Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии»
методическая разработка по химии по теме

Представленный мастер-класс раскрывает педагогический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Организация исследовательской деятельность обучающихся на уроках химии»

М.В. Бекмансурова

МБОУ СОШ№21 г. Озерска Челябинской области

1.Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники конкурса. Представляю вашему вниманию свой мастер-класс.

А начать я предлагаю с просмотра небольшого видеофрагмента, после которого попрошу вас ответить на несколько вопросов.

Видеофрагмент.

Сложный и удивительно прекрасный мир окружает нас.

- Из чего же состоит все вокруг, от далеких галактик до нашей планеты, от простейших организмов до человека?

         - Правильно. Все построено из единых частиц вещества?

         - Что же происходит с ними постоянно?

- Конечно, с ними  происходят поистине чудесные превращения.

-  И какая же из наук  изучает этот мир, со всем богатством его форм и многообразием происходящих в нем явлений?

         - Совершенно верно, это химия.

Химия – это волшебная наука, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Велика ее роль практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек не быть знакомым с ней просто не может. Нужно только научиться замечать необыкновенные превращения обыкновенных веществ в окружающем нас мире.

- Что ждет каждый ребенок, который начинает изучать химию?

-  Конечно чуда и волшебных превращений, он с удовольствием приходит на урок. Но в то же время, возрастающий объем информации и сложность предмета, приводит к снижению интереса к дисциплине и, как следствие, низкой мотивации учебной деятельности у учащихся. Поэтому добиться высокого качества в учебе учащихся становится очень трудно. Это проблема. (слайд 1 Название мастер-класса)

Я считаю, что решить ее можно с помощью организации экспериментального и исследовательского обучения на уроках, ведь химия – наука экспериментальная.

2.Основная часть мастер-класса.

И своим помощникам я предлагаю сегодня похимичить.

Уважаемые участники мастер – класса! В процессе нашей встречи будет сделан первый шаг в формировании навыков исследования. Этапы формирования исследовательской деятельности ?

Но прежде, чем приступить к работе, Изучите инструкцию по технике безопасности.

Ваша задача выполнить задание, указанное в картах инструкциях, а затем представить нам результат. Есть ли вопросы?

Приступайте к работе, пожалуйста.

  СЛАЙД 4      Исследовательская деятельность учащихся является  одной из форм организации деятельностного подхода в обучении химии. В ее процессе идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей жизни.

Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

  Условиями  реализации исследовательской деятельности в процесс обучения являются:

  • диалогическое взаимодействие ученика и педагога;
  • компетентность педагога;
  • способности учащихся;
  • грамотная организация учебного исследования;
  • включение механизмов рефлексии.

 Формы  организации исследовательской деятельности могут быть как урочными, так и внеурочными. Однако в них должны присутствовать следующие моменты:

  • продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников,
  • усиление экспериментальной составляющей занятий,
  • стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
  • побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятиям;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

СЛАЙД 7   Развитие исследовательской деятельности происходит не сразу, а поэтапно.

И сейчас участники мастер-класса помогут мне раскрыть каждый этап.

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо помнить, что развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности. Преподаватель знает направление поиска и предлагает пройти этот путь учащемуся, зная наверняка искомый результат.

Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий являются мини-эксперименты. Например, выполнение химических опытов по готовому алгоритму.

Спасибо.

Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Учащемуся предлагается самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Например, в тексте телевизионной рекламы утверждается, что «в состав куриного кубика входят натуральные продукты ». Что вы можете сказать по поводу этого утверждения?

На этот вопрос нам ответит второй участник мастер-класса.

Какие учебные действия помогли Вам выполнить задание?

Спасибо.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей.

Важной формой подготовки к такой самостоятельной работе являются рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия с привлечением других литературных источников или только на использовании научной и научно-популярной литературе. При их подготовке мы учитываем интерес учащихся к тому или иному вопросу.

Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. На данном этапе ученики подвергают сомнению известные факты, принятые представления и нормы, осуществляют их экспериментальную проверку с последующим обоснованием.

Какие учебные действия помогли вам справиться с работой?

Спасибо.

Итак, мы с вами обозначили все этапы развития исследовательской деятельности и убедились, что она не только развивает интерес к учебе, но и формирует универсальные учебные действия.

Но на химии нельзя обойтись без демонстрационного эксперимента! Поэтому я приглашаю одного из участников помочь мне сделать маленькое чудо.

Нам необходимо прилить растворы из стаканчиков в цилиндры. Опыт «Радуга»

Что же у нас получилось?

Химическая радуга!

Радуга – это чудо природы. Что происходит с вами, когда вы видите радугу? Поднимается настроение! 
Я хочу вам подарить памятку, для создания радуги вашего настроения.

3.этап нашего мастер-класса -  это рефлексия.

И в заключении я предлагаю гостям и участникам мастер класса ответить на вопросы поднимая вверх цветные  карточки, которые  вам раздали.

Если ответ «ДА» -зеленая ручка

«иногда»  желтая

«нет» красная

  1. Считаете ли вы тему «Развитие исследовательской деятельности» актуальной?
  2. Используете ли вы технологию исследовательской деятельности в своей работе?
  3. Получили ли вы положительный опыт после участия в мастер классе?

Спасибо, уважаемые коллеги, я вижу, что мы с вами единомышленники и используем в свей деятельности передовой педагогический опыт.


Приложение 1

Инструктивные карты для участников мастер-класса

Инструкция по технике безопасности

  1. Работу выполнять над лотком.  Белый штатив с пробирками не доставать.
  2. При попадании растворов на кожу или одежду, сообщить учителю, а затем промыть водой.

I  этап - развития исследовательской деятельности      

     

Задание:

Проведите реакцию взаимодействия сульфата меди с гидроксидом натрия  и опишите ее, ответив на вопросы:

Выполнение опыта:

В пробирку прилейте  2мл  (примерно 2 см) сульфата меди (СuSO4) , а затем добавьте  примерно такое  же  количество гидроксида натрия (NaOH).

СuSO4       +       2 NaOH                 =         Cu(ОН)2           +  2H2O

                                                              осадок

                                                              гидроксида меди

  1. Какое вещество выпадает в осадок?
  2. Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
  3. Что является признаком этой реакции?(выпадение осадка)


2-ой    этап развития исследовательской деятельности

Решите  экспериментальную  задачу

В тексте телевизионной рекламы утверждается, что «в состав куриного кубика входят натуральные продукты ». Что вы можете сказать по поводу этого утверждения?

  1. Поиск способа решения проблемы.

 Фронтальное обсуждение вариантов и способов решения, выдвижение гипотез. Сбор и анализ данных (теоретических или экспериментальных).

  1. Решение проблемы.

Проверка предложенных гипотез и принятие решения о верности каждой гипотезы.

Гипотеза: Если кубик из настоящего бульона, то в нем должен быть белок.

Решение проблемы: Определить наличие белка в бульонах.

Вывод (сделайте после опыта)___________________________

Теоретическое обоснование 

Настоящий мясной бульон варится из мяса, поэтому содержит в своем составе белок.

Необходимо провести реакцию, которая определяет наличие белка. Если белка нет, значит,  в составе бульонного кубика  нет настоящего мясного бульона.

Химическая реакция, определяющая наличие белка:

Раствор белка  + CuSO4 (раствор)+NaOH (раствор)          фиолетовое окрашивание

Есть фиолетовое окрашивание – есть белок – бульон настоящий.

Нет фиолетового окрашивания – нет белка – бульон из кубика.

Выполнение опыта

В пробирки с исследуемыми растворами (1 и 2) приливаем

содержимое пробирки 3 (раствор CuSO4) ,

а затем добавляем содержимое пробирки 4 (растворNaOH).

Появление фиолетового окрашивания свидетельствует о наличии белка в растворе.

3-ий этап развития исследовательской деятельности.

Тема для исследования – «Влияние пищевых добавок на здоровье человека»

Задание

Определите:

актуальность темы

цель и задачи исследования

Предложите гипотезу исследования

4 этап развития исследовательской деятельности.

 Научно-исследовательская деятельность

Задание

При выполнении исследовательской работы по теме «Влияние пищевых добавок на здоровье человека» вы запланировали провести анкетирование.

Предложите вопросы к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии"

Статья содержит методическую помощь при изучении курса химии включая исследовательскую деятельность обучающихся  на уроке и во внеурочное время...

Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии и биологии

Исследовательская деятельность обучающихся - это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством преподавателя, в ходе которого ре...

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»

Данный мастер-класс содержит рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка...

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии

исследователькой и  деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в 8-9 классах в условиях реализации обновленных ФГОС

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследо...