Главные вкладки

    Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»
    элективный курс по химии (9 класс) на тему

    Левченкова Нина Алексеевна

    Пояснительная записка

    В настоящее время  программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый курс даёт возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.

     Элективный курс  «Химия для всех и для каждого» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов. Основная цель разработки данного курса - приблизить содержание обучения химии к повседневным потребностям людей, способствовать формированию у учащихся интереса не только к химии как учебному предмету, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.

    Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.

    Программа содержит знания, вызывающие положительный интерес учащихся и положительную мотивацию изучения предмета. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний  и получения запланированных результатов. Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных  и итоговых результатов и выявить сбой  в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

    Включённый учебный материал имеет выраженный практический характер и может применяться для разных групп школьников, что соответствует задачам предпрофильной подготовки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ Велижская СОШ № 1

    Элективный курс

    для учащихся 9 классов

    «Химия для всех и для каждого»

    Учитель химии:

    Левченкова Нина Алексеевна

    Г. Велиж

    2014

    Пояснительная записка

    В настоящее время  программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый курс даёт возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.

     Элективный курс  «Химия для всех и для каждого» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов. Основная цель разработки данного курса - приблизить содержание обучения химии к повседневным потребностям людей, способствовать формированию у учащихся интереса не только к химии как учебному предмету, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.

    Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.

    Программа содержит знания, вызывающие положительный интерес учащихся и положительную мотивацию изучения предмета. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний  и получения запланированных результатов. Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных  и итоговых результатов и выявить сбой  в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

    Включённый учебный материал имеет выраженный практический характер и может применяться для разных групп школьников, что соответствует задачам предпрофильной подготовки.

    Задачи курса:

    1) Дать представление учащимся о физиологической роли некоторых химических элементов.

    2) Сформировать у учащихся осознание необходимости изучать вещества окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы правильно их применять.

    3) Развивать у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, соблюдая правила техники безопасности.

    4) Развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся.

    5) Расширять кругозор учащихся.

    6) Развивать у учащихся специальные умения и навыки  работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

    7) Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

    Содержание программы.

    1. Введение (1час).

    Роль химии в жизни человека.

    II.  Химические элементы в клетках  живых организмов. (2 часа).

    Химический состав человеческого организма, макроэлементы, микроэлементы,  биоэлементы.

    Биологическая активность отдельных химических элементов.

    Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма: кислорода, серы, фосфора, хлора, натрия, железа. Понижение содержания кислорода в организме. Основные проявления дефицита кислорода.

    Расчетные задачи: задачи с использованием понятия «массовая доля элемента в смеси», задачи с валеологическим содержанием.

    Демонстрации: коллекция металлов и неметаллов.

    III. Вещества в жизни человека (5 час.)

    Вода – самое удивительное вещество.

    Физические свойства воды.

    Агрегатное состояние.

    Изотопные модификации воды.

    Химические свойства.

    Вода в природе. Виды воды. Характеристика вод.

         Исследования воды. Гидрология.

    Биологическая роль.

    Интересные факты.

    Путешествие в мир веществ.

    Кислоты и щелочи в нашем доме. Состав и практическое использование.

    Соли в нашем доме: поваренная соль, кальцинированная сода, питьевая сода. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

    Солевой баланс в организме человека.

    Растворы и растворители.

    Процентная и молярная концентрация.

    Демонстрации: видеофрагменты CD – диска по теме «Вода – самое удивительное вещество», образцы воды из разных источников, коллекция солей, кислот, оснований.

    Лабораторные опыты:

         1. Экспериментальные задачи на определение кислот и щелочей.

    2. Качественные реакции на соли.

    3.Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

    4. Выведение пятен.

    Практические работы:

    1. Оценка качества воды.

    2. Очистка загрязненной поваренной соли.

    Расчетные задачи: задачи на вычисление процентной и молярной концентрации.

    IV. Химия вокруг нас. (7 час.)

      Экскурсия по аптечке. Немного истории. Болеутоляющие и жаропонижающие лекарственные препараты. Лекарства для лечения сердечно – сосудистой системы. Как ваша печень? Витамины. Лекарства для лечения пищеварительной системы. Защита от микроорганизмов. Допустимо ли самолечение? Правила приёма назначенных врачом лекарств.

