Арены
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (10 класс) по теме

Михайлец Светлана Святославна

Материал предназначен для закрепления и обобщения знаний по данному разделу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арены22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   VI.  Альдегиды и карбоновые кислоты

Альдегиды.  Кетоны

(3.3)

        Вариант 1.   Назовите   вещества,   формулы   которых:  

                                                               О

                                СН3 – СН2 – С

                        Н

                                                                 О

                                СН3 – СН2 – СН – СН – С  

                                             |       |           Н

                                                        СН3       С2Н5

        2. Напишите уравнения реакций: а) получения уксусного альдегида двумя способами; б) окисления метаналя гидроксидом меди(II). Укажите условия протекания реакций.

        3. Какую массу метанола  можно получить из формальдегида
массой 45 г, если массовая доля выхода составляет 95%?

        Ответ: 45,6 г

        Вариант 2

  1. Назовите вещества, формулы которых:

                                             СН3

        |                          О

                        СН3 — С — СН2 — С

                                                       |                          Н

                                             СН3

                                                                    О

                                СН3 – СН2 – СН – СН – С  

                                                                     Н

        2.        Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения:

СН4 → С2Н2 → СН3 → СОН → С2Н5ОН

        3.        При взаимодействии этанола массой 9,2 г с оксидом меди (II)
получили альдегид, масса которого составила 7,2 г. Рассчитайте
массовую долю выхода альдегида.

        Ответ: 81,8%

        

        Вариант 3

         1. Назовите вещества, формулы которых:

                       О                                                               О

        СН3 – С                                     СН3 – СН – СН – С  

                       Н                                  |         |               Н

                                                         СН3   СН3

По систематической номенклатуре.

        

        2. Какие соединения образуются в результате: а) каталитичекого дегидрирования (окисления) пропанола-1; б) восстановления
метаналя; в) окисления ацетальдегида оксидом серебра? Составьте
уравнения  реакций  и укажите названия образующихся  веществ.

        

        3. Какая масса ацетилена необходима для получения ацетальдегида массой 11 г по реакции Кучерова, если массовая доля выхода альдегида составляет 90%?

        Ответ: 7,22 г

        

        Вариант4

        

        1. Назовите вещества формулы, которых:

                 СН3

                  |             О                                                                 О

        СН3 – С – С                                СН3 – СН2 – СН2 – СН2—С

                  |           Н                                                                 Н

                  СН3

        

        2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

                        CH3Cl → CH3OH → H – COH → CH3OH

        

        3. Какую массу уксусного альдегида можно получить из 11,2 л ацетилена       (н. у.) по реакции Кучерова, если массовая доля выхода альдегида составляет 90%?

        Ответ: 19,8 г

        

Карбоновые кислоты

(3. 4 )

        Вариант 1

        1. Сколько изомерных карбоновых кислот соответствуют формуле С5Н10О2? Напишите их структурные формулы и назовите их по
систематической номенклатуре.

        2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения:

                                 O

        C2 H2  → CH3 – C          → CH3 COOH → CH3COONa → CH3COOH

                                H

        3. Как отражается на реакционной способности карбоновой кислоты введение атомов галогенов в углеводородный радикал? Приведите примеры.

        

        Вариант 2

        1. Напишите  структурные  формулы  следующих  кислот:                        2-метилпропановая кислота; 2,3,4-трихлорбутановая кислота;                        3, 4-диметилгептановая кислота.

        2. Напишите уравнения реакций взаимодействия уксусной  кислоты

 с: а) магнием; б) хлором; в) гидроксидом натрия; г) карбонатом калия. Назовите продукты реакций.

        3. Какая из кислот и почему будет иметь большую степень диссоциации: уксусная, монохлоруксусная или трихлоруксусная? Дайте обоснованный ответ.

        

        Вариант 3

        

        1. Из веществ, формулы которых даны ниже, выпишите отдельно:      а) гомологи; б) изомеры. Под формулами подпишите названия веществ:

        а) СН2 — СН2 — СН2 — СООН              б) СН3

               |                                                       |                O

             СН2                                       CH – C

              |                                                      |                H

              CH3                                               CH3

        в) СН3 — СН2 — СООН                        г) СН3 — СН2 — СН2 — СООН

        д) СН3 – СН – СН2 – СООН      е) СН3 – (СН2)3 – СООН

                       |

                      СН3

        2. Напишите   уравнения   реакций   получения   уксусной   кисло
ты исходя из этана. Назовите все необходимые для этих реакций
неорганические вещества.

        

        3. В   трех   пронумерованных   пробирках   находятся:   этиловый
спирт, муравьиная кислота, уксусная кислота. Как можно распознать эти вещества опытным путем? Напишите уравнения реакций
и опишите предполагаемые наблюдения.

        

        

        Вариант 4

        

        1. Сколько изомерных карбоновых кислот соответствует формуле С4Н8О2? Напишите их структурные формулы и назовите их по
систематической номенклатуре.

        

        2. С какими из перечисленных веществ: цинк, бензол,                 гидроксид кальция, карбонат натрия, оксид магния — будет реагировать муравьиная кислота? Напишите уравнения возможных реакций и назовите их продукты.

        

        3. Какая из кислот будет более сильной: а) хлоруксусная или трихлоруксусная; б) трихлоруксусная или трифторуксусная? Почему?      Ответ иллюстрируйте структурными формулами всех кислот.

Расчетные задачи

        1. Массовые доли углерода, водорода и кислорода в альдегиде
равны соответственно 54,55, 9,09 и 36,36%. Выведите формулу альдегида и вычислите его молярную массу.

        2. Вычислите массу чистой уксусной кислоты, затраченную на
реакцию с раствором гидроксида натрия массой 120 г с массовой
долей щелочи 25%.

        Ответ: 45 г

        3.        Какую массу стеариновой кислоты С17Н35СООН можно получить из жидкого мыла, содержащего стеарат калия массой 96,6 г?
Выход кислоты составляет 75%.

        Ответ: 63,9 г

        4.        Какое    количество    вещества    формальдегида    содержится
в растворе объемом Зли плотностью  1,06 г/мл, массовая доля
СН
2О в котором равна 20%?

        Ответ: 21,2 моль

        5.        При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом           меди (II)  массой  28  г  получили  альдегид,   масса  которого  составила
9,24 г. Рассчитайте выход продукта реакции.

        Ответ: 70 %

        6.        Какая масса оксида меди (I) образуется при нагревании раствора этаналя массой 55 г, в котором массовая доля СН3СОН составляет 40%, с гидроксидом меди (II)?

        Ответ: 72 г

        7. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
получить уксусную кислоту, имея в своем распоряжении воду, воздух, уголь и известняк.

        8. Какой объем водорода (н. у.) выделится при взаимодействии
магния массой 8 г с избытком уксусной кислоты?

        Ответ: 7,47 л

        9.        Какая  масса   муравьиной  кислоты  окислилась  аммиачным
раствором оксида серебра, если в результате реакции получено се
ребро количеством вещества 0,1 моль? Какой объем оксида углерода (IV) при этом выделится?

        Ответ: 2,3 г;  1,12 л

        10.        Для нейтрализации 11,40 г столового уксуса понадобилось
18,24 мл водного раствора гидроксида натрия, содержащего в литре 0,5 моль этого основания. Вычислите массовую долю (%) уксусной кислоты в этом образце столового уксуса.

        Ответ: 4,8 %|


        11.        Какой объем формальдегида нужно растворить в воде, чтобы получить 1 л формалина (40%-ный раствор, р=1,11 г/мл, н. у.)?

        Ответ: 331,52 л

        12.        Какой объем уксусной эссенции (р = 1,070 г/мл) надо взять
для    приготовления    столового    уксуса    объемом    200    мл                           (р = 1,007г/мл)? Массовая доля уксусной кислоты в уксусной эссенции
равна 80%, в уксусе — 6%.

        Ответ: 14,1  мл

Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами

        Вариант 1

        1. Напишите уравнения  реакций,  с  помощью которых можно
осуществить следующие  превращения:  метан → хлорметан → метанол →        → формальдегид → муравьиная кислота. Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную формулу вещества состава С3Н6О2,
если известно, что его водный раствор изменяет окраску метилового оранжевого в красный цвет, с хлором это вещество образует соединение С
3Н5ClO2, а при нагревании его натриевой соли с гидроксидом натрия образуется этан. Назовите вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений:   бромэтан → этанол → этановая кислота, если бромэтан был взят массой 218 г?

        Вариант 2

        1. Напишите уравнения  реакций,  с помощью которых можно
осуществить следующие превращения:  ацетилен → этилен → этанол →             → ацетальдегид → уксусная кислота. Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную  формулу  вещества состава  С4Н8О,
если известно, что оно взаимодействует с гидроксидом меди (II)
и при окислении образует 2-метилпропановую кислоту. Назовите
вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений:   пропан → 2-хлорпропан → пропанол-2,   если   пропан  был
взят массой 22 г?

        Вариант 3

        1. Напишите уравнения  реакций,  с  помощью  которых можно
осуществить следующие превращения: метан → ацетилен →                                 → уксусный   альдегид → этиловый   спирт → этановая   кислота.                                      Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную формулу вещества состава  С5Н10О,
если известно, что оно присоединяет водород в присутствии катализатора,       а при нагревании со свежеприготовленным гидроксидом меди (II)          образует красный осадок. Назовите вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений: бензол → хлорбензол → фенол, если бензол был взят массой  156 г?

        Вариант 4

        1. Напишите уравнения  реакций,  с  помощью  которых  можно
осуществить следующие  превращения:  метан → формальдегид →
→ метанол → муравьиная кислота → угольная кислота. Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную формулу вещества состава С2Н6О2,
если известно, что оно взаимодействует с натрием с выделением водорода,      а с гидроксидом меди (II) образует вещество ярко-синей окраски.  Назовите вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений: хлорметан → метанол → метановая кислота, если хлорметан был взят массой 202 г?

Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты

(экспериментальные и расчетные задачи)

        Пользуясь нижеприведенной таблицей, составьте план решения      задачи 1 своего варианта. Опишите наблюдения и приведите необходимые уравнения реакций.

Реактивы

Проба

№1

№2

№3

?

?

Наблюдения

?

Ответ:

?

?

?

        Вариант 1

        1. В трех сосудах под номерами находятся: этиленгликоль, раствор фенола, раствор уксусной кислоты. Распознайте эти вещества
опытным путем. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. На 200 г муравьиной кислоты подействовали: а) 50 г оксида
натрия; б) 50 г гидроксида натрия. Вычислите, какая масса соли
образовалась в каждом случае.

        Ответ: 109,68 г; 85 г

        Вариант 2

        1. Выданы три пробирки с веществами. В одной — формалин,
в   другой — муравьиная   кислота,   в   третьей — раствор   фенола.
Определите химическим путем, в какой пробирке какое вещество
содержится. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. При действии избытка натрия на 200 г раствора пропилового
спирта в бензоле выделилось 5,6 л водорода (н. у.). Рассчитайте
массовую долю спирта в растворе.

        Ответ: 0,15

Вариант 3

        1. В трех пробирках под номерами находятся: раствор фенола,
этиленгликоль, раствор ацетата натрия. Распознайте эти вещества
опытным путем. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какая масса фенолята натрия образуется при взаимодействии фенола массой 9,4 г с 50 г 12%-ного раствора гидроксида натрия?

        Ответ: 11,6 г

        

Вариант 4

        1. Выданы три колбы с веществами. В одной — раствор глицерина,      в другой — раствор уксусной кислоты, в третьей — формалин. Определите опытным путем, в какой колбе какое вещество содержится. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какую массу уксусного альдегида можно получить при окислении этанола объемом 80 см3 (р = 0,8 г/см3), если массовая доля
его выхода составляет 90%?

Ответ: 55,1  г

        

Итоговая по темам  V, VI

        Вариант 1

        1.        Назовите вещества, формулы которых:     а) СН3 — СН2 — СООН

                   О

        б)  СН3 – СН – СН – СН3      в) СН3 – СН – СН – СН2 – С

        |                |        |        |                  Н

                                ОН       СН3                                      СН3       С2Н5

        2.        Напишите уравнения реакций: а) горения метанола в кислороде;   б) окисления   муравьиного   альдегида   оксидом   серебра;                                      в)        взаимодействия уксусной кислоты с цинком. Назовите продукты
реакций.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения: этилен → ацетилен → бензол → хлорбензол → фенол.

Какая масса бромэтана образуется при взаимодействии этилового спирта массой 92 г с избытком бромводорода? Массовая доля выхода продукта реакции составляет 85%.

        Ответ: 185,3 г

        Вариант 2

        1.        Назовите вещества, формулы которых: а) СНС12 — СООН

                  О

          б) СН2  − ОН                    в) OH3 − СН2 − СН − СН − С

        |        |        |              Н

             СН2 − ОН                                                       СН3     СН3          

        2.Напишите   уравнения   реакций:   а)  взаимодействия   фенола
с натрием; б) восстановления уксусного альдегида; в) взаимодействия муравьиной кислоты с карбонатом натрия. Назовите продукты реакций.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения:  метан → хлорметан → метанол →                 →  формальдегид  →  метанол.

        4. При взаимодействии уксусной кислоты массой 120 г с хлором
получили 170 г хлоруксусной кислоты. Определите массовую долю
выхода продукта реакции (в  %).

        Ответ: 89,95%

        

        

Вариант 3

        1. Назовите вещества, формулы которых:   а) СН3-СН2-СН2-СООН

                                OH

        |

                       CH3        Br        Br

                        |                 O

        б)   CH3 – C – C                                в)

                        |                  H

                       CH3

        |

                                                                                             Br

        2. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия метанола
с хлороводородом; б) окисления уксусного альдегида гидроксидом
меди   (II);   в)  взаимодействия   уксусной   кислоты   с   гидроксидом
бария.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить   следующие    превращения:    этан → хлорэтан → этанол →      → уксусная кислота → ацетат калия.

        4. При восстановлении водородом уксусного альдегида массой
90 г получили 82 г этилового спирта. Определите массовую долю
выхода спирта (в %).

        Ответ: 87,1%

        Вариант 4

        1.        Назовите вещества, формулы которых: а) СС13 — СООН

                                                                                                 CH3

                                                 O                         |    

        б)  CH3 – CH – CH – C               в) CH3 – C – CH3

                          |         |            H        |

                       CH3    CH3                                  OH

        2. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия глицерина
с натрием; б) восстановления муравьиного альдегида;                             в) взаимодействия  муравьиной кислоты с гидроксидом  кальция.  Назовите продукты реакций.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения: метан → ацетилен → уксусный альдегид → уксусная кислота → хлоруксусная кислота.

        4. Какая  масса  фенолята   натрия   может  быть  получена  при
взаимодействии фенола массой 4,7 г с раствором гидроксида натрия, содержащего 2,4 г NaOH?

        Ответ: 5,8 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10 классе "Арены"

Урок по теме "Арены"  проходил на муниципальном уровне. На уроке применялись информационно-коммуникационные технологии....

урок химии в 10 классе по теме "Арены. Бензол"

данный урок предназначен для учащихся 10 класса. в ходе урока формируютя знания по теме "Бензол". Рассматриваются строение, способы получения, физические и химические свойства бензола - представителя ...

Бензол (Арены ). 10 класс

Бензол (Арены )К ароматическим углеводородам относят вещества, молекулы которых содержат одно или несколько ароматических колецБензол – открыт в 1825г. М.Фарадеем1865г. Ф. Кекуле предложил струк...

Методическая разработка урока в 10 классе на тему "Арены. Бензол"

Методическая разработка содержит подробный план урока. ...

конспект урока "Арены. Бензол" 10 класс

Цели и задачи урока:-дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.-вы...

Ароматические углеводороды, арены, бензол

Ароматические углеводороды, арены, бензол...