Урок химии в 10 классе по теме: "Строение и химические свойства глюкозы". Инструкции к проведению эксперимента.
план-конспект урока (химия, 10 класс) по теме

Урок химии в 10 классе по теме: "Строение и химические свойства глюкозы". Инструкции к проведению эксперимента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Разработка урока химии:

«Строение и химические свойства

                          глюкозы»

                                                           

Мельяновская И.С.  ,учитель химии

первой  квалификационной  категории

МБОУ СОШ №3

                                                             г. Суража , Брянской обл.

                     

Аннотация

ТЕМА  УРОКА:

 Строение и химические свойства глюкозы.

КЛАСС: 10

ЧЕТВЕРТЬ: ΙV

УМК:

Программа  для общеобразовательных учереждений: Химия. 8-11 кл. Составитель Н.И. Габрусева- М.:Дрофа, 2000.- 192 с .  Автор О.С. Габриелян

Учебник по химии 10 кл., О.С. Габриелян- М.: Дрофа, 2004- 269 с.

Химия 10 класс: Настольная книга учителя О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов-М.: Дрофа, 2004-480 с.

Химия 10 класс: метод. Пособие О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов-М.: Дрофа, 2005- 159 с.

ТЕМА  УРОКА: Строение и химические свойства глюкозы.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.На основе проведения экспериментальных опытов доказать строение глюкозы;

2.На основе строения выяснить свойства глюкозы;

3.Выяснить специфические свойства глюкозы как представителя класса углеводов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения составлять алгоритм мыслительных операций,  познавательного интереса, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Печатные материалы к уроку.

На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

Организационный этап.

Этап формулирования темы урока и целей урока.

Актуализация знаний по теме.  

Экспериментальная работа.

Закрепление новых знаний и способов действий.

Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Итоги урока, рефлексия.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

Устный и письменный.

Фронтальный, индивидуальный.

Тема урока: Строение и химические свойства глюкозы.         

                   

Тип урока : изучение нового материала

Задачи урока:

      1.На основе проведения экспериментальных опытов  доказать строение глюкозы;

      2. на основе строения выяснить свойства глюкозы;

      3. выяснить специфические свойства глюкозы как представителя класса углеводов.

Оборудование:

                       -  презентация к уроку;

                      -   инструктивные карточки;

                       -  для выполнения лабораторных  опытов  растворы: NaOH, CuSO4 ,Ag2O (аммиачный р -р) ,р-р глюкозы, унив. индикаторная бумага, спиртовка ,спички , держатель ,(10 экземпляров ).

Структура урока.

Учитель:

«Я рада ребята приветствовать вас и наших гостей на нашем уроке и пожелать всем отличной работы. А урок хочется начать такими словами : {Если ты , придя с мороза

     Наливаешь крепкий чай

     Хорошенько сахарозу

    В чашке ложкой размешай.

    Виноградную глюкозу

    И медовую  фруктозу

    И молочную лактозу

    Любит взрослый и малыш

    Но крахмалом и клетчаткой ,

    Что совсем - совсем  несладки

    Тоже нас не удивишь

    Так устроена природа –

     Это тоже углеводы.

1 этап       Активизация мыслительной деятельности учащихся .

  1)Учитель:  Мы с вами познакомились на предъидущем уроке с классификацией вещств класса « УГЛЕВОДЫ », вспомним:

  - почему исторически сложилось так ,что  название класс             кислородсодержащих О.В получил   – УГЛЕВОДЫ? ;

- классификация :- На какие группы подразделяют представителей данного класса соединений?

                                - Назвать представителей моносахаров ,их нахождение в природе.

                               - Назвать представителей  дисахаров , их нахождение в природе.

                               - Назвать представителей  полисахаров , их нахождение в природе.

 (представители групп У.В.,их нахождение в природе ) (слайд-2-6)

-  противоречие этому есть? т.е. есть ли представители класса, которые не отвечают исторически сложившемуся определению ?  (пример дезоксирибозы )

Вопрос: - От чего же зависит принадлежность  веществ к определенному классу соединений? ( от строения )

               - Какие цели будут нашей  работы на  уроке? (выяснить строение и свойства углеводов)

ВЫВОД : следовательно сейчас  название класса У.В., связывают с их строением , которое и определяет их свойства ,поэтому задачи нашего урока и связаны с выяснением их строения и свойств .Мы начнем с моносахаров и с представителя данного класса – глюкозы.

 

      Тема урока: Строение и химические свойства глюкозы.(слайд-7)

       Задачи урока:( слайд-8)

      1.На основе проведения эксперимента доказать строение глюкозы;

      2 на основе строения выяснить свойства  глюкозы;

      3 выяснить специфические свойства глюкозы как представителя класса углеводов .

2)   Формула глюкозы -C6 H12O6 .

  ВАМ  уже смело можно сказать «дорогие коллеги » ,мы уже с вами изучили свойства классов кислородсодержащих  О.В., содержащих все функциональные группы , и их  специфические  особенности !   Поэтому сегодня ,проведя лабораторный эксперимент , Вы сможете сами  доказать строение глюкозы т.е. присутствие в молекуле определенных функциональных групп ,а на основе этого доказать ее химические свойства.

  Учитель: Пожалуйста перечислите  функциональные  группы :

  Учащиеся

  • OH
  • COH
  • CO
  • COOH

И обратите внимание на то ,что соотношение атомов  «С» и «Н»  определяется  формулой – СnН2n .

  Проблемный вопрос :Наличие  каких функциональных групп можно предположить  в составе молекулы? { ОН ,СОН,СО, СООН}(слайд-9)

   Проблемный вопрос 2: Сколько функциональных  групп может быть с наличием  «пи » связи?   {ответ учащихся-1} , а следовательно -ОН  групп ?( ответ учащихся-5 ).слайд-

   Проблемный вопрос 3 :  Какие опыты ВЫ должны провести  по доказательству наличия этих  групп?   {предположения эксперимента учащимися}

2 этап   Эксперимент (лабораторная  работа  по инструктивным карточкам). Одновременно на экране идет демонстрация опытов с использованием DVD. (см. слайды презентации).

  1. Результаты эксперимента и их обсуждение :

Опыт1:доказательство наличия карбоксильной группы (индикаторная бумага, или  лакмус ).

                    Вывод- нет данной группы.

Опыт2 и опыт3: доказательство наличия альдегидной группы

(реакции серебряного и медного зеркала)

                   Вывод люкоза – это альдегид;

Опыт4: доказательство наличия гидроксильных  групп (взаимодействие с гидроксидом меди (2) при о.у.)

                              Вывод: глюкоза – это многоатомный спирт   {АЛЬДОЗА}

  2) Анализ  свойств  глюкозы как альдегида.

  3) Анализ   свойств глюкозы как многоатомного спирта.

 

 3 этап  Демонстрация О.К.

   1) Учащиеся :Ведут запись уравнений реакций по СОН ,ОН группам.

   2) Учитель ведет запись уравнений реакций по брожению глюкозы.

(или сильные учащиеся , которым известен данный материал)

  1. этап             Рефлексия. 1) выполнены задачи урока ?

                                                    2)какие вопросы вызвали затруднения?

                                              3) что понравилось на уроке?

5 этап        Домашнее задание: какое д/з вы хотели бы получить?                                                                                                            (слайд-27)

                                                    --на доске ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ );

                                                    -- раздаточный материал (О.К.) .

 



Предварительный просмотр:

                                     Инструкция  к  проведению   эксперимента

                        по  выяснению  строения  и  химических  свойств   глюкозы.

Опыт №1:

В пробирку  прилейте 1мл. раствора глюкозы и испытайте раствор универсальной индикаторной бумагой. Сделайте вывод.

Опыт №2:

В пробирку прилейте 2мл. раствора глюкозы и прилейте 1 мл. гидроксида  натрия ,а затем 0,5 мл. раствора сульфата меди(2).Встряхните пробирку. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт №3:

1 группа:

Пробирку из опыта №2 нагрейте в пламени спиртовки, не доводя до кипения. Соблюдайте правила техники  безопасности. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

2 группа:

В пробирку прилейте 2 мл. раствора глюкозы, а затем прилейте 1.5 мл. аммиачного раствора оксида серебра. Нагрейте пробирку в пламени спиртовки, не доводя  раствор до кипения. Соблюдайте правила техники безопасности. Что наблюдаете? Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)

Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....

план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В  разработке для решения обозна...

контрольная работа по химии 8 класс, по теме: "Строение вещества"

контрольная работа по химии 8 класс, по теме: "Строение вещества"...

Контрольная работа по химии 11 класс по теме: «Строение вещества»

Контрольная работа по химии 11 класс по теме "Строение веществ. Химическая связь"...

Урок химии 9 класс "Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20"

Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов....

Урок химии в 8 классе по теме "Строение атома. Виды химических связей"

Обобщающий урок химии в 8 классе по теме "Строение атома. Виды химических связей"...

Презентация к уроку химии 9 класса: "Охрана окружающей среды от химического загрязнения"

В данной призентации собран материал, являющийся дополнением к материалу параграфа 38: "Охрана окружающей среды от химического загрязнения" (учебник О.С. Габриелян, Москва "Просвещение...