Внеклассное мероприятие «Школьный интеллектуальный марафон»
олимпиадные задания по химии по теме

 

Ежегодно в нашей школе проводится традиционный ноябрьский школьный интеллектуальный марафон для учащихся 9-11 классов, позволяющий

старшеклассникам самоопределиться предметно, профессионально, личностно.

В статье приводится описание всех этапов работы, связанной со школьным интеллектуальным марафоном и варианты заданий по химии (в рамках цикла естествознание), которые предлагались школьникам в 2006-2007 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_intellektualnyy_marafon.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Внеклассное мероприятие

                    « Школьный интеллектуальный марафон». 9-11 классы

Радченко Надежда Васильевна, учитель химии и биологии, социальный педагог

                                                          Мыслящий ум не чувствует себя

                                                          счастливым, пока ему не удается

                                                          связать воедино разрозненные

                                                          факты, им наблюдаемые.

                                                                                          Д. Хевеши

Общие положения традиционного школьного интеллектуального марафона.

Цели и задачи марафона.

           Школьный марафон дает каждому учащемуся возможность:

  • продемонстрировать им приобретенные общеучебные умения и навыки;
  • проявить интеллектуальные и творческие  способности;
  • раскрыть многогранность своих интересов;
  • узнать уровень своих способностей и подготовленности по сравнению со сверстниками;
  • чувство моральной удовлетворенности.

Участники марафона.

Все желающие учащиеся 9 – 11 классов.

Структура марафона.

  • подготовка заданий для учащихся;
  • составление расписания работы учителей и учащихся в день

      проведения марафона;

  • предварительный инструктаж учителей-предметников;
  • объяснение учащимся порядка и правил проведения марафона;
  • письменное выполнение учащимися предлагаемых заданий;
  • проверка учителями-предметниками выполненных заданий;
  • обработка полученных результатов;
  • подведение и освещение результатов и  итогов марафона;
  • награждение победителей на общешкольной линейке;
  • анализ проведенного марафона школьными службами и

      всеми заинтересованными лицами;

  • участие в районных предметных олимпиадах.

Общая концепция составления заданий.

        В основу концепции положен культурологический подход к оценке знаний

учащихся, учитывающий разный уровень подготовки учеников и разнообразие их склонностей и интересов.

       Большинство заданий «Интеллектуального марафона» составляются таким

образом, что для успешного их решения не требуется знаний, выходящих за рамки школьного учебника. Тем не менее, задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации.

        Задания должны быть разнообразными по форме:

  • тестовые;
  • вопросы, требующие односложных ответов;
  • задачи и ситуации, предполагающие подробные обоснования,

      рассуждения, выкладки.

 Вопросы по каждому предмету построены на межпредметной основе.

       Важно, чтобы задания различались по уровню сложности. И,  конечно же

обязательно присутствие «утешительных», то есть решаемых всеми учащимися,

заданий и тех, с которыми справляются лишь немногие.

       На нашем школьном марафоне учащимся по традиции предлагаются

 задания по трем циклам:

  1. Физико-математический (физика, математика, информатика);
  2. Естествознание (география, биология, химия);
  3. Гуманитарный (русский и иностранный языки, история).

        Каждый предмет включает в себя задания разного уровня и максимальное

количество баллов, которое может получить каждый участник в каждом

предмете, - 50 баллов («ценность» каждого задания указана в тексте).

Таким образом, максимальная сумма баллов по каждому циклу – 150 баллов.

        Интеллектуальный марафон длится три дня (на каждый цикл выделяется один день и на каждый предмет – один урок).

        Составляя задания, необходимо помнить о том, что их выполнение

ограничено по времени (40 мин.), следовательно, они не должны требовать от

школьника написания «сочинений» или громоздких решений. Этим же фактором определяется и количество заданий в каждом предмете. Следует также предусмотреть,

что задание может быть выполнено не полностью, тогда в этом случае имеет смысл оценивать каждый результативный шаг учащегося определенным количеством баллов.

       Следует также отметить, что основные трудности при разработке заданий это сбалансированность содержания и уровня сложности заданий. Важно не только не превратить задания по каждому предмету в пониженного уровня предметную

олимпиаду, но и в повышенного уровня контрольную работу.

Варианты заданий по химии - цикл естествознание 2006 года

                            (раздаточный материал).

                        Класс – 9

1. Какой элемент не образует аллотропные видоизменения:

    а/ сера;              в/ углерод;

    б/ фтор;             г/ фосфор.                  

                                                                           / 5 баллов /

2. Скорость коррозии металлов будет максимальна, если электролит

    содержит:

     а/ окислитель в кислой среде при повышенной температуре;

     б/ восстановитель в кислой среде при пониженной температуре;

     в/ окислитель в щелочной среде при пониженной температуре;

     г/ восстановитель в щелочной среде при повышенной температуре. [2].

                                                         / 5 баллов /

3. В химической лаборатории обнаружили смесь, состоящую из стружек

    железа и меди, порошка серы, кристаллов сахара и угольной пыли.

    Предложите один из способов разделения этой смеси,

    который позволил бы сохранить химически неизменными все ее

    компоненты. [1]

                                                                         / 10 баллов /

4. Какой из следующих газов пригоден для заполнения воздушных шаров?

    Ответ мотивируйте.

    а/ гелий;              в/ углекислый газ;

    б/ кислород;        г/ водород.                    

                                                                   / 10 баллов /

5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить

    следующие превращения:

СuО → СuSО4  СuCI2   Сu (ОН)2 → СuО → Сu

    Там, где это возможно, напишите сокращенные ионные уравнения.

                                                                       / 10 баллов /

6. При нагревании 4,83 г. оксида металла (степень окисления которого +2)

    выделилось 0,25 л. кислорода (н.у.).

    Определите металл. [1].

                                                                  / 10 баллов /

                           Класс – 10

1. Не существует гомологического ряда углеводородов с общей формулой:

    а/ СnН2n -2;              в/ СnН2n +1;

    б/ СnН2n;                 г/ СnН2n -6.                      

                                                                           / 5 баллов /

2. Реакции, обусловленные наличием в алкенах  π - связи, относятся к типу реакции:

     а/ замещения;

     б/ разложения;

     в/ отщепления;

     г/ присоединения.

                                                           / 5 баллов /

3. В цепочке превращений:

            1                      2                        3                                  4

   СаО → СаСI2 → СаСО3 → Са (НСО3)2 → СаСО3

     Требуется пропускание углекислого газа на этапе … (в ответе укажите номер этапа).

   Обоснуйте свой выбор.

                                                                        / 10 баллов /

4. Приведите примеры уравнений реакций в которых участвуют вещества в указанных  

    агрегатных состояниях.

    а/ г + г = г ;              в/ г + г = т ;          д/ г + г = ж.

    б/ г + т = г ;             г/ ж + ж = т ;                      

                                                                          / 10 баллов /

5. Как с помощью одного реактива распознать разбавленные растворы следующих

    веществ:

      а/ хлорида натрия;

      б/ хлорида алюминия;

      в/ карбоната калия.

    Там, где это возможно, напишите уравнения химических реакций. [1].

                                                                         / 10 баллов /

6. В карбюраторе автомобиля движущегося по трассе 1 кг. горючего превращается

    в  800 г. углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. Какова масса

    углекислого газа будет выброшена в атмосферу при сжигании 15,6 кг.  горючего?

       

   1 м³ зеленых листьев за 1 ч. способен усвоить из воздуха 8 г.

   углекислого газа и выделить столько же кислорода.

  Сколько нужно зеленых листьев чтобы за час поглотить выделившийся

   углекислый газ из предыдущей задачи.

                                                                  / 10 баллов /

   

                               Класс – 11

1. Органическое вещество – белый порошок, нерастворимый в холодной воде,

    применяется в пищевой промышленности, при нагревании с водным

    раствором кислоты гидролизуется до α - глюкозы - это:

    а/ целлюлоза;              в/ сахароза;

    б/ крахмал;                  г/ сорбит.                    