         Химия и косметика.

    Носители запаха. Пудры и аэрозоли.

    Химия и гигиена.

    Мыло.  Зубная  паста. Дезодоранты.

    Химия и пища.

    Жиры, углеводы, белки в организме человека. Развитие пищевой промышленности.

        Пищевые добавки.

    Красители: натуральные пищевые и синтетические.

    Жевательная резинка:  польза или вред?

    Химия жевательной резинки. Пищевые добавки. Влияние жевательной резинки на организм. Время использования жевательной резинки.

    Демонстрации: аптечка с лекарственными препаратами, набор витаминов, коллекция солей, кислот, щелочей, видеофрагменты CD-диска по темам.

    Лабораторные опыты:

    5. Растворение аспирина в воде.

    6. Обнаружение глюкозы в молоке и ягодах.

    7. Исследование натурального мёда.

    8 .Выделение красителя из моркови.

    9. Выделение красителя из свёклы.

    10.Определение содержания многоатомных спиртов в жевательной резинке.

    11.Определение содержания серы в жевательной резинке.

    Практические работы:

    3. Составление парфюмерной композиции.

    V. Итоговое занятие (2 часа).

    Защита проектов.

    Анкетирование учащихся.

     

      Тематическое планирование.

    Наименование тем.

    Количество

    часов.

    I

    Введение. Роль химии в жизни человека.

    1

    2.

    Химические элементы в клетках живых организмов

    2

    2.1

    Химический состав человеческого организма.

    1

    2.2

    Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма.

    1

    3.

    Вещества в жизни человека.

    5

    3.1

    Вода – самое удивительное вещество

    1

    3.2

    Оценка качества воды

    1

    3.3

    Путешествие в мир веществ

    1

    3.4

     Очистка загрязнённой поваренной соли

    1

    3.5

    Растворы и растворители.

    1

    4.

    Химия вокруг нас.

    7

    4.1

    Экскурсия по аптечке

    1

    4.2

    Химия и косметика

    1

    4.3

     Составление парфюмерной композиции

    1

    4.4

    .Химия и гигиена

    1

    4.5

    Химия и пища.

    1

    4,6

    Пищевые добавки

    1

    4.7

    Жевательная резинка: польза или вред?

    1

    V

    Итоговое занятие

    2

    Предполагаемые результаты обучения.

    По окончании курса учащиеся должны знать:

    - физиологическую роль химических элементов для живых организмов;

    - состав и свойства химических веществ, окружающих их в повседневной жизни;

    Учащиеся должны уметь:

    - проводить исследование вещества на примере анализа примесёй воды;

     - составлять уравнения качественных реакций, проводимых на лабораторном практикуме;                                                                                                                    - производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации;                                        - проводить эксперимент по очистке поваренной соли при составлении парфюмерной композиции..

    Способы оценки эффективности обучения:

    - подготовка сообщений;

    - проект.

    Формы обучения: лекция, решение задач, занятие – путешествие, исследовательский практикум, занятие - презентация, дидактические игры.

    Методические рекомендации

    по организации и проведению элективного курса.

    Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных методов и форм обучения. Большая часть времени отводится на химический эксперимент, который учащиеся выполняют индивидуально или в малых группах но с таким расчётом, чтобы каждый ученик имел возможность работать практически.

    Занятие «Роль химии в жизни человека» является вводным и предполагает лекционную форму построения, или может быть проведено в форме беседы с учащимися.

    Занятие «Химический состав человеческого организма» предполагает лекционную форму построения с последующим решением задач.

    Занятие «Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма» предназначено для углубления и расширения знаний учащихся, полученных ими в курсе химии. Занятие может быть построено как устный журнал: учащиеся выступают с докладами. В конце занятия предполагается дидактическая игра, которая поможет ребятам не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществлять взаимоконтроль.

    Занятие «Вода – самое удивительное вещество» может быть построено в форме презентации проектно-исследовательской деятельности, предназначено для расширения кругозора учащихся.

