Школа для всех и для каждого
проект на тему

Бывальцева Светлана Эдуардовна

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребенка исследовать процесс адаптации к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_dlya_vseh_i_dlya_kazhdogo.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Школа для всех и для каждого»

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала»

                 Сократ

Аннотация

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в  физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.                                                                                                                                                                   

  Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребёнком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учёбой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ещё в начальной школе ребёнок оказывается не совсем готов, могут способствовать у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребёнка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.

        Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу нередко приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Задача, стоящая перед  педагогическим коллективом, ПМПк - создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе. Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В проекте разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации проекта  задействованы учитель 1 класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог,  медицинский работник школы, логопед, родители.

Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно.    

 Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д.                                                                                                                                        

          При  неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

 Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а также сделать прогноз на дальнейшее развитие.

Деятельность педагогического коллектива школы  по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников.
  2. Создание предметно-пространственной среды.   
  3. Организация оздоровительно-профилактической работы.
  4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
  5. Организация внеурочной жизни первоклассников.
  6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
  7. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

В проект  работы по адаптации детей к школе входят:

- консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности»;

- проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;

- проведение цикла занятий с детьми «Ведение в школьную жизнь»;

- проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и высокий процент дезадаптации;

- проведение родительских собраний с родителями первоклассников  по правам, обязанностям, ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних, анкет для родителей.

Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Учитель 1 класса:

- Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;

- Делает первичные запросы и дает первичную информацию о ребенке;

Социальный педагог:

-Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

-Организует профилактическую и коррекционную работу;

-Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций

Педагог-психолог:

-Анализ диагностики (готовность к школьному обучению);

-Отбор детей для индивидуальной работы;

- Групповые коррекционные занятия с детьми.

Медицинский работник:

- Углубленный медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами и выявление отклонений в состоянии здоровья;

- Составление карточек здоровья детей; изучение медицинских карт детей в период  адаптации;

- Мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей.

Логопед:

- Диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

Цель проекта: организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.

Задачи проекта:

  • создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
  •  выявить индивидуальные качества личности ребенка;
  • психологическая и педагогическая поддержка учащихся в процессе адаптации к школьному обучению
  • сохранение физического и психологического здоровья учащихся;
  • своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению;
  • консультирование и психологическое просвещение родителей учащихся 1-х классов по основным проблемам адаптационного периода.

         

Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Сроки реализации проекта: 1 полугодие учебного года

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Методы и формы:

- Изучение документации;

-беседа;

- наблюдение;

- тестирование;

- анкетирование;

- анализ;

- консультирование;

- индивидуальная работа;

- групповая работа;

- диагностика

Проект включает в себя блоки занятий, посвященные культуре общения, бережному отношению к своему здоровью, эстетическому воспитанию, правовому воспитанию.

Первый блок «Общение» проводится в форме групповых занятий, и дает возможность уточнить свои индивидуальные особенности, самостоятельно и с помощью группы разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны; одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и определить свою жизненную установку и строить планы на будущее.

Второй блок «Здоровье», который также помогает учащимся определить своё отношение к жизни и к самому себе. Здоровье – основа плодотворной творческой жизни, радостного отношения к миру. На этом этапе дети разбираются со своим отношением к здоровью, думают о том, как распорядиться доставшимся от природы богатством, чем помочь себе.  (организация горячего питания в школьной столовой, за родительскую плату и бесплатное питание; ежедневное обеспечение учащихся молоком; проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью 1,5 -2 минуты на 10, 20 минутах урока; соблюдение режима дня; прогулки на свежем воздухе; осенние экскурсии в лес; 3 часа уроков физической культуры, согласно учебного плана; внеурочная деятельность).

Третий блок «Культура общения». Общение построено на формировании в нашем сознании образа другого человека, учит понимать внутренний мир человека, его действия, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Навыки культуры поведения помогают учащимся выяснять для себя, какие поступки следует совершать в самых различных жизненных ситуациях, чтобы мы, окружающие нас люди не теряли чувства собственного достоинства, уважали себя и друг друга.  

Четвертый блок «Права и обязанности». В данном блоке предполагается сформировать у учащихся понятия и представления о правах и обязанностях учащегося общеобразовательного учреждения, знакомство с правилами для учащихся в общеобразовательном учреждении. Проведение цикла родительских собраний о правах и обязанностях, ответственности  родителей по воспитанию несовершеннолетних детей.

Итоги реализации проекта.

Вывод:  для того, чтобы помочь ребёнку почувствовать  себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития в школе в период адаптации были  выявлены особенности психолого – педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения, была создана система психолого – педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности, а также созданы специальные педагогические и социально – психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно–формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

        В результате проведенных мероприятий 94%учащихся первых классов успешно адаптировались к школьному обучению к первому полугодию учебного года. 6% учащихся, которые не прошли успешно адаптационный период, были направлены на школьный ПМПк для разработки индивидуального маршрута развития и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее образование для всех и для каждого

Проект общего образования для всех и для каждого "Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»"...

Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»

Пояснительная запискаВ настоящее время  программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

Математика для всех и для каждого

«Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом ". В Концепции развития ...

Инклюзивная школа - школа для всех

Статья из опыта работы образовательного учреждения с детьми ОВЗ...

Методическая разработка внеурочного занятия "Банки для всех и для каждого"

Банки - важный финансовый институт экономики. Его услугами пользуется практически каждый гражданин, семья. Банковские операции постоянно совершенствуются, расширяются поэтому представления о том, как ...

Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"

Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...