Краткосрочный курс "Юный эксперт" (по химии, для учащихся 8 класса)
элективный курс по химии (8 класс) по теме

Ткаченко Алла Евгеньевна

 

Курс дает возможность учащимся самостоятельно заниматься изобретательной, познавательной и практической деятельностью, потому что имеет экспериментальную направленность (2/3 занятий – практические работы, которые выполняют учащиеся). Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания – то, с чем школьник встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа; учатся пользоваться химической посудой, готовить растворы определенной концентрации; овладевают приемами сборки химических установок для проведения простейшего анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el._kurs_yunyy_ekspert_8_kl_sosh_no_84.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                   Департамент образования администрации г. Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на Методическом совете                                                     Директор школы______________

Протокол №_____от__________2013 г.                                                          

                                         РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРАТКОСРОЧНОГО  КУРСА

«Юный эксперт»

8 класс

                                                                                                 

                                                                                                         Срок реализации - одна четверть

                                                                        Составитель: А.Е. Ткаченко, учитель химии

МАОУ «СОШ № 84» г. Перми

                                                                               

Пермь  2013г.

   

              Пояснительная записка к программе краткосрочного курса «Юный эксперт». 

 Актуальность курса.

Мы живем во времена научно-технического прогресса, новых медицинских и

биологических открытий. Все это невозможно без знаний в области естественных наук и без творчески мыслящих специалистов, способных  к научным открытиям.

   Человек развивается на протяжении всей жизни  и большую роль в развитии его играет школа, предметы которые он изучает. А для того, что бы каждый урок, каждая изученная тема воспитывала и развивала, изначально необходимо прививать интерес к этому предмету.

   Учащиеся изучают химию с 8 класса. Но для многих первые темы кажутся сухими, неинтересными. Большой объем информации на уроках способствует снижению интереса к предмету, не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач.

   Поэтому для развития и поддержания интереса к предмету, необходимо вводить в школе элективные курсы, которые позволяют показать роль химии в жизни человека, развивают любознательность, интерес к предмету, обучают правильно обращаться с веществами в быту.  Одним из таких краткосрочных курсов является курс – «Юный эксперт».  

Практическая значимость курса.    Курс дает возможность учащимся самостоятельно заниматься изобретательной, познавательной и практической деятельностью, потому что имеет экспериментальную направленность (2/3 занятий – практические работы, которые выполняют учащиеся). Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания – то, с чем школьник встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа; учатся пользоваться химической посудой, готовить растворы определенной концентрации; овладевают приемами сборки химических установок для проведения простейшего анализа и синтеза.

    Все результаты исследований заносятся учащимися в рабочую тетрадь.

    На итоговом занятии – круглый стол -  учащиеся анализируют, обсуждают результаты  практических работ, высказывают свое мнение по поводу значимости проведенных исследований.

     Каждый ученик получает сертификат о пройденном элективном курсе.

Вид программы курса:    модифицированная.

Цель курса: формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности,

создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих самостоятельно приобретать умения и навыки.

Задачи курса:

_ развить познавательные, интеллектуальные и практические способности учащихся;

_ научить правильно оформлять результаты работы, защищать;

_ объяснить роль химической науки в питании, быту;

_ привить интерес к предмету;

_ развить умения работать в микрогруппах.

Отличительные особенности курса, этапы его реализации и режим занятий:

 Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 8 классов, которым интересен предмет - химия, которые хотели бы удовлетворить свои познавательные интересы. Курс рассчитан на 8 часов по 45 минут 1 раз в неделю (1 четверть ).  

 Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

 Он направлен на развитие познавательной активности и мотивации к изучению химии, развитие творческих способностей школьников, экспериментальная часть способствует развитию исследовательских качеств.

    Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.

Особенности возрастной группы учащихся:

При обучении учитываются и возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к различным изменениям, происходящим с веществами, возбудимость, быстрое овладение знаниями и умениями.

Ожидаемые результаты.

 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • Наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел,
  • Описывать результаты наблюдений,
  • Выдвигать гипотезы,
  • Выполнять измерения, обращаться с хим. посудой и лабораторным  оборудованием
  • Представлять результаты измерений в виде таблиц ,
  • Делать выводы,
  • Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на базе следующих знаний:

  • Цикл познания в естественных науках,
  • Роль химии,
  • Соотношение химии с другими науками,
  • Запись результатов,
  • Применение различных веществ.

Оценка и контроль результатов.  Заключительным этапом является итоговый отчет о проведенных исследованиях. Результат посещения элективных курсов - грамоты, сертификаты с такими надписями как «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса» и т.д.

Основные формы занятий: рассказ, беседа, практические работы, исследовательские работы, консультации.

.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Алгоритмы практических работ;
  • Реактивы и оборудование.

                                     

                               Содержание краткосрочного курса:

Тема № 1. (2ч) Введение. Техника лабораторных работ.

Введение: цели и задачи курса, значение химии и ее место среди других наук.

Правила и приёмы работы в химическом кабинете: правила поведения в кабинете химии, техника безопасности, ознакомление с    химической посудой, нагревательными приборами и обращение с ними.

 Практическая работа № 1.

«Основные приёмы лабораторных работ: измельчение, растворение, нагревание, выпаривание, взвешивание»        

Практическая работа № 2.

«Способы очистки веществ: фильтрование, разделение, адсорбция»

Тема № 2. (6ч)    Элементы аналитической химии.

Практическая работа № 3. «Наблюдения за горящей свечой»

Практическая работа № 4. «Определение характера среды растворов»

Практическая работа № 5. «Обнаружение белков в биологических объектах»

Практическая работа № 6. «Определение питательных в-в в семенах и клубне картофеля»

Практическая работа № 7. «Анализ состава чипсов»

Итоговое занятие.

                                     

                                        Тематическое планирование.

                                              НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА (ТЕМА)

КОЛ-ВО ЧАСОВ

 4 ч.

   Введение. Техника лабораторных работ.

    1)    Практическая работа № 1. «Основные приёмы лабораторных работ»         

   2)   Практическая работа № 2. «Способы очистки веществ»

   Элементы аналитической химии.

  1. Практическая работа № 3. «Наблюдения за горящей свечой»

  1. Практическая работа № 4. «Определение характера среды растворов»

   

  1. Практическая работа № 5. «Обнаружение белков в биологических объектах»

  1. Практическая работа № 6. «Определение питательных веществ в семенах и клубне картофеля»

  1. Практическая работа № 7. «Анализ состава чипсов»

  1. Итоговое занятие.


Рекомендуемая литература для учителя:

Н. Е. Кузменко и др. Начало химии.- М: 1998 г.

В. И. Сушко. Химия в школе.- М. Просвещение 1987 г.

Е. В. Турлакова. Определение показателей качеств воды // Химия в школе-2001- №7 - стр. 64.

Н. И. Речкалова. Какую воду мы пьем //Химия в школе 2004 г. №3 стр. 7.

Ю.В. Сурин. Развивающийся эксперимент// Химия в школе 1998 г. №3 стр. 67.

Большая Советская энциклопедия. Том 27 – М.: Изд-во Советская энциклопедия, –1977.– 195с.

Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов.// Химия в школе,.-2006, № 4. -2-4с.

Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов/ http://www.college.ru. (11.11.11)

Э.Гроссе, Х.Вайсмантель, «Химия для любознательных».-М.: Химия, 1985 г.-392 с

Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по

химии».- М.: ДРОФА, 2008 г. – 210 с

Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. – 2000. - № 5

                                     Рекомендуемая литература для учащихся:

Ю.И. Смирнов. Мир химии. Санкт-Петербург 1995 г.

Э. Гросс и др. Химия для любознательных. Ленинград 1985 г.

Большая детская   энциклопедия: составил К. Люцисс2001 г.

П. И. Воскресенский. Основы химического анализа. М. Просвещение 1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

«В гостях у Сальвадора Дали в Каталонии». Краткосрочный веб-квест по МХК для учащихся 9 класса по теме «Творчество Сальвадора Дали в истории и культуре Каталонии»

Целью веб-квеста - знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали....

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Элективный курс по химии «Решение задач по органической химии» (для учащихся 10-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по органической химии» предназначена профильной подготовки учащихся 10 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 ...

Программа занятий по химии для учащихся 1 – 4-ых классов, 5 – 7-ых классов в летнем лагере (2 ч в неделю / 8 часов). «Химия вокруг нас».

Данная программа рассчитана на небольшое количество часов для учащихся, которые еще не начали изучать химию как учебный предмет. Естественно, у детей нет соответствующих теоретических знаний и отсутст...