                                                                           / 5 баллов /

2. Нейтральная среда в растворе аминокислоты:

    а/ СН3 – СН – СООН;                      в/ НООС – СН2 – СН – СООН;

                    |                                                                         |          

                   NН2                                                                                                     2

    б/ СН2 – СН2  СН – СООН;            г/ СН3 – СН – СН – СООН.

         |                    |                                                |         |                        

        NН2             NН2                                   NН2   NН2  

                                                                             / 5 баллов /

3. На столе поставили два одинаковых стакана; в первом – дистиллированная вода,

    во втором – раствор серной кислоты с массовой долей 75%. Температура

    воздуха и всех веществ равна 20 градусов. Через некоторое время:

   а/ температура в первом стакане повысится, а во втором понизится;

   б/ температура в первом стакане понизится, а во втором повысится;

   в/ температура в первом стакане не изменится, а во втором повысится;

   г/ температура в первом стакане повысится, а во втором не изменится.

  Выбор ответа обоснуйте. [2]. 

                                                                            / 10 баллов /

4. Белое олово (металл) на морозе превращается в серый порошок

    («оловянная чума»). Это объясняется:

    а/ взаимодействием с азотом воздуха;            

    б/ изменением кристаллической структуры олова;            

    в/ изменением парционального давления кислорода в воздухе;

    г/ взаимодействие с парами воды.

    Как называется данный процесс? [2].                                                                 

                                                                           / 10 баллов /

 5. В одной из горных областей жители страны стали страдать от

     заболевания щитовидной железы. Медики посоветовали им  потреблять

     в пищу больше морской капусты.

     Почему? [3].                                                   

                                                                          / 10 баллов /

6. Через неисправный кран за 1 час по одной капли вытекает 100 г. воды. Какое

   количество бумаги можно было бы получить с помощью сэкономленной

 

   воды в течение 1 месяца, если на производство 1 т. бумаги расходуется

   250 т. воды.

                                                                     / 10 баллов /

Подведение итогов « Интеллектуального марафона» - цикл естествознание.

Класс

Ф. И. уч-ся

    Химия

   50 баллов

Биология

 50 баллов

География

  50 баллов

Итоговый балл - 150    

  9

 1.

 2.

 3. и т.д.

  10

 1.

 2.

 3. и т.д.

  11

 1.

 2.

 3. и т.д.

Список используемой литературы:

  1. Савин Г.А. Олимпиадные задания по неорганической химии. 9-10 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Школьный интеллектуальный марафон./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  3. Химические викторины./ Ставрополь: изд-во Ставропольского

      краевого института усовершенствования учителей, 1992.

                

 

                                                                 

                                                                                                                       

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по профориентации " Марафон профессий"

Занятие предназначено для учащихся 6-7 классов коррекционной школы 8 вида.Целью данного занятия является ознакомление детей  с «житейским» способом выбора профессии, информирование их о качествах...

Школьный интеллектуальный марафон "Весёлая математика"

Школьный марафон проводился в рамках недели науки в школе. Данное мероприятие расчитано на учеников 5 класса....

Внеклассное мероприятие "Школьная спортивно-интеллектуальная Олимпиада".

                  Данное мероприятие подготовлено для учащихся 5-6 классов, с учётом имеющейся материальной базы школы. Праздник проводился на школь...

Внеклассное мероприятие. Игры интеллектуального клуба. Тема: "Знаменитые люди России".

Данная игра может быть проведена в 8-9 классах во внеурочное время. Вопросы разного уровня сложности. Игра командная....

Презентация к внеклассному мероприятию "Био-эко-марафон"

Презентация составлена к внеклассному мероприятию "Био-эко-марафон"....

Внеклассное мероприятие.Спортивно-интеллектуальная викторина «Что я знаю о спорте»

1.Формирование интереса к физической культуре. 2.Развитие внимания, сообразительности, находчивости. 3.Воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно оценивать свои знания и знания ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Марафон математических знаний»

Цели мероприятия: Привитие интереса к математике. Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся. Развитие логического мышления, интуиции и внимания....