Урок химии в 11 классе по теме "Металлы"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Березняк Алёна Александровна

Данный урок по типу относится к уроку изучения нового материала  и изучается в теме «Вещества и их свойства».

Цель урока – формирование понятия о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строении их атомов, физических и химических свойств. Урок химии по теме «Металлы» предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

•сформировать понятие о строении и свойствах металлов;

•научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;

•научить грамотному использованию металлических изделий;

•проверить знания о строении металлов и их физических свойствах.

Развивающие:

•совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;

•развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;

•создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности.

Воспитательные:

•воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами).

•воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Данному уроку предшествовала подготовительная работа. Учащиеся  работали со словарем, дополнительной литературой по химии, ресурсами интернета; подготовка презентаций по данной теме.

На уроке применялись дифференцированные задания в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, на каждом этапе урока. Присутствовала как индивидуальная, так и групповая деятельность. Присутствовала  активизация познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок химии по теме "Металлы"23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  химии по теме

« Металлы» 11 класс.

Цель урока:

  • сформировать понятие о положении металлов в ПС, строении их атомов, физических и химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о строении и свойствах металлов;
  • научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;
  • научить грамотному использованию металлических изделий;
  • проверить знания о строении металлов и их физических свойствах.

Развивающие:

  • совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;
  • развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами).
  • воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Методы и приёмы 

  • приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
  • групповая деятельность; исследовательская деятельность;
  • ИКТ;

Оборудование 

  •  компьютер;
  • оборудования для лабораторного опыта;
  • периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  • презентация: «Металлы».
  • карта-инструкция по выполнению лабораторного опыта.

Реактивы:

  • кальций, натрий, медная проволока;
  • цинк, медная проволока
  • раствор: соляной кислоты, гидроксида натрия
  • вода.

Подготовительная работа:

 1.Сообщение о возникновении термина «металл», истории открытия металлов.

2. Сообщение о применении металлов

                                                                Ход урока:

Организационный момент.  Ребусы

Добрый день! Начнем мы наш урок с ребусов, которые помогут сформулировать тему урока.

- Ребята, сформулируйте тему  нашего урока (заслушиваются ответы учащихся).

- На какие вопросы мы должны получить ответы?

Мы с вами начинаем изучать тему «Металлы». Мы познакомимся с положением металлов в ПС, строением атомов, физическими и химическими свойствами металлов и их восстановительными способностями.

Каждому  учащемуся до начала урока учитель выдаёт  по 3 кружка бумаги разных цветов: красный, синий и зеленый и по одному квадрату: желтый ,синий и зеленый. Желтый квадрат раздается учащимся с низким уровнем обучаемости, синий - средний и высокий – зеленый квадрат.

Целеполагание.

Что мы еще можем узнать о металлах?

И целью урока будет практическое изучение химических свойств металлов.

Актуализация знаний.

Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте заглянем в глубины вашего сознания и выясним, что мы  знаем о  химических веществах? (дифференцированное задание: учащиеся, имеющие желтый квадрат на  столах отвечают на вопросы, остальные выполняют задание по вариантам).

  1. задание – ответить на вопросы (Приложение1)
  2.  задание –уч-ся с синими и зелеными квадратами

  Даны вещества: H3РО4 ;  Ba(H SO 4)2 ;  ZnO ; NaNO3;  CH2 = CH2;  CH3 COOH;  ALOHCL2;  KOH;

CH2 = CH – CH =CH2;  CH3 COH;  CH3 –CH2 –OH;  N2О5;  C4 H6;  C5 H12. Распределите их по классам, дайте название веществам.  Убрать лишнее.

Сегодня мы будем говорить о металлах. Что же означает слово « металл»? Каков его смысл? (слово « металл» может означать простое вещество и химический элемент.)                                                                                                

Изучение нового материала.

 ( сообщение ученика о происхождении термина и  истории открытия металлов- Приложение2)

Так что же такое металлы?

Более 200 лет назад М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлургии» дал металлам такое определение: «Металлы – суть ковкие блестящие тела».

Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. В конце урока мы возвратимся к этому определению и сделаем вывод: согласиться с этим определением или дополнить его.

Работа по группам.

1 группа:   ( уч-ся  с желтыми квадратами)

 - Положение в ПС Д.И. Менделеева.

- Особенности электронного строения атома металла на примере  натрия

- Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

2 группа: (уч-ся с синими квадратами)

- Физические свойства металлов

-металлические сплавы.

3 группа:  ( уч-ся с зелеными квадратами)

- Химические свойства (с какими простыми и сложными веществами взаимодействуют)- доказать экспериментально. Инструктивная карточка ( Приложение3)

 Заслушиваются выступления ребят по данным вопросам.

Физкультминутка.

Закрепление.

( на доске записан текст)

Задание 1. Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами.

Радиус атомов металлов ------радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл – _____, самый легкий – _____, самый тугоплавкий – _______, самый легкоплавкий – _____.

Задание 2. Тест для уч-ся с желтыми квадратами ( сравнение с ключом и оценивание)

Составление уравнений по схемам для остальных – коллективная проверка

Применение металлов. Сообщение об одном металле  от каждой группы.

Рефлексия.

На какие вопросы вы не получили ответа? Что нового узнали о металлах? Постарайтесь за 2 минуты вспомнить и перечислить все важные сведения о металлах.

Верните кружки:

- узнал много; интересно; я был очень активен - красный;                                                                     - в целом было интересно, но я редко высказывал свое мнение – зелёный;                                                                 - ваше личное мнение и пожелание – синий.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу и ознакомить вас с оценками, полученными на уроке.

Домашнее задание: 

Обязательное: §20, упр. 5.

Дополнительное: найти полезную и интересную информацию по теме ( пословицы, поговорки, загадки, стихи, патологическое действие металлов на организм человека).

                                         

                                                              Приложение 1

1.Дать определение кислотам?

2.Привести пример кислоты?

3.Перечислите классы неорганических соединений?

4.Какие виды солей знаете?

5.Назовите основный оксид?

6.Что такое оксид?

7.Приведите пример амфотерного гидроксида?

8.Назовите три металла?

                                         

                                             

                                                          Приложение 2

Существует гипотеза, что термин «металлы» произошел от греческого слова «металлон», которое в первоначальном переводе означало «копи», «рудники».

В древности и Средние века были известны только 7 металлов. Алхимики считали, что каждому металлу соответствует своя планета, которая управляет его судьбой на Земле, поэтому металл обозначали знаком этой планеты (демонстрация алхимических обозначений металлов).

Солнце – золоту,

 Луна – серебру,

Венера – меди,

Марс – железу,

 Меркурий – ртути,

Юпитер – олову,

Сатурн – свинцу.

                                   

                                                 

                                                             Приложение 3.

Прочтите инструкцию  № 3.

На примере натрия, кальция, меди докажите взаимодействие

металлов с простыми и сложными веществами – с кислородом ( кальций и медь), водой ( натрий медь), основанием ( цинк), кислотой ( цинк, медь).

 Написать реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....