Главные вкладки

    предметная неделя биологии и химии
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Краснощекова Елена Ивановна

    материал для внеклассного мероприятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khimicheskiy_erudikon.docx36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Поселковая COШ

    ХИМИЧЕСКИЙ ЭРУДИКОН

    (Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы)

    Учитель химии

    Краснощёкова Е.И.

    П. Колос

    Март 2014 год

    Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах

    «Химический  эрудикон»

    Цель:   развивать познавательный и позитивный  интерес к предмету химии, а также определить  уровень и глубину знаний по предмету.

    Задачи:

    -образовательные:

    • закрепление знаний  и умений учащихся, полученные на уроках химии в 8 классе;
    • расширение общего кругозора;

    -воспитательные:

    • формирование  навыков  коллективной  работы, потребности  взаимопомощи.

    -развивающие: 

    • развитие логического мышления, внимания, памяти;
    • развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;
    • развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

    Ход внеклассного мероприятия

    1. Приветствие участников.   Организационный момент. 

    Мы рады приветствовать всех участников игры «Химический эрудикон». Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Надеюсь, задания, которые Вас ждут на каждом этапе, раскроют перед Вами мир химии несколько с другой стороны.  Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие.

    1. «Великие химики»

    Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 5, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 4 баллов, и так далее до 0.

    №/№

    Баллы

    Подсказка

    1

    5

    Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. В 19 лет ушел учиться. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

    2

    4

    Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось 23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом   музее.

    3

    3

    Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк,  поборник русского в науке, в просвещении.

    4

    2

    Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

    5

    1

    Создатель первого в России университета и сам являлся университетом. За    открытие закона «Сохранение массы веществ и энергии»  был предан анафеме церковью. К тому же в  те времена ценилась борода, а   он был безбородый

    Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

    1

    5

    Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

    2

    4

    Исследуя  верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

    3

    3

    Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.

    4

    2

     В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

    5

    1

    В 1869 году, в возрасте 35 лет, сделал великое открытие, суть которого в том,  что  “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.

    Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев

    1

    5

    Он родился 6 сентября 1828 года в городе Чистополе Казанской губернии и, рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки.

    2

    4

    Его первыми учителями в Казанском университете были Н. Н. Зинин и К. К. Клаус. Под их руководством он получил великолепную лабораторную подготовку.

    3

    3

    Этот ученый стал инициатором разведения чая на Кавказе. Обнаружив недалеко от Сухуми дикорастущие кусты чая, он основал первую на Кавказе чайную плантацию

    4

    2

    Этот ученый принимал горячее участие в развитии и укреплении женского высшего образования в России.

    5

    1

    В период наивысшего подъема своего творчества он написал свой знаменитый учебник “Введение к полному изучению органической химии”. Первый выпуск этого учебника вышел на русском языке в 1864 году. Вслед за этим последовал его перевод на немецкий язык, чрезвычайно способствовавший распространению среди зарубежных химиков теории химического строения органических веществ.

                                              Ответ:  Александр Михайлович Бутлеров

    1. «Химический кроссворд»

    Ребятам необходимо решить кроссворд  и  прочитать слово по вертикали

    Кроссворд   «Вещества – указатели».

    1.

     

     

     

     

     

    2.

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.

     

     

     

     

     

     

    4.

     

     

     

     

     

     

    5.

     

     

     

     

     

     

     

    6.

     

     

     

     

     

    7.

     

     

     

     

     

     

     

     

    8.

     

     

     

     

     

     

     

     

    9.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10.

     

     

     

     

     

     

    1.Наука о веществах и их свойствах.
    2.Вещества, состоящие из двух элементов.
    3.Показывает число атомов в молекуле.
    4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
    5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие.
    6. Элемент 4 группы побочной подгруппы.
    7. То, из чего состоят тела.
    8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
    9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома.
    10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.

    ОТВЕТЫ: 1.химия, 2.бинарные, 3.индекс, 4.период, 5.реакция, 6.титан, 7.вещество, 8.свойства, 9.Резерфорд, 10.мышьяк. В выделенном столбике – ИНДИКАТОРЫ.

    1. «Эрудицион»

    На этой станции в течение10 минут ребята должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы:

    № /№

    Вопрос

    Ответ

    1

    Бронзовый век – исторический период, характеризующийся развитием металлургии бронзы – сплава очень хорошо известного металла с оловом – и распространением бронзовых орудий труда и оружия. Древние римляне назвали этот металл в честь острова Кипр. О каком металле идёт речь?

    Медь

    2

    Известно, что с изобретением фотоаппаратов широко использовалась магниевая вспышка для освещения, фотографируемого объекта. Магний, ярко сгорая, излучает ослепительный свет, а при этом получается белый порошок, образующий дым при вспышке. Белый порошок – это оксид магния. (Напишите уравнение реакции, происходящей при вспышке магния,  укажите тип реакции)

    2 Mg + O2 = 2 MgO,

     реакция соединения

    3

    В головоломке затаились названия четырёх простых веществ. Читать названия можно только по вертикали и горизонтали или сверху вниз и снизу вверх, или слева направо и справа налево. Найдите эти названия.

    001

    Алюминий, озон, графит, водород

    4

    Предложите простейший способ выделения в чистом виде компонентов смеси, состоящей из железных опилок, порошка цинка, сахарного песка.

    Железо отделяется магнитом, к остальной части приливают воду — цинк остается на дне, сахарный песок растворяется. Сахарный песок фильтруют, полученный раствор выпаривают - остается сахар.

    5

    Во время похода Александра Македонcкого в Индию офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?

    Офицеры пользовались посудой, изготовленной из серебра

    6

    Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”

    Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

    Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?

    Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.

    7

    Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллиан». Он был обнаружен в 1905 году около г. Претории в Южной Африке. Масса «Кулиана» составляла 3106 каратов или 621г, и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов. Какая существует связь между алмазами и грифелем простого карандаша?

    Это  аллотропные видоизменения углерода

    8

    В 1870 – 1875 гг. в Петербургской академии наук обсуждалась возможность использования для названий химических соединений сочетание слов, подобных русским именам и отчествам. Например, для воды предлагалось название «водород кислородович», для вещества KCl – «калий хлорович», Al4C3 – «глиноземий углеродович». Дайте название веществам по современной номенклатуре.

    H2O – оксид водорода

    KCl – хлорид калия

    Al4C3 – карбид алюминия

    9

    Найдите ошибку в высказывании: «По составу минеральных солей мед почти идентичен крови человека. Мед содержит 450 микроэлементов, из которых половина встречается только в меде»

    Известно всего 118 элементов

    10

    Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

    А) Куй феррум, пока горячо.

    Б) Слово - аргентум, а молчание - аурум.

    В) Стойкий станнумный солдатик.

    А) Куй железо, пока горячо

    Б) Слово - серебро, а молчание - золото

    В) Стойкий оловянный солдатик

    11

    Без этого вещества человек не может долго обходиться (суточная норма – 8 г). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев богов или просто неприятности.

    Поваренная соль NaCl

    12

    Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства?

    Ультрафиолет.

    1.  «Основные классы неорганических соединений»

    Игрокам нужно сбить не все мишени, а только те, на которых написаны формулы оксидов (кислот, оснований, солей – в зависимости от задачи).

    1. Подведение итогов и награждение победителей.

    001

    001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметная неделя биологии

    Данная работа содержит разработку мероприятия ко Дню птиц...

    предметная неделя биологии и химии

    мероприятия предметной недели биологии и химии...

    предметная неделя биологии и химии

    материалы проведения предметной недели по биологии и химии...

    предметная неделя биологии и химии

    материяал по биологии для внеклассного мероприятия...

    План мероприятий предметной недели биологии, географии, экологии.

    (с 25-30 ноября 2013г)Дата проведенияМесто проведенияМероприятие.Ответственные.25.11.Кабинет 47. Оформление стенда« Занимательная география » и «Будьте здоровы». Фото конкурс «Окно в природу» наш...

    Отчет о проведении мероприятия "Предметная неделя биологии"

    Предметная неделя биологии, химии, физики и географии. Викторина по биологии «Хочу все знать»8 «А» класс. Учитель-Чайченко Т.АУчащиеся отвечали на вопросы в 2 тура. Победители 1 тура состяза...

    отчет по предметной неделе биологии, экологии и химии

    отчет о проведении предметной недели...