Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Марафон математических знаний»
методическая разработка (11 класс)

Купава Галина Петровна

Цели мероприятия: Привитие интереса к математике. Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся. Развитие логического мышления, интуиции и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marafon_matematicheskih_znaniy.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по математике

«Марафон математических знаний»

Цели мероприятия: Привитие интереса к математике. Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся. Развитие логического мышления, интуиции и внимания. Развитие мышления, наблюдательности, сообразительности у учащихся. Развитие культуры коллективного общения, коммуникативности. Формирование навыков общения, умения работать в коллективе, духа соперничества

Форма проведения: интеллектуальный марафон

Технология: групповая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, 2 листа, 2 набора фломастеров, карточки с номерами столов, карточки с заданиями для тура «экзамены не за горами», жетоны, карточки с номерами №1, №2 ( для жеребьёвки столов), чистые листы бумаги, ручки.

Продолжительность игры:  45 минут
                                                                 Ход игры:

Ребята выбирают фишку, на которой указан номер стола (№1, №2), после этого рассаживаются за столы.  Столы пронумерованы.

Учитель:   Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами внеклассное мероприятие.  Мы начинаем игру «Марафон математических знаний».

В игре участвуют 2 команды по 5 человек в каждой, игра состоит из 7 туров:

1.Презентация команд

2. Разминка «Что   мы знаем, что мы помним из прошедших школьных лет…»

3. «Лирики и математика» 

4.«Великие и знаменитые»

5. «Экзамен   не за горами»

6.«Задачки на построение и пространственное мышление»

7. «Угадай слово»

Каждая команда будет получать жетоны. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество жетонов по ходу всей игры.

И напоследок, простые правила поведения. Во время игры, вам необходимо:

  • вести себя спокойно, но не отсиживаться;
  • задания выслушивать до конца;
  • не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
  • быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
  • быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам

Вопросы? Хорошо. Можно начинать?

Важная наука.

Цифры растянулись в длинный ряд,

Формулы…  А где же ты, романтика?

Ведь еще немало говорят:

«Скучная наука – математика».

Не спеши-ка с выводами, друг,

В технике, науке и природе –

Все, что нынче видишь ты вокруг,

По ее законам происходит.

Ведь в тайге не вырастет завод,

Люди не откроют тайны Арктики,

Тепловоз по рельсам не пойдет

Без «сухой науки» - математики.

В космос мы пускаем корабли.

Небо режут сотни самолетов.

Разве их создать бы мы смогли

Без математических расчетов?!

К звездам нас помчит поток ракет,

Позовут далекие  галактики,

Потому что в целом мире нет,

Нет важней науки математики.

1 тур. Презентация команд.

Перед вами лежат листы и фломастеры. Оформите, пожалуйста, постер, в котором будет: название, девиз, эмблема и всё то, что расскажет о вашей команде как можно больше

А работать мы будем по такой схеме:

1 мин - на обсуждение данного вопроса

3 мин - на оформление постера.

1 мин – на защиту

2 тур. Разминка «Что   мы знаем, что мы помним из прошедших школьных лет…»

Сейчас по очереди каждой команде будет предложено по 10 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.

Вопросы для 1 команды

  1. Есть у уравнения и растения.                                                              (Корень)
  2. Утверждение, принимаемое без доказательств.                             (Аксиома)
  3. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
  4. Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200?                                             (0)
  5. Сколько разных высот можно провести в параллелограмме?               (Две)
  6. Записывается с помощью цифр.                                                           (Число)
  7. Назовите наибольшее целое отрицательное число.                                   (-1)
  8. Наименьшее простое число.                                                                         (2)
  9. Как называется первая координата точки на плоскости?            (Абсцисса)
  10. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения.                                            (Виет)

Вопросы для  2 команды

  1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?      (Без дроби)
  2. Можно ли при умножении чисел получить ноль?                                    (Да)
  3. Первая русская женщина – математик.                                     (Ковалевская)
  4. Наименьшее натуральное число.                                                                  (1)
  5. Как называется функция вида y=kx+в?                                         (Линейная)
  6. Сколько диагоналей можно провести в треугольнике?                              (0)
  7. Как называется вторая координата точки на плоскости?            (Ордината)
  8. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
  9. Прибор для измерения углов?                                                    (Транспортир)
  10. Сколько вершин у куба?                                                                      (Восемь)    

3 тур "Лирики и математики"   На экране зашифровано высказывание А. С. Пушкина о геометрии. На ваших столах лежит ключ к высказыванию. 1 слово оценивается в  1 балл. 

Ключ

Image491

Зашифрованное высказывание

Image492

Правильный ответ: “Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.”

4 тур. «Великие и знаменитые»

История математики богата великими людьми.

Скажите, кого из ученых – математиков вы можете назвать ( Архимед, Виет, Галуа, Гаусс, Герон, Декарт, Евклид, Жирар, Келдыш, Кеплер,  Ковалевская, Коши, Лейбниц, Лобачевский, Магницкий, Монж, Ньютон, Орем, Пифагор, Понтрягин, Риман, Фалес,.)

Внимание!  Следующий тур.

Работаем так: вы слушаете вопрос, в течение 15 сек обсуждаете ответ на него в команде. Ответ дает та команда, которая первой подняла руку.

Задание: По научному наследию, либо по биографическому факту узнать  фамилию математика.

Вопрос №1. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских  играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)

Вопрос №2. Прямоугольная система координат связана с именем этого ученого. (Декарт)

Вопрос №3. Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученый? (Архимед)

Вопрос №4. С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…

«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» (М.В.Ломоносов)

5 тур.  «Экзамены   не за горами»

Участники команд выполняют задания:

1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x) = −x+8.

2. В фирме такси в данный момент свободно 12 машин: 3 черных, 6 желтых и 3 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет желтое такси.

Во время выполнения задания 4 тура проводится «Игра с болельщиками».

Ответы: 1. 4,5                             2. 0,25

Игра с болельщиками

  1. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  2. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
  3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  4. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
  5. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
  6. Какое число приказывает? (Три)
  7. Сколько единиц в дюжине? (12)
  8.  Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12)
  9. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
  10. Угол, на который поворачивается солдат при команде «кругом»?                      ( 180°  )

После этого команды передают решенные задания жюри, на слайде ответы, каждая команда получает жетоны.

6 тур. «Задачки на построение и пространственное мышление».

1.На рисунке изображены семеро поросят. При помощи трех прямых линий отделите произвольным образом каждому поросенку по отдельной территории, не затронув самих поросят. 

Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\7_parasyat.jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\7_parasyat (1).jpg

7 тур. «Угадай слово»

 Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки,  зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.  Кто может дать ответ, поднимает руку. Готовы? Начали.

  1. За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
  2. 3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
  3. В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
  4. Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
  5. Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
  6. У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
  7. Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
  8. Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
  9. С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
  10. Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок).

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в игре  всех отличился?

Ребята, подсчитайте, сколько жетонов набрала ваша команда.

Мы поздравляем команду – победителя,  ребята сегодня показали, что они творческие люди, любящие математику.  Хочу вручить Вам - сладкий приз. Шоколад, полезен для ума.

Ребята, спасибо за игру. Всем удачного дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический КВН"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический КВН" для 5-6 классов коррекционных школ VIII вида...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Интеллектуально-познавательная игра «Колесо знаний»

Данная разработка внеклассного мероприятия разработана для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02....

методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математическое кафе"

В разработке подобран материал занимательного характера  для внеклассного мероприятия в формате математического кафе...