Организация исследовательской деятельности обучающихся при реализации здоровьесберегающего подхода в школьном курсе химии
статья по химии по теме

Проблема формирования здорового образа жизни школьников на современном этапе развития нашего общества актуальна. Среди самых важных категорий в системе ценностей общества лидирующие позиции занимает сохранение среды обитания и здоровья человека: «Здоровье - глобальная проблема, которая является одной из самых важных для всего человечества».

Одной из приоритетных задач модернизации современного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценностей здоровья, мотивации здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_polyakova_ta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Татьяна Андреевна, БОУ города Омска «Гимназия № 159», учитель химии

Организация исследовательской деятельности обучающихся при реализации здоровьесберегающего подхода в школьном курсе химии

Проблема формирования здорового образа жизни школьников на современном этапе развития нашего общества актуальна. Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение, наркомания, алкоголизм), суровый климат с резкими перепадами атмосферного давления – все эти факторы ухудшают состояние здоровья обучающихся. Среди самых важных категорий в системе ценностей общества лидирующие позиции занимает сохранение среды обитания и здоровья человека: «Здоровье - глобальная проблема, которая является одной из самых важных для всего человечества».[1]

Одной из приоритетных задач модернизации современного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценностей здоровья, мотивации здорового образа жизни. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «…приоритет здоровья человека». [2]

Школа является  важнейшим этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к своему здоровью. Курс химии играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у обучающихся валеологические знания и умения. При интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования необходимо исходить из особого значения химических знаний в повседневной жизни для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности  и сохранения здоровья. Основополагающими являются следующие идеи:

  • изучение химии способствует формированию знаний о молекулярных основах здоровья;
  • химические знания позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека;
  • умение решать экспериментальные химические задачи является важной предпосылкой для формирования умения организовывать исследование, направленное на решение проблемы здоровьесбережения (например, определение качества продуктов питания, косметических и моющих средств, воды и т.д.);
  • посредством химического эксперимента возможно формирование навыков валеологического мониторинга. [1]

Организация здоровьесберегающего подхода в обучении химии на сегодняшний день – актуальная проблема в системе образования.

Смышляева Л.Г. определяет здоровьесберегающий подход как «интегрированный подход. Обеспечивающий целесообразное объединение компонентов межпредметного характера, формирование целостной системы знаний и умений, способов деятельности, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья». [4;с. 57].

Одним из обязательных условий эффективной реализации здоровьесберегающего подхода при обучении химии является организация исследовательской деятельности обучающихся. Анализ педагогической литературы  показал, что исследовательская деятелность школьников в сфере здоровья имеет специфические черты: [3] тематика работ; быстрая смена интересов; выбранная тема исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством по изменению собственного образа жизни, приближению его к здоровью; востребованность информации, полученной в процессе исследования. При проведении конференций разного уровня, семинаров, встреч формируется молодежная интеллектуальная среда. Где  созревает мода быть здоровым, некурящим, непьющим и спортивным. Школьники – исследователи по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой группе.

Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков, положительно воздействуют на эмоции и психику. В исследовательской работе по самонаблюдению главное место отводится  задаче здоровьесбережения. Все эти показатели благотворно воздействуют на состояние физического и психического здоровья обучающихся. Эти и другие особенности исследовательской деятельности обучающихся в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной сфере. По сути, исследовательская деятельность является здоровьесберегающей, интересной для школьников, соответствует  потребностям возраста, помогает самопознанию и самоопределению;  получение информации идет в поисковом режиме, с отбором личностно-значимого содержания, ,не возникает состояния переутомления.

Анализ курса органической химии О.С. Габриеляна на предмет возможности реализации    здоровьесбережения позволил сделать вывод о том, что базовый курс обладает определенными дидактическими возможностями для организации исследовательской деятельности при реализации здоровьесберегающего подхода, что связано с программным содержанием. Дополнительно к имеющемуся в программе содержанию с учетом материально-технической базы кабинета химии в наш курс вводятся сведения о физиологическом значении органических веществ, их применение в медицине. Рациональном питании, использовании в быту изделий из полимерных материалов, грамотном использовании ядохимикатов, синтетических моющих средств, избегая их вредного воздействия на организм и здоровье человека.

Организация исследовательской деятельности обучающихся при реализации здоровьесберегающего подхода осуществляется на уроке, в качестве домашнего задания, во внеурочное время, при работе в составе научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

Задания с валеологическим содержанием исследовательского характера можно предложить обучающимся как в самом начале их знакомства с химией, так и на протяжении всего процесса обучения.

На наш взгляд, организация исследовательской деятельности обучающихся при реализации здоровьесберегающего подхода в школьном курсе химии способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению. Большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у обучающихся способностей к переносу знаний в новые условия, что создает благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения, развитию ценностного отношения к здоровью.

Список литературы

  1. Попков В.А. и др. Валеологические аспекты в определении содержания курса химии на факультете высшего сестринского образования//Химическое образование и развитие общества. Тезисы докл. Межд. Конф., 11-13 октября 2000 г., Москва, Россия.-М:РХТУ им Д.И. Менделеева, 2000.-С.185.
  2. Закон РФ «Об образовании»,1992-с.-6
  3. Кузовая Т.В., Калинина Е.А. Из опыта организации спецкурса «За здоровый образ жизни»//Химия в школе.-2002.-№6.-с.85-86
  4. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся. Дисс. к.п.. Омск:1998.-223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии»

Представленный мастер-класс раскрывает педагогический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии....

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии

исследователькой и  деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...

Программа элективного курса "Организация исследовательской деятельности обучающихся"

Автор элективного курса предлагает программу "Организация исследовательской деятельности обучающихся."...