можно найти лягушек , вмёрзших в ледяные глыбах , но после оттаивания земноводные оживают . Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть ?

Ответ: С наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы . Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.

II. Герои романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако) , как вдруг выяснилось , что оно совершенно не съедобна

- Быть может, оно слишком долго лежало? – озадаченно спросил один из них

- Нет, он, к сожалению, долго бежало! – ответил учёный – географ Поганель.

Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животные убиты во время отдыха, но если за ним долго охотится и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно». Что произошло? 

Ответ: Происходит «гликолиз» (расщепление сахара):

             глюкоза→молочная кислота→ уксусная кислота

                                                                              ↓

CO2 + H2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Легкая атлетика - королева спорта"

Бег. Спринтерский бег. Прыжок в длину с разбега....

Презентация "Белки жиры и углеводы"

Презентация "Белки, жиры и углеводы" предназначена для краткого знакомства в теме "Органические вещества" с важнейшимиорганическими веществами. Можно некоторые слайды показать и в 10 кл. при изучении ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Углеводы". 10 класс. (В четырёх частях).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Углеводы". 10 класс. (В четырёх частях)....

Презентаци к открытому уроку "Углеводы"

Презентаци к открытому уроку "Углеводы"25 слайдов, включают необходимый наглядный материал и викторину к уроку...

Презентации по теме "Королева Елизавета II"

Презентация "Елизавета II" является хорошим иллюстративным материалом при введении темы "Королевский Лондон" в 6 классе, а также представляет собой дополнительный материал к УМК Афанасьевой О.В. и Мих...

Презентация по теме "Королева Виктория"

Виктория - королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837 г., императрица Индии с 1 мая 1876 г. Седьмая королева Великобритании и Ирландии. Викторианская эпоха совпала с пр...

Презентация "Легкая атлетика - королева спорта" для начальной школы

Презентация по легкой атлетике для начальной школы....