Конспект урока на тему "Силикатная промышленность."
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 9 класса. На уроке  показано применение соединений кремния для производства керамики, стекла, стройматериалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О       Евдокимова Нина Павловна

Предмет:    Химия

Класс:        9

Тип урока: Обобщение изученного материала

Тема      Силикатная промышленность.

 Девиз урока «Нам кремний строить и жить помогает»

Цель     Оформление и презентация учебного материала в виде буклета  о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, стройматериалов. Показ применение этих материалов в народном хозяйстве

Задачи урока:

Образовательные -  создать условия для самостоятельного приобретения    знаний из разных источников; продолжить формирование умения пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

Развивающие – создать условия для развития исследовательских умений  (формулирование проблемы, постановки целей, задач для их достижения, сбора информации, анализа, обобщения); обеспечить условия для развития самостоятельности и активности в процессе приобретения, осмысления и усвоения добытых знаний; развивать ИКТ-компетентности обучающихся

Воспитательные -    создать условия для воспитания мировоззренческой позиции о познаваемости окружающего мира, возможности видеть химию в окружающих нас предметах; содействовать воспитанию коммуникативной культуры  

УДД

Личностные УДД: осознание значимости решения учебной задачи, увязывание ее с реальными жизненными целями и ситуациями, выработка своей жизненной позиции

Регулятивные УДД: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешного усвоения

Коммуникативные УДД:  обмен информацией между людьми, передача информации, умение ее отыскивать, преобразовывать; ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать  ; умение работать в группе

Познавательные УДД:  определение стратегии  работы с текстом; осуществление информационного поиска; анализ объектов, явлений с выделением существенных т несущественных признаков; структуирование знаний; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения поставленных задач; сравнение, классификация объектов, явлений по заданным критериям

                        Планируемые результаты

Предметные:  знать     свойства и области применения стекла, керамики и стройматериалов.

                          уметь объяснять значимость соединений кремния

 Личностные:  наиболее полное усвоение темы; повышение интереса к предмету; проявление творческих способностей

 Метапредметные: освоение универсальных учебных действий

Основные понятия: Силикаты, керамика, стекло, стройматериалы

Межпредметные связи : связь с историей, краеведением, географией

Ресурсы:  основные – Интернет

Форма урока  групповая работа

Технология: коллективной мыследеятельности, компьютерная, дифференцирования обучения

Техническое обеспечение урока : мульмимедийный проектор, экран, презентации учащихся, образцы изделий из стекла ( в том числе из цветного и хрустального), фаянса, фарфора ( в том числе и известных марок: китайского, майсенского, веджвудского,  ломоносовского,  дулевского, гжельского и т.д.), керамики. Иллюстрации витражей, строения из бетона и железобетона ( в том числе : Колизей, Пантеон, соборы Киева и Новгорода и т.п), компьютер

                                  План урока ( 45 мин)

  1. Организация начала урока (1 мин)
  2. 2. Мотивация ( 1 мин)
  3. Постановка целей и задач урока (1 мин)
  4. Актуализация опорных знаний ( 2 мин)
  5. Презентация минипроектов( 25 мин)
  1. Керамика
  2. Стекло
  3. Стройматериалы
  1. Презентация общего проекта – буклета «Силикатная промышленность» ( 5 мин)
  2. Самооценивание своей работы над проектом ( 2 мин)
  3. Релаксация ( 3 мин)
  4. Подведение итогов и рефлексия ( 5 мин)

Пояснительная записка к уроку:

Данный урок заключительный при изучении темы «Элементы главной подгруппы IV группы» , как результат проектной деятельности всего класса. Организация работы над буклетом свелись к следующим этапам:

- подготовительный

1. Заранее ( за 2 недели) учитель вывешивает варианты   тем : «Керамика», «Стекло», «Стройматериалы»

2. Критерии оценивания работ ( умение ясно и четко излагать мысли, научность изложения, отбор материала ( насколько он интересен), оформление  работы, артистизм

3. Формирование рабочих групп

4. Составление плана микроисследования ( проанализировать информацию из литературы, Интернет ресурсов