    Занятие «Оценка качества воды» может быть построено как исследовательский практикум, способствующий формированию умения осуществлять исследование вещества на примере анализа примесей воды.

     Занятие «Путешествие в мир веществ» может быть построено как игра-

    путешествие с лабораторным практикумом.  Развивает  умения сравнивать, самостоятельно получать знания, воспитывает навыки безопасного применения средств бытовой химии.

    Практические работы «Очистка загрязнённой поваренной соли» и «Составление парфюмерной композиции»  предназначены для совершенствования экспериментальных умений  и навыков учащихся.

    Занятие «Растворы и растворители» предполагает лекционную форму построения с решением задач и лабораторным практикумом.

    Занятия «Экскурсия по аптечке» и « Химия и гигиена»  можно провести  в форме  урока-конференции. Эти занятия предназначены для ознакомления с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам.

    Занятие «Химия и косметика»    можно провести  в лекционной форме с элементами беседы.        

    Занятие «Химия и пища»  может быть построено как игра-путешествие с лабораторным практикумом; предназначено для углубления, осмысления и закрепления изученного материала.

    Занятие «Пищевые добавки» может быть построено как урок-семинар с лабораторным практикумом. Это занятие предназначено для самостоятельной работы учеников с дополнительной литературой, чтения дополнительных источников, сравнения материалов, выбора интересных фактов.

    Занятие «Жевательная резинка: польза или вред?» может быть построено как урок-исследование с лабораторным практикумом.

    Итоговое занятие можно провести в форме защиты проектов учащихся.

    Работа над проектом состоит из нескольких этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы, представление результатов, оценка результата.

    Темы проектов:

    • Аромат сирени из скипидара.
    • Имеет ли вода память?
    • Влажность воздуха и самочувствие человека.
    • Вода в космосе.
    • Розовое масло.
    • Физиологическая роль химического элемента ( по выбору ученика).
    • Экологические проблемы акватории страны.
    • Химчистка дома.
    • История одного элемента с древнейших времен до наших днёй.
    • Химия и керамика.
    • Химия и фарфор.
    • Химия и живопись.
    • Химия и архитектура.

    Элективный курс «Химия для всех и для каждого» предназначен для повышения познавательной активности учащихся. Для этого можно использовать рейтинговую оценку деятельности учащихся. На первом занятии необходимо познакомить учащихся с рейтинговыми баллами за каждый вид деятельности. Результаты достижений учащихся заносятся в таблицу после каждого занятия  и в конце изучения курса суммируются.

    Если ученик набирает более 70% баллов от числа возможных, то ему можно рекомендовать обучение на старшей ступени по естественнонаучному профилю.

    Таблица индивидуальных достижений учащихся.

    Фамилия,

    имя

    Подготовка

    докладов

    (1-5 бал.)

    Проведение

    эксперимента

    (1-4 балла)

    Отчёт по

    эксперименту

    (1-5 бал.)

    Решение

    задач

    (1-6 бал.)

    Проект

    (1-10 бал.)

    Итого

    Учебно – тематический план.

    Тема содержания

    курса

    Формы организации

    работы

    Экспе-

    римент

    Виды

    деятельности

    учащихся

    Продукт

    обучения

    1

    Роль химии в жизни человека.

    Лекция-диалог

    Ведение

    диалога

    Опорный

    конспект

    2

    Химический состав человеческого организма.

    Лекция

    Решение задач

    Работа с основными

    понятиями

    Решение

    задач

    3

    Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма.

    Устный

    журнал

    Сообщения

    учащихся

    Опорный

    конспект

    4

    Вода – самое удивительное вещество

    Урок-презентация

    Просмотр и

    анализ

    слайдов

    Конспект

    5

    Оценка качества

    воды

    Исследовательский

    практикум

    Пр.

    раб. 1

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    Рекоменда-

    ции по

    очистке

    воды

    6

    Путешествие в мир веществ

    Урок –

    путешествие

    Лаб.

    опыты

    1,2,3

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    Рекоменда-

    ции по

    применению

    кислот и щелочей

    7

    Очистка загрязнённой поваренной соли

    Практическая

    работа

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    Рекоменда-

    ции по

    очистке

    веществ

    8

    Растворы и растворители.

    Лекция с

    элементами

    беседы

    Лаб.

    опыт 4

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента,

    решение

    задач

    Рекоменда-

    ции  по

    выведению

    пятен

    9

    Экскурсия по аптечке

    Урок-

    конференция

    Лаб.

    опыт 5

    Доклады

    учащихся

    Рекоменда-

    ции  по

    применению

    лекарств

    10

    Химия и косметика

    Лекция- диалог

    Ведение диалога.

    Рекоменда-

    ции по

    применению

    косметических

    препаратов

    11

    Составление парфюмерной композиции

    Практическая

    работа

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    12

    Химия и гигиена

    Урок-

    конференция

    Доклады

    учащихся

    Опорный

    конспект

    13

    Химия и пища

    Урок- путешествие

    с лабораторным

    практикумом

    Лаб.

    опыты

    6,7

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    Доклады,

    опорный

    конспект

    !4

    Пищевые добавки

    Урок-семинар с лабораторным

    практикумом

    Лаб.

    Опыты

    8,9

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    Рекомендации

    по применению

    пищевых

    добавок

    15

    Жевательная резинка: польза или вред?

    Урок-

    исследование

    Лаб.

    опыты

    10,11

    Заполнение

    таблиц по

    результатам

    эксперимента

    Рекоменда-

    ции  по

    применению

    жевательной

    резинки

    16-17

    Итоговое

    занятие

    Защита

    проектов

    Презентация

    творческих

    проектов

    Проекты

    учащихся

            

     Литература для учащихся.

    1. Аринитейн А.И., Радченко Н.М., Петровская К.М., СероваА.А.

    Мир душистых веществ – М.:Колос,1983.

    2.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. М.: Просвещение.1977.

    3. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома – химики.М.: Химия. 1979.

    4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа. 1992.

    5. Ленсон И.А. Занимательная химия. – М.: 1996.

    6. Новожилов В.Л. В мире запахов. – М.: Знание. 1988.

    7.Шостак В.И. Природа наших ощущений. Книга для внеклассного чтения    учащихся 8-10 классов.- М:. Просвещение.1983.

    8. Энциклопедия для детей. Химия. Т.17./ Под. ред. В.А.Володина. – М.: 2001.

    Литература для учителя.

    1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.М.: Просвещение. 1983

    2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. М.:             Просвещение. 1977.

    3. Войтович В.А. Химия в быту. М.: Знание.1980.

    4. Габриелян О.С., Крупина Т.С. Пищевые добавки. Методическое пособие. М.: Сиринъ Према. 2006

    5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс М.: Дрофа. 2002

    6. Гроссе Э., Вайсмангель х. Химия для любознательных. Л.: Химия.1978.

    7. Морозова А.В. « Химия вокруг нас» Смоленск. 2008.

    7. Крупина Т.С. Пищевые добавки. М.: Сиринъ Према. 2006.

    8.  Панченко Т.А. Элективный курс «Химия запаха». //Химия в школе.-2008. № 9, с.49-54.

    9. Химия и технология душистых веществ./ Под. ред.П.М. Родионова

    М. 1953.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

    Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

    Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

    Общее образование для всех и для каждого

    Проект общего образования для всех и для каждого "Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»"...

    Мастер-класс "Мир - дело всех и каждого"

    Мастер-класс предназначен для проведения в муниципальном  профильном туристско-краеведческом лагере «Истоки».Цель: формирование патриотического мировоззрения через привлечение внимания к великому...

    Математика для всех и для каждого

    «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом ". В Концепции развития ...

    Школа для всех и для каждого

    Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребенка исследовать процесс адаптации к школе...

    Методическая разработка внеурочного занятия "Банки для всех и для каждого"

    Банки - важный финансовый институт экономики. Его услугами пользуется практически каждый гражданин, семья. Банковские операции постоянно совершенствуются, расширяются поэтому представления о том, как ...