- основной

1. подготовка к выступлению перед классом, составление презентации по выступлению

- заключительный:

1. Защита своих микроисследований в минипроектах в рамках общего проекта ( презентации выступления)

2. Представление единого общего проекта – буклета. Каждая группа работает над своей темой, общий результат на уроке

3) Взаимооценивание и самооценивание ( рефлексия)

                         Конспект урока

  1. Организация начала урока

Цель – подготовка к уроку

  1. Мотивация

Цель – создание благоприятного психологического микроклимата для успешной учебной деятельности

Атрибуты сегодняшнего урока – изделия из стекла, фарфора. Какую роль они играют в нашей жизни? Надеюсь,  наш разговор сегодня поможет ответить на этот вопрос

  1. Постановка целей и задач урока

Цель – стимулирование учебной деятельности

Давайте обратимся к теме нашего урока и сформулируем его цель ( Узнать о применении соединений кремния). Так как этот урок заключительный при изучении темы, то каким образом мы достигнем этой цели? ( Ребята расскажут о результатах своих минипроектов, которые будут являться составными частями общего проекта)

  1. Актуализация опорных знаний – выявление знаний основных понятий, необходимых на уроке.

Прежде, чем мы выслушаем выступления о результатах работы в группах, давайте сформулируем чем занимается данная отрасль промышленности.( Эта отрасль промышленности занимается переработкой природных соединений кремния. К ней относится производство керамики, стела и стройматериалов»

  1. Презентация минипроектов

Цель – представление результатов работы; развитие навыков оценивания.

В процессе выступлений ребята заполняют лист взамиооценивания по соответствующим критериям

  1. Керамика
  2. Стекло  
  3. Стройматериалы

 6 Презентация общего проекта – буклет «Силикатная промышленность»

     Цель – показать значимость вклада каждого в общее дело

  Обсуждение социальной и прикладной значимости проекта. Как вы думаете, будет ли полезен наш проект? ( Да, его можно использовать на уроках химии, истории, краеведения, классных часах)

  1. Самооценивание своей работы над проектом.

Цель – развитие навыка самоанализа

Давайте вспомним этапы работы над проектом:

Подготовительный этап: определили тему проекта, выбрали подтемы, разбились на группы, обсудили форму представления проекта, обсудили критерии оценивания; определили источники информации, способы сбора и анализа информации

Основной этап работы – готовили слайды для презентации, отбирали материалы для буклета. Готовили презентацию.

Заключительный этап – занимались взаимо- и самооценкой  (Ребята работают с листами самооценивания)

  1. Релаксация

Цель – отдохнуть. Разгадаем загадки:

На топтале был,

На кружале был,                                                                                              Молод был –

Людей поил    (Глиняный горшок)

На улице мерзнет,

А в доме не мерзнет   (оконное стекло)

Я серый порошок,

Пока мой дом мешок,

Но лишь напьюсь воды,

В момент окаменею я… ( цемент)

  1. Подведение итогов и рефлексия

Цель – проанализировать и оценить успешность достижения цели

Достигнута ли цель урока? Что объединяет то, о чем шел разговор?

( Кремний) Значит кремний « нам строить и жить помогает?! (Да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"

Урок по географии Татарстана  “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...

План - конспект урока по технологии в 10 классе «Профессии металлообрабатывающей промышленности. Содержания и условия труда слесаря, токаря, фрезеровщика. Формы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Требования к ЗУН молодого рабочего».

Урок для старших классов посвящён выбору рабочих специальностей в металлообрабатывающей промышленности. Ученики узнают о том, какие требования предъявляются к молодым рабочим и знакомятся со способами...

Конспект урока "Топливная промышленность России" 9 кл.

Конспект урока "Топливная промышленность России" для 9 кл. Конспект достаточно большой, можно использовать на сдвоенных уроках или разделить на несколько уроков....

Конспект урока тема: Топливная промышленность мира

Конспект урокатема:   Топливная промышленность мира...

Конспект урока. ТЭК. Угольная промышленность

Подробный конспект урока "ТЭК. Угольная промышленность